[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2007 НИСАН 5767 – 4 (180)

 

Архитектурные особенности синагог ДрогобыЧа

Иосиф Гельстон

Западная Украина была присоединена к Советскому Союзу лишь в сентябре 1939 года. Возможно, двадцатилетний разрыв во времени от начала разрушения и переделки культовых зданий коммунистическим режимом на Восточной Украине и в других регионах Советской России позволил сохранить в Галиции значительно большее количество еврейских памятников. Благодаря этому современные исследователи имеют возможность изучать историю строительства синагог не только по рисункам и фотографиям, но и по сохранившимся в Западной Украине памятникам еврейской архитектуры. Значительное количество синагогальных зданий – 8 из 20, существовавших перед второй мировой войной, включая крупнейшую синагогу Западной Украины, – сохранилось в прикарпатском городе Дрогобыче[1]. Деятельность местной еврейской общины в немалой степени отобразилась на облике города. Обнаружение в 40-х годах XIX века залежей нефти и горного воска (озокерита) в расположенном в 5 километрах от Дрогобыча местечке Бориславе преобразило жизнь старинной еврейской общины. Евреи стали пионерами в освоении «галицийской Калифорнии». Численность еврейского населения города быстро росла, а вместе с ней увеличивалось число различных еврейских институций, инициировавших строительство синагог.

Большая синагога на Лане.

Первое упоминание о евреях в Дрогобыче датируется 1404 годом и связано с доверенным лицом польского короля Владислава Ягелло Волчком, который содержал в этом городе соляные разработки[2]. Добыча соли в Дрогобыче привлекала зажиточных еврейских торговцев, что привело к заселению евреями прилегающей к соляным месторождениям территории[3].

Постепенное увеличение еврейского населения в Дрогобыче в XV–XVI веках в районе Соляного озера и на границе сел Зварыч и Завижна (ныне территория города) вынудило его проникать в новые сферы деятельности: «шинкование меда» (придание меду крепости), варение пива и «пропинация» (изготовление спиртного)[4]. Ранее монополия на производство спиртных напитков в Дрогобыче принадлежала костелу и магистрату, которые подали жалобу на евреев в королевский суд[5]. Растущая конкуренция со стороны евреев заставила магистрат искать помощи у королевской власти: в 1578 году король Стефан Баторий даровал христианским жителям Дрогобыча привилегию «De non tolerandis Judaies» (запрет на проживание евреев в городе), которая к тому времени уже была предоставлена таким городам Галиции, как Самбор (1542 год), Городок (1550 год), Мостиска (1568 год), Старый Самбор (1569 год)[6]. Согласно этому королевскому указу запрещалось постоянное проживание евреев в Дрогобыче, содержание ими аренд, ведение ремесел и торговли в городе, за исключением ярмарочных дней. За нарушения королевского указа налагался значительный штраф (в размере 100 марок)[7].

Период между 1578 и 1616 годами не представлен архивными документами, которые свидетельствовали бы о существовании еврейской общины в Дрогобыче. На факт еврейского присутствия неподалеку от городских укреплений указывает привилегий польского короля Владислава IV 1616 года, подтвержденный в 1634 году подскарбием короля и дрогобычским старостой Яном Даниловичем. Согласно королевскому привилегию евреям предоставлялась площадь под застройку еврейской улицы размером в 1 лан или 30 моргов (18 га) за 100 злотых в год[8]. Возникший таким образом еврейский квартал получил название «Лан». В соответствии с этим привилегием евреи имели право построить синагогу и содержать другие общинные институции. В 1648 году, во время штурма Дрогобыча казацкими отрядами под предводительством Богдана Хмельницкого, Лан был разрушен вместе с находившейся там синагогой. Об этом можно узнать из жалобы Арона Гошковича и Льва Ароновича, поданной в Львовский городской суд в сентябре 1649 года на помогавших Хмельницкому местных жителей[9]. Заинтересованные в расширении соледобычи в Дрогобыче, польские монархи готовы были поддержать еврейское население города: так, в декабре этого же года польский король Ян Казимир не только подтвердил привилегий Владислава IV для евреев, но и значительно его расширил[10].

В начале 50-х годов XVII столетия еврейская улица отстраивается и превращается в центр городской торговли, который с площади Рынок переместился на Лан, где и находится до настоящего времени. Новая жалоба дрогобычских мещан на евреев в 1663 году уже не приводит к ограничению их хозяйственной деятельности[11]. В 1664 году магистрат Дрогобыча и руководство общины пришли к соглашению, согласно которому евреям позволялось содержать в городе десять лавок и две корчмы, а также торговать продукцией, которая не конкурирует с изделиями христианских цехов. За это соглашение еврейская община была обязана платить ежегодно 200 злотых (позднее эта сумма была увеличена, как, впрочем, и число еврейских лавок и корчем)[12]. Со второй половины XVII века еврейское население города постоянно растет. По данным переписи 1663 года, на Лане находилось 15 еврейских домов, в которых проживало от 30 до 40 семей. Такое же количество евреев жило в пригородах Завижна и Зварыч вблизи соляных разработок. К 1716 году население на Лане значительно увеличилось и составило 100 еврейских семей, а вместе с пригородами – 203 семьи[13]. Вместе с ростом общины возникла необходимость в увеличении размеров синагоги. В 1711 году еврейская община получила разрешение архиепископа Яна Казимира на реставрацию синагоги в счет общинного долга, который следовало выплатить католическому духовенству еще в 60-х годах XVII века[14]. В 1713 году, во время пожара, Лан вместе с синагогой сгорел. Архиепископ Александр Антоний в 1726 году позволил евреям Дрогобыча отстроить новую синагогу на прежнем месте при условии, что она не будет выше и больше, чем старая[15]. После окончания строительства община вновь оказалась в долгах, однако это не помешало в 1743 году, во время пребывания на должности руководителя еврейской общины содержателя доходов Дрогобычского староства Зельмана Вольфовича, перестроить синагогу в камне и оборудовать галереи для женщин[16]. Новая синагога – единственное на Лане каменное здание – служило убежищем и защитой для евреев и одной из архитектурных доминант города. Однако, после того как на соседнем с ней участке было воздвигнуто монументальное здание большой синагоги (1865 год), синагога XVIII века на Лане утратила свое значение и превратилась в бейс-мидраш. В 1996 году автору этих строк удалось обнаружить фрагменты руин исторической синагоги, которые в послевоенные годы оказались встроенными в хлебозавод. Лучше других сохранилась южная стена, в которой видна глубокая полукруглая ниша синагогального окна. По пролому в восточной стене можно определить ее толщину в 2,5 метра, что вполне соответствовало строительным нормам середины XVIII века. Синагога вытянута в плане с запада на восток (23,7х12,4 м), что свидетельствует о преобладании в городе западноевропейской строительной традиции; хотя большинство древних синагог Галиции имели форму равностороннего прямоугольника или квадрата, характерную для восточно-византийского зодчества. В конце XVIII века в таком же стиле, как синагога на Лане, была построена синагога благотворительного общества «Зихрей Лев» на улице Подвальной[17]. Уже в XIX веке к основному объему синагоги с восточной стороны добавили пристройку длиной в 6 метров, поэтому ее западная часть выглядит более древней. Расположение этой синагоги в центральной части Дрогобыча свидетельствует о том, что во второй половине XVIII века евреи начали селиться за пределами Лана.

 

Клойз на улице Гончарской.

Дом престарелых.

В еврейских кварталах галицийских городов первой половины XIX века сформировался комплекс общественных зданий, состоявший из большой синагоги, бейс-мидраша (служившего как зимним молитвенным домом, так и местом изучения Торы), профессиональных синагог – портных, резников, купцов и т. д.[18] Подобные комплексы существовали в расположенных неподалеку от Дрогобыча местечках: Болехов, Борислав (за рекой Тысменица), Самбор (квартал Блих), Стрий, Старый Самбор, Турка и др. К сожалению, в Дрогобыче аналогичный ансамбль не сохранился: обветшавшие строения возле старой синагоги разобрали в 1842 году в связи с началом работ по строительству нового здания синагоги[19]. Активизация строительной деятельности на Лане была вызвана действиями австрийских властей. По их приказу в 1783–1785 годах евреи, проживавшие в центральной части города, были вынуждены продать свои дома христианам и переселиться на Лан[20].

В период от начала XIX века вплоть до принятия австрийской конституции 1867 года, отменившей ограничения на проживание евреев в городах империи, сформировалась современная архитектурная среда квартала Лан. В восточной его части было воздвигнуто монументальное здание крупнейшей в Галиции синагоги. Инициатором ее строительства, которое растянулось на 23 года, выступило руководство еврейской общины во главе с местным хасидским цадиком Лейзером-Нисаном Тейтельбаумом[21]. Образцом для внешнего оформления дрогобычской синагоги была выбрана синагога в Касселе (1830 год, Германия) с изображением на фасаде характерных романских аркатурных поясов[22]. В определенной мере подобное украшение служило свидетельством лояльности к властям, поскольку приверженность к неороманскому стилю считалась проявлением австрийско-немецкого патриотизма. Для поддержки массивного свода использована известная еще в начале XVII века девятиполевая схема с четырьмя мощными и равноудаленными колоннами, удерживающими арочные перекрытия большого молитвенного зала (23х19,5 м)[23]. По периметру внутренних стен, в каждом из полей расположены 12 полукруглых арок, которые соответствуют количеству колен Израиля. Такой же символикой наделен фриз большого треугольного фронтона, насчитывающий 12 небольших арок. Щипец главного фронтона венчают полукруглые скрижали Завета. Высокие пилоны у входа удерживают меньший треугольный фронтон – конструкция, символизирующая две колонны Иерусалимского Храма, называемые «Яхин» и «Боаз». Фриз нижнего фронтона украшают семь небольших арок – по числу стволов храмового светильника – Меноры. Две трехэтажные пристройки с южной и северной сторон значительно расширяют западный фасад, делая синагогу T-образной в плане. Сочетание пристроек и пилонов придают фасаду синагоги монументальный вид. Сложная конфигурация фасада, расположение фронтонов на разных уровнях словно подтверждают старую традицию строительства синагог, которая проявляется не столько в деталях внешнего декора, сколько в игре объемов. С другой стороны, использование в оформлении фасада элементов декора, характерных для немецкого стиля «Рундбоген», гармонично сочетается с еврейской символикой[24].

 

Начало XIX века было ознаменовано интенсивным распространением хасидского движения в Восточной Европе. В силу определенного отличия хасидского молитвенного ритуала от принятого в ашкеназском обществе, формирование кружков хасидов в общинах Восточной Европы сопровождалось строительством особых хасидских молелен («клойзов»). Примером хасидского клойза в Дрогобыче является дом молитвы на старинной улице Гончарской, увековеченный на одной из работ художника и писателя Бруно Шульца[25]. Здание клойза удачно вписывается в застройку двора. Слева на фасаде две двери: одна ведет в молитвенный зал, другая – на галереи для женщин. Такая двухдверная система должна была служить для разделения мужчин и женщин во внутреннем пространстве синагоги. Клойз на Гончарской, в отличие от других синагог на Подвальной и на Лане, вытянут в плане не с запада на восток, а с севера на юг. Такая необычная планировка потребовала оригинального решения при размещении алтарного шкафа (Арон Койдеш). Обследование здания показало, что на третьем от двери окне восточной стены отсутствуют наличники, украшающее все остальные окна. Можно предположить, что третьего оконного проема в период использования здания по назначению не было, а со стороны молитвенного зала на его месте находилась ниша Арон Койдеш. Такое же расположение дверей окон и алтарного шкафа имели две синагоги во Львове. Одна из них находится в глубине двора дома № 12 на площади Рынок (1878 год), а вторая во дворе дома № 8 на ул. Майера Балабана (1924 год)[26]. Здесь их необычная планировочная структура определена плотностью жилой застройки.

Освоение прикарпатских нефтяных месторождений во второй половине XIX века стало причиной бурного экономического развития Дрогобыча и местной еврейской общины. Наиболее богатые нефтепромышленники и купцы, разбогатевшие на продаже нефти, – Гартенберги, Лиденбаумы, Фаерштейны начали строить в центре Дрогобыча роскошные виллы и жертвовать деньги на благотворительность. В частности, фонд супругов Гартенберг пожертвовал в 1888 году свои средства на строительство в Дрогобыче еврейского дома для престарелых, в центральном корпусе которого располагалась синагога[27]. Зажатая с двух сторон женским и мужским отделениями, синагога дома престарелых была вытянута в глубь двора таким образом, что восточная и западные стены молитвенного зала оказались на 4,5 м длиннее северной и южной.

Синагога на улице Стрийской.

В 1909 году на углу современных улиц Ивана Мазепы и Шолом-Алейхема по заказу представителей ассимилированной еврейской интеллигенции была построена синагога, фасад которой был оформлен в модном в то время стиле венской сецессии. Казалось бы, внешние размеры здания (18,2х14,6 м) позволяли архитектору сделать молитвенный зал хотя бы квадратной формы. Однако в период строительства синагоги, по-видимому, уже укрепилась определенная локальная строительная традиция, сложившаяся при проектировании более ранних еврейских культовых зданий Дрогобыча. Молитвенный зал не только не делается удлиненным в сторону алтарного шкафа, а наоборот – его пропорциям придается соотношение 2:1 (16,9 м – восточная и западные стены; 7,8 м – южная и северная), хотя это вовсе не было обусловлено плотностью застройки[28]. Чем же так привлекала заказчиков строительства дрогобычских синагог удлиненная восточная стена, в которой, как известно, находится Арон Койдеш со свитками Торы? Скорее всего, ее святость. Место возле восточной стены синагоги было чрезвычайно почетным и предназначалось для уважаемых членов еврейской общины. Оно покупалось за немалые деньги и передавалось по наследству. Большим авторитетом пользовались именно те еврейские семьи, представители которых на протяжении нескольких поколений молились возле Арон Койдеш. Таким образом, удлинение восточной стены позволяло большему числу молящихся пользоваться наиболее почетным местом молитвы. Вместе с тем увеличение размера западной стены использовалось для строительства более широких галерей для женщин. Именно так и сделано в рассматриваемой нами реформистской синагоге. С внешней стороны на фасаде расположено шесть с полуциркульным окончанием удлиненных окон. Расстояние между третьим и четвертым окнами намного шире, чем остальные межоконные промежутки, однако оконный проем посередине отсутствует. Со стороны молитвенного зала именно в этом месте и находился алтарный шкаф.

Синагога на улице Ивана Мазепы.

Рисунок этого шестиоконного фасада почти один к одному повторяется в оформлении восточной стены небольшой синагоги «Бейс Йосеф» на улице Стрийской, построенной на окраине города в 20-х годах ХХ века, с той лишь разницей, что вверху над алтарным шкафом пробито круглое окошко-люнет[29]. Камерная синагога (площадь молитвенного зала не превышает 30 квадратных метров) «Бейс Йосеф» нарочито вытянута с юга на север. На восточной стороне синагоги размещено восемь окон, а на северной не более двух. Это небольшое здание одной из последних синагог Дрогобыча стоит поперек регуляционной линии улицы, словно корабль, заблудившийся в море времени и плывущий в никуда. Неоштукатуренные, из обожженного кирпича, стены говорят о том, что плавание этого корабля было бурным. В период странствий он потерял команду и пассажиров, но, ощетинив миниатюрный барочный фронтон северного фасада, продолжает по инерции двигаться в неизведанное будущее...

Анализ планировочной структуры сохранившихся еврейских культовых зданий Дрогобыча позволил нам выявить особую строительную традицию, по всей видимости сформировавшуюся в этом городе в XIX столетии. Характерной ее особенностью была непропорционально вытянутая восточная стена, представляющая собой центральную часть сакрального пространства синагоги. Эта традиция, возможно изначально заданная условиями плотной городской застройки, в дальнейшем получила самостоятельное существование и стала частью локального архитектурного канона.


<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru

 



[1] S. Rothenberg, List o zagladzie Zydow w Drohobyczu. London, 1984. S. 7.

[2] M. Horn, Zydzi na Rusi Czerwonej XVI–XVII wieku, Warszawa, 1975. S. 15.

[3] L. Wikler, «Z dziejow Zydow w Drohobyczu»// Biuletyn zydowskiego instytutu historycznego», 1969. № 71–72, s. 39.

[4] M. Mscywuiewski, Krolewskie wolne miasto Drohobycz, Lwow – Drohobycz, 1929, s. 23; F. Gatkewicz, Archiwum m. Drohobycza, Drohobycz, 1907, s. 225.

[5] F. Gatkewicz, Archiwum m. Drohobycza, s. 122.

[6] M. Horn, Zydzi na Rusi Czerwonej XVI–XVII wieku, s. 38.

[7] F. Gatkewicz, Archiwum m. Drohobycza, s. 131.

[8] L. Wikler, Z dziejow Zydow w Drohobyczu, s. 60.

[9] Центральный государственный исторический архив Украины во Львове (ЦГИАУ, Львов, ф. 9, оп. 1, д. 399, сс. 961–964).

[10] Akty grodzkie i ziemskie (AGZ), t. X, s. 263, № 4336, Lwow, 1884.

[11] F. Gatkewicz, Archiwum m. Drohobycza, s. 225.

[12] Там же, s. 239, 257.

[13] Еврейская энциклопедия, СПб., 1909–1912. Т. 7, с. 345.

[14] L. Wikler, «Z dziejow Zydow w Drohobyczu», s. 47.

[15] L. Wikler, «Z dziejow Zydow w Drohobyczu», s. 48.

[16] M. Mscywuiewski, «Krolewskie wolne miasto Drohobycz», s. 24.

[17] Государственный архив Львовской области (ГАЛО), ф. 1205, оп. 1, д. 6, с. 211.

[18] M. Balaban, Zabytki historyczne Zydow w Polsce, Warszawa, 1929. S. 59.

[19] Eврейская энциклопедия, СПб. Т. 7, с. 346.

[20] Dodatek tygodniowy do «Gazety Lwowskiej», Glownejszy miasta Galicji, № 27. Lwow, 1868. S. 137.

[21] M. Mscywuiewski, Krolewskie wolne miasto Drohobycz, s. 24.

[22] С. Кравцов, «Синагоги Захiдноi Украiни, стан i проблеми вивчення»// «Вiсник Iнституту Укрзахiдпроектреставрацiя», № 2, Львiв, 1994, с. 14.

[23] Бюро техинвентаризации (БТИ) Дрогобыча, дело № 322.

[24] С. Кравцов, «Синагоги Захiдноi Украiни, стан i проблеми вивчення», с. 14.

[25] J. Ficowski, «Saga balwochwalca». Warszawa, 1988. S. 98.

[26] ГАЛО, ф. 2, оп. 2, д. 3656, л. 33–35; ф. 2, оп. 1, д. 7017.

[27] ЦГИАУ, Львов, ф. 146, оп. 63, д. 1049.

[28] БТИ Дрогобыча, дело № 620.

[29] ГАЛО, ф. 1205, оп. 1, д. 6, с. 35.