[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАРТ 2007 АДАР 5767 – 3 (179)
Здоровье тела, сознаниЯ и духа
Составитель Шолом-Бер Вайнберг
Лучше чем-то поступиться
…Пишу в ответ на Ваше письмо, где Вы описываете свое состояние здоровья, особенно сухость в горле. Вы пишете, что консультировались с врачами, и они не могут точно определить причину сухости, но рекомендуют Вам отдых: как бы то ни было, Ваши голосовые связки нуждаются в нем, сейчас Вам надо говорить как можно меньше. Тут же Вы пускаетесь в описания, как трудно Вам это дается, учитывая Ваше положение и работу.
Вот что тут можно сказать, – вспомнив, чему учили мудрецы: иногда лучше поступиться чем-то и за счет этого обрести благо.
Заповеди не могут вступать в конфликт между собой
…В связи с Вашим здоровьем: Вы безусловно должны делать то, что велят доктора. И конечно, можно организовать все так, чтобы требования врачей не вступали в конфликт с Вашими священными трудами.
Тут особенно важно помнить, что «забота о здоровье и целостности нашего тела» сама по себе является «неотъемлемой частью нашего служения Б-гу». А значит, одна заповедь <забота о здоровье> никак не может вступать в конфликт с другой <Вашими священными трудами>.
Это именно тот случай, когда человек, соблюдая рекомендации врачей, должен преисполниться радости, – и эта радость устранит все физические препятствия. Когда это происходит, телесное не слишком далеко отстоит от духовного <Ваша духовная работа и забота о телесном здоровье окажутся слиты воедино>.
«Праздничный пир» по случаю выздоровления
…Мне приятно было узнать о том, что Вы собираетесь дать «праздничный пир» <чтобы вознести молитвы и благодарности Б-гу по случаю выздоровления>.
Такой «пир» соединяет два важнейших принципа: «люби ближнего своего» (Ваикро, 19:18), что есть «первое правило Торы» (Иерусалимский Талмуд, Недорим, 9:4). И второй: «Милость и правосудие петь буду, Тебе, Г-споди, воспою» (Теилим, 101:1), а также «славьте Его, рассказывайте обо всех чудесах Его» (Теилим, 105:2).
Это открывает перед нами те основания, на которых Б-г сотворил мир, в силу чего Он может <если возжелает> вмешиваться в естественный ход вещей, верша в физическом мире чудеса <и чудесным образом возвращая здоровье> во имя человека.
Как учил Алтер Ребе, вознесение благодарственных молитв <в связи с выздоровлением> являет наш возврат в состояние совершенно здорового человека. Так пусть предстоящий «праздничный пир» принесет Вам всю полноту здоровья и сил…
Б-г несомненно вознаградит всех вас <собравшихся на пир> Своею наградой, о которой сказано, что она «мера за меру, но сколь же больше того». Пусть все Вы испытаете на себе Его врачевание, устраняющее всякое зло раз и навсегда. Очевидно, что это отличное от человеческого врачевание <когда исцеление не исключает возврата болезни>, – о нем говорили мудрецы, да будет благословенна их память.
О важности выполнения указаний врача
Силами исцелять врача наделяет Б-г
Я получил сообщение о том, что Вы – упаси Б-г – не выполняете указаний врача. Если это действительно так, то теперь Вы тут же начнете неукоснительно их соблюдать и будете делать это при всякой возможности, как если бы то был закон из «Шулхан Оруха». И пусть вести от Вас принесут мне радость.
Всем известно: «дано врачу исцелять». Все знают, что говорили об этом мудрецы: Тора не только дозволяет исцелять – силами для этого врача наделяет Б-г. Ибо когда Б-г дарует кому-то дозволение исполнить нечто благое, Он также – ибо Он есть Суть Блага – желает, чтобы человек этот преуспел в выполнении своей задачи, а потому ниспосылает ему как возможность ее исполнить, так и силы для этого.
Я буду молиться за Ваше здоровье в том месте, где предавался размышлениям мой тесть, Ребе, да будет память его благословенна.
Исцеление – от Б-га, врач и лекарство – лишь орудия Его воли
<…> Вы пишете мне, что ходили к врачу; полагаю, Вы придерживаетесь его назначений.
Исцеление и телесные силы исходят от Б-га. Но в Торе сказано: Б-г пожелал, чтобы при этом обретали мы исцеление через врача, через назначенные им средства – они выступают медиаторами Б-жественной воли.
И всегда нужно помнить: в исполнении заповедей и в добрых делах, предписанных нам Б-гом, – истинное исцеление и лекарство от наших недугов. Именно заповеди и добрые дела дают нам здоровье и силу – на это указывал Ребе, благословляя Вас. А благословение того, кто исполнен святости – благословение цадика, – имеет огромную силу, и со временем это станет очевидным.
Радуясь, мы можем исполнить заповедь
<…> В эти дни месяца кислев – «месяца освобождения» – Вы должны поступать так, чтобы деяния Ваши согласовывались с поучениями мудрецов, заповедовавших нам следовать указаниям врача и обретать в этом радость.
Не имеет значения, каким образом и посредством чего мы исполняем волю Б-га – первостепенное значение имеет то, что мы безоговорочно это делаем. Поэтому, если Б-г заповедовал нам слушаться врача и следовать его указаниям, то это должно исполнить и находить удовлетворение именно в том, что нам предоставляется возможность исполнить Его волю.
В этом следует обретать радость. Когда мы так поступаем, Б-г дает нам убедиться воочию: сама ситуация, в которой мы пребываем, несет нам благо.
Назначения врача: возможная дилемма
<…> Пациент может испытывать сомнения в том, что прописанные врачом лекарства и процедуры эффективны. Будет ли он отвергать их до тех пор, пока не получит медицинское образование и не узнает все то, что узнал лечащий его врач за долгие годы обучения и практики? А если нет, то почему бы не положиться на авторитет специалистов?
Коль скоро больной сомневается в компетентности врача, он может проконсультироваться с другим врачом и с третьим. Но если все они сходятся на том, что больному нужен именно этот препарат и именно такой режим, – следует ли и дальше отказываться от назначений врача, даже если «сильно сомневаться» в их целесообразности?
Б-г действует через природу
<…> Ваше глубочайшее желание – чтобы Б-г благословил Вас еще детьми, здоровыми и жизнеспособными, помимо ниспосланной Вам болезненной дочери. При этом Вы пишете, что муж не хочет обращаться к врачу, дабы выяснить, почему уже несколько лет ваши попытки завести детей ни к чему не приводят.
Мы помним: хотя Б-г и является Творцом и Правителем мироздания, «Целителем всякой плоти и Творцом чудес», Тора настаивает на том, чтобы мы достигали чаемого на путях природы, а не рассчитывали на чудо <…>
А потому Вам надо поговорить с мужем и убедить его вдвоем сходить к врачу, а затем следовать его рекомендациям.
Еще раз о предписаниях врача
<…> Посланец не всегда знает истинную волю Пославшего его, но он действует согласно замыслу своего Господина. И когда врач говорит больному, что ему делать и как лечиться, он озвучивает волю Того, Кто послал его к больным. Значит, данная ситуация определяется Торой.
А если это так, то даже когда нам не до конца понятны слова посланца или мы сомневаемся в нем – а именно об этом говорится в Вашем письме, – мы все-таки должны выполнять все, что он велит нам, ибо он – проводник Б-жественной воли.
Я уверен: как только Вы получите это письмо, Вы начнете выполнять все указания врача. И дай Б-г, чтобы Ваше послушание врачу и готовность выполнять его назначения как можно скорее обернулись улучшением Вашего состояния.
Не надо изводить себя беспокойством
<…> Что касается Ваших вопросов о здоровье. Вам следует полностью перестать думать об этом и изводить себя подобными мыслями. Отправляйтесь к врачу – и делайте, что он велит (особенно это касается режима дня). Только не надо все время думать о том, будет ли от этого толк, и насколько Вы здоровы и т. п.
Об особой важности советов психиатра
Я получил Ваше письмо сегодня утром. И хотя у нас эрев Шабос – эрев Пурим, я поспешил с ответом, ибо письмо затрагивает серьезнейшие проблемы, и среди них – ответственность матери за судьбу дочери.
Начну с важного уточнения: мой ответ на вопрос Вашей дочери сводился к тому, что она должна делать все то, что советует ей психиатр. И это, упаси Б-г, вовсе не отговорка. Я исхожу из соображений здравого смысла, поскольку, по моему мнению, психиатр – единственный человек, обладающий нужной квалификацией для того, чтобы дать совет в такой ситуации.
В основе моего ответа подход, которому учит Тора: давая совет, мы должны помнить, что тем самым берем на себя ответственность. Советовать что-либо можно, только лишь тщательно взвесив все факторы.
1. Насколько я знаю Вашу дочь из переписки с ней и рассказов ее мужа, предлагаемое Вами сейчас решение проблемы несомненно обернется шоком и травмой, возможно, отягощенными чувством вины, которое почти неизбежно возникнет у Вашей дочери. Кроме того, сколько продлится это травматическое состояние, сказать не может никто, даже психиатр.
2. В Вашем письме меня удивило замечание о том, что Вы полагаете, будто Ваша дочь совершенно не ведает о состоянии здоровья ее мужа. У меня есть основания полагать, что она, возможно, не знает всех подробностей, но осознает: у мужа со здоровьем серьезные проблемы.
3. Не сомневаюсь, Вам известно (известно это и некоторым врачам): когда возникают проблемы со здоровьем, это по-разному сказывается на разных людях. У многих угнетенное состояние – явление временное и постепенно проходит; у других период улучшения сменяется периодом ухудшения, ухудшения могут быть достаточно короткими, а могут тянуться и тянуться, – раз на раз не приходится.
4. Из написанного мне Вашей дочерью следует (согласитесь, я не могу оглашать того, что сообщалось мне доверительно-конфиденциально, но могу заметить): она все еще испытывает добрые чувства к мужу, более того – все еще его любит.
И даже допуская, что травматическое состояние и чувство вины, о которых я говорил, удастся преодолеть <…> когда она услышит, что муж поправился или состояние его здоровья, после периода ухудшения, стабилизировалось, терзающее Вашу дочь чувство вины тут же заполонит ее сознание.
Все вышесказанное еще больше осложняется тем, что Ваша дочь сейчас носит ребенка – это фактор, который нельзя не учитывать в данной ситуации.
5. О ситуации в целом можно говорить еще и еще. Но, полагаю, и этого достаточно, чтобы понять, почему я не могу взять на себя ответственность за то, чтобы склонять Вашу дочь к тому решению проблемы, о котором Вы говорите в письме.
Между прочим, это еще одно объяснение того, почему я считаю, что психиатр в данном случае единственный человек, владеющий ситуацией и способный рекомендовать наиболее приемлемый способ действий, – он, как никто другой, представляет себе все действующие факторы.
Ишаяу, прячущий «Книгу целительства»
Поясняя замечание Талмуда о том, что «Ишаяу спрятал Книгу целительства» (Брохойс, 10б; Псохим, 56а), Рамбам подчеркивает: эти слова не следует понимать как осуждение медицины. Сокрытие «Книги целительства» связано было с тем, что в ней приводились сгулойс – способы лечения, основанные на астрологических вычислениях.
Воистину, «разрешено целителю исцелять» (Брохойс, 60а). А согласно учению хасидизма, Б-г не только разрешает врачевать больных, но ниспосылает врачу силу для успешного врачевания.
И хотя Ибн Эзра (в комментарии на стих «И если он встанет и будет ходить вне дома на костыле своем, то <…> пусть полностью вылечит его» [Шмойс, 21:19]) настаивал на том, что разрешение исцелять касается только исцеления внешних повреждений, но не заболеваний внутренних органов, общепринятое правило и традиция евреев совпадают с мнением Рамбама: пользующий лекарственными средствами (в том числе для внутренних органов) пребывает в Б-ге и уповает на Создателя, Который и ниспосылает «слово исцеления» через «врача и лекарство».
Не мечитесь от одного врача к другому
Что касается изложенного в Вашем письме намерения проконсультироваться у других врачей. Извинившись, я должен сказать: всему есть пределы, а потому перестаньте метаться от одного врача к другому. Лучше попросите доктора, которого Вы упоминаете, прописать Вам диету – еду и питье, которые подобают Вашему нынешнему состоянию здоровья: когда именно в течение дня следует принимать пищу, сколько раз в день и т. д.
Сделав же это, следите, чтобы Вы действительно выполняли указания врача!
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru