[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2007 НИСАН 5767 – 4 (180)
ЛабораториЯ самосознаниЯ
Беседу ведет Тимур Киреев
В конце 2006 года вышел в свет юбилейный тридцатый номер журнала «Корни». Не так часто еврейские издания на русском языке достигают столь почтенного возраста. Об истории журнала и проблемах еврейского образования в России мы беседуем с главным редактором «Корней» Семеном Августевичем.
– Семен Иосифович, как вы пришли к своим корням – в прямом и переносном смысле?
– Я был обычным советским человеком. Карьера складывалась неплохо: кандидат психологических наук, декан факультета в Саратовском государственном университете... С еврейской жизнью я столкнулся в 1972 году – совершенно случайно. Я был в командировке в Вильнюсе. Мой приятель, страстный рыбак, попросил меня купить в Литве лодочный мотор, который в Саратове было не достать. Сделав это ценное приобретение, я решил отправить его по почте, но на почтамте отказались принимать посылку. «Почему?» – спрашиваю. «Вы что, не знаете? У нас евреи уезжают – все забито на три месяца вперед!» Вечером того же дня я пришел посмотреть на этот отъезд и увидел толпы людей, только и говорящих о том, что их ждет впереди… Эта энергия переезда, ощущение, что все они – одно целое, заразила меня. Импульс, полученный мною в 1972 году, получилось реализовать только в 1989-м, в последние годы существования СССР. Тогда мы создали в Саратове еврейскую организацию «Тшува», еврейскую школу, лекторий. Вскоре я был избран членом президиума ВААД, первой крупной еврейской организации России: занимался развитием еврейского образования, работал в Университете ВААДа. В 1992 году мы создали Народный университет еврейской культуры с региональными отделениями, который потом был преобразован в Ассоциацию народных университетов. Главной проблемой была нехватка преподавателей. Приходилось приглашать всех, кто имеет хоть какие-то знания о еврействе. Эти люди читали лекции на свободные темы. У меня, например, была лекция «Советское еврейство глазами заинтересованного человека». В то же время в стране появляется множество других еврейских организаций, они тоже ковали кадры. Люди не только получали национальное еврейское знание, но и осознавали себя, как часть единого еврейского народа. Это был спонтанный, неуправляемый процесс. Его участники нуждались в трибуне и площадке для дискуссий. Так появился журнал «Корни».
– Кто помогал вам создавать журнал?
– Много сделал Ицхак Авербух из «Джойнта». Он занимался техническими вопросами, ведал деловой составляющей издания. Когда мы стали издавать журнал, я уже жил в Москве, но курировал филиал Народного университета в Поволжском регионе. Так вот, в городах региона вскоре после выхода первых номеров «Корней» стали издаваться его «дочки» – местные журналы, состоящие из перепечаток и собственных материалов. В Самаре большой вклад в наше дело внесла Циля Сегаль, руководившая филиалом Университета. В Саратове активно работала Ольга Герман… Много имен можно вспомнить. Журнал стал своеобразной лабораторией самосознания. А начиналось все как система ликвидации безграмотности в СССР в 1920-х годах: каждый, кто хоть что-то знал, должен был передать свое знание наибольшему числу заинтересованных людей. И журнал «Корни» сыграл в этом свою роль. Он превратился в академическое издание с определенным кругом авторов-ученых. Мы первое издание такого рода, распространяемое по подписке, – причем число подписчиков не уменьшается, у нас постоянная аудитория.
– В каком состоянии, на ваш взгляд, находится еврейское образование сегодня?
– Помню, мы снимали для «Джойнта» ролик о работе нашей организации. Лил проливной дождь, но все равно пришло очень много людей. Нас в «Джойнте» спросили: «Как вы заставили их прийти в такую погоду?» Никто никого не заставлял. А вот сегодня, когда доступ к знаниям о еврействе открыт, число интересующихся уменьшилось. Думаю, основная причина – противоречие между религиозным и светским взглядами на еврейство. К тому же сегодня существуют противоречия между различными социальными группами еврейской общины и между различными течениями в иудаизме. Так, скажем, религиозные евреи очень жестко относятся к смешанным бракам. На Западе такого жесткого неприятия не существует, община стремится создать условия для естественного вовлечения в еврейство. Я думаю, это правильный путь. Необходимо транслировать еврейскую культуру максимально широко, дать всем, имеющим отношение к еврейству, возможность сделать выбор в пользу своих национальных традиций. Надо преодолеть закрытость еврейской общины, но при этом остаться собой.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru