[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 2007 АДАР 5767 – 3 (179)

 

Двойной стандарт

Ян Шенкман

Весенний праздник Пурим – вечное напоминание о том, что мы живем по двойным стандартам. Ведь это только с точки зрения евреев царица Эстер совершила благодеяние и даже подвиг. А с точки зрения персов ее поступок иначе как антипатриотичным не назовешь. Разве не так? Воспользовавшись своим положением, Эстер разрушила планы государственного чиновника. То, что это планы человеконенавистнические, – другой вопрос. От государства вообще трудно ожидать проявлений высокого гуманизма. На то оно и государство. Институт социального подавления. С его позиций такие люди, как Эстер, – пятая колонна, предатели. И все мы – пятая колонна с его позиций. Удивительно, как мало изменилось с тех времен. Хоть речь и не идет (пока) о тотальном уничтожении, дилемма та же. Государство или нация. Закон или мораль. Что выбрать? Ответа нет. Выбор осуществить почти невозможно. Но говорить об этом необходимо, иначе от раздвоения личности можно сойти с ума.

На самом деле стандартов гораздо больше. Ведь человеческая жизнь, слава Б-гу, не ограничивается национальностью и гражданством. Это хорошо видно, если вспомнить, какие праздники на протяжении года нам приходится праздновать.

Государственные. От многих из них за версту отдает казенщиной. Кто с восторгом и искренним пылом в душе празднует, например, День Конституции? Я не знаю таких людей. Это вовсе не означает презрения к Конституции или, того пуще, антиконституционного заговора. Соблюдать – да. А праздновать? Как-то странно. Но демонстративно не праздновать тоже странно. Выглядит юношеским максимализмом, нелепой позой.

Другой круг – профессиональные праздники. Вроде бы формальная вещь. День шахтера, День электрика, День стоматолога (не знаю, есть ли такой, но если нет, то скоро обязательно будет). Это праздники не для всех. Если для вас работа – халтура или тяжелая повинность, забудьте об этих днях. Но я точно знаю, сам видел: профессиональные учителя свои праздники отмечают. Космонавты – тем более. Я и сам стараюсь отмечать День печати, профессиональную журналистскую дату. Правда, по советскому еще календарю, пятого мая. С тех пор этот праздник переносили многократно, уследить практически невозможно.

Самая спорная дата из этой серии – День Российской армии. Для пацифистов армейский праздник не приемлем по принципиальным соображениям. Не служившим в Вооруженных силах он скорее всего безразличен. Служившим дорог и важен.

Семейные праздники. Новый год, Восьмое марта, дни рождения. Тут лишь на первый взгляд все понятно. Празднование Нового года входит в жесткое противоречие с католическим, православным и григорианским Рождеством. Восьмое марта игнорируют феминистки. Наиболее однозначный праздник вроде бы день рождения. А если он совпадает с Первым мая или тридцать первым декабря? Бывает очень обидно.

А есть праздники совсем уже личные. Дата первой встречи с любимой девушкой, день рождения ребенка, день приезда в город или страну. Или даже дата покупки новой квартиры. Для многих они важнее, чем Новый год, и уж точно важнее, чем День электрика.

Шизофреническая раздвоенность преследует нас на каждом шагу. Человек расслаивается на целый спектр социальных ролей. К одной-единственной его никак не свести. Кто ты в первую очередь? Гражданин своей страны? Еврей? Служащий фирмы? Или отец семейства? А может быть, в первую очередь бывший военнослужащий? Есть и такие люди. Редко кто может с уверенностью заявить, что на первом месте у него самолеты и только потом девушки. Для нормального человека в первую очередь – и то, и другое, и третье. Он из этого состоит.

 

* * *

В ортодоксальном иудаизме существует традиционный принцип «дина де-малхута – дина». В переводе это означает «закон в стране – закон». То есть религиозные евреи должны скрупулезно соблюдать порядки страны проживания. Соответственно, закон России – это их закон. И не еврейское дело – вмешиваться в политику. С одной только оговоркой: пока политика не вмешивается в еврейскую жизнь. Пока власть не берет курс на установление государственного антисемитизма, либо пресечение еврейской жизни в стране, либо на ограничение в свободе передвижения, либо в случае установления несправедливых отношений с еврейским государством, где живут близкие и родные российских евреев. Тогда евреи должны бороться с несправедливой властью. Это их прямая обязанность.

Закон страны – закон. Но одно дело закон, совсем другое обычаи. Следовать им в России не заставляет никто. Только сила инерции и косые взгляды соседей. А вот, скажем, в Древней Греции заставляли, несмотря на всю царившую там демократию. Если верить академику Гаспарову, происходило это примерно так: «Каждый гражданин обязан был участвовать в шествиях, молебнах, жертвоприношениях, какими бы странными они ему ни казались. А верил он или не верил в то, что об этих богах рассказывалось, и если не верил, то во что он верил вместо этого, – в это жрецы не вмешивались».

То есть вера стояла на втором месте. На первом – следование обычаям, подкрепленное силой закона, надо сказать, довольно бесцеремонного.

А у нас на первом месте стоит все та же сила инерции. Если общественное мнение в России и существует, то именно такое – на уровне косых взглядов. Под этими взглядами слабому человеку ничего не стоит сменить вероисповедание, принципы, внешний вид.

Между прочим, в Персии много веков назад все тоже было непросто. Вот что пишет об этом раввин Йосеф Телушкин: «Самый важный, хотя и редко поминаемый урок Книги Эстер в том, что еврейская община должна вести себя тактично по отношению к любому своему члену. Начать с того, что само имя Эстер подозрительно напоминает о вавилонской богине Иштар (как если бы сегодня еврейка получила имя Кристина, буквально “Христианка”) и явно свидетельствует о масштабах ассимиляции евреев среди иноверного окружения. Вполне можно было ожидать, что вступившая в смешанный брак “королева красоты”, скрывающая свою религиозную принадлежность, вряд ли будет рисковать жизнью ради народа своих отцов».

Урок действительно очень важный. Видимо, окончательной ассимиляции не бывает. По крайней мере, в первом поколении. Существовать по двойному стандарту ты обречен. Выбирать вынужден. Тем более в современном мире, мультикультурном, полинациональном. Жестоко спрашивать ребенка: «Кого ты больше любишь, маму или папу?» Но иногда приходится отвечать.

 

* * *

И еще о силе инерции. Тенденция к толерантности и политкорректности, охватившая западный мир, имеет не только плюсы. Она воспитывает в нас нерешительность, релятивизм, безразличие. Оказавшись перед принципиальным выбором, мы предпочтем или не выбирать ничего, или выбрать оба варианта сразу. Лишь бы не нарываться на конфликт, лишь бы не выделяться из общей массы.

Релятивизм естественным образом приводит к десакрализации вещей жизненно важных. Особенно для традиционных культур.

У меня есть приятель, человек доброжелательный и веселый. И, естественно, толерантный. Он с одинаковым любопытством и уважением относится ко всем религиозным праздникам. Отмечает ирландский праздник Хэллоуин, еврейскую Хануку, все три Рождества, Татьянин и Валентинов дни. А заодно почитает божество Ктулху, выдуманное в начале прошлого века американским писателем Говардом Лавкрафтом. Будучи человеком много и охотно пьющим, он не видит разницы между религиозными культами. Все они – лишь повод хорошо провести время и похмелиться.

Мой друг – типичное дитя эпохи. К тому же атеист. Выбор он не делает принципиально. Выбрав одно, неизбежно отказываешься от другого. А зачем себя обеднять?

Так ведут себя не только атеисты. Тенденция к десакрализации прослеживается и у верующих. Даже последователи ислама, за которыми в общественном сознании закрепилась репутация бескомпромиссных фанатиков, ведут себя вполне толерантно, например, в отношении христианского Рождества. В Малайзии в рождественские дни супермаркеты украшают гирляндами, возле них стоят зазывалы в костюмах Санта-Клаусов. Традиция обмена рождественскими подарками активно развивается среди представителей мусульманского большинства. В Иране Рождество – внутриобщинный христианский праздник, на который вполне могут заглянуть и мусульмане. И так далее.

Все это не исключает и проявлений радикализма. Но смешение культур идет так стремительно, что радикалы не всегда успевают на него реагировать. Сочетания бывают удивительные и забавные. Совершенно невообразимое граффити наблюдал я недавно на стенах Бутырского изолятора: «Инь и Ян – Аминь!» Все смешалось в голове у этих людей…

Выбор сделать трудно, почти невозможно. Но и не выбирать нельзя. Хорошо сказал по этому поводу ленинградский писатель Владимир Шинкарев: «Если отказываешься решать сам, выбор за тебя сделает дьявол».

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru