[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАРТ 2007 АДАР 5767 – 3 (179)
Иисус – деЯтель СопротивлениЯ
Хаям Макоби
Революция в Иудее
Jerusalem: Gesharim, 5767;
М.: Мосты культуры, 2007. – 316 с.
Покойный Хаям Макоби написал несколько книг о раннем христианстве в контексте иудаизма эпохи второго Храма. Нельзя сказать, что книги его оставались незамеченными, но в научном сообществе они редко рассматривались как серьезные: похоже, автор был движим некой суммой заранее сформулированных идей, под которые и подстраивал древние тексты.
Увы, «Революция в Иудее» не стала исключением. Иисус здесь изображен как правоверный иудей, правда притязающий на мессианское достоинство. Никакой религии основывать он не собирался: яркая и темпераментная личность, «которая сегодня могла бы быть названа холерической или маниакальной», «мятежник против Рима», он призывал к покаянию и ждал Б-жественного вмешательства, вселенского чуда на Масличной горе, чтобы исчезло римское иго и воцарилось Царство Б-жье.
В самой идее (вполне заслуживающей внимания) об Иисусе-«апокалиптике» нет ничего нового; она в том или ином виде воспроизводилась с середины XIX века. Автор о своих предшественниках упомянуть не удосужился, но в научно-методологическом плане этот факт его книгу не спасает. Так, все места в евангельском тексте, которые выходят за рамки создаваемой им исторической картины, Макоби объявляет (и это для него «яснее ясного») злостными антисемитскими добавлениями. В результате сложнейший процесс составления и редакции евангельского текста превращается в примитивную конспирологическую схему. Иисуса он однозначно причисляет к вождям фарисеев, а самих фарисеев рисует благостным сообществом, в котором отсутствуют какие-либо споры и противоречия. О чем единомышленникам спорить со своим вождем? Полемика фарисеев и Иисуса, естественно, отрицается. Иисус отождествляется с разбойником Вараввой, Иуда называется братом Иисуса и вождем зелотов, евангелист Матфей оказывается неевреем, а апостол Павел – вовсе не фарисеем, а бывшим саддукейским «агентом», превратившим «назареян в христиан», и т. д. и т. п. Для человека, сведущего в вопросе, все эти построения выглядят достаточно, а иногда более чем сомнительными.
Впрочем, если рассматривать книгу не в научном контексте, а как популярное чтение, она может оказаться даже полезной для непросвещенных читателей – прежде всего тем, что утверждает укорененность Иисуса и первой христианской общины в иудаизме эпохи второго Храма. Об этом убедительно написал в предисловии профессор Михаил Членов (которого почему-то издатели назвали Марком). А вместо послесловия он написал замечательный и имеющий самостоятельную ценность очерк о переводчике книги – своем отце Анатолии Марковиче Членове.
Юрий Табак
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru