[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАРТ 2007 АДАР 5767 – 3 (179)
О беседе двух известных евреев…
Джейкоб Ньюснер
Рабби беседует с Иисусом
Jerusalem: Gesharim, 5767;
М.: Мосты культуры, 2007. – 304 с.
Выход этой книги на русском языке – безусловно, событие. Джейкоб Ньюснер – один из самых известных современных ученых в области иудаики в наше время, переводчик и комментатор Талмуда, автор и редактор более 900 (!) книг по самым разным вопросам древней еврейской истории и мысли. И еще Ньюснер – один из немногих крупных еврейских историков, интересующихся проблематикой раннего христианства. Впрочем, известность Ньюснера не мешает целому ряду других специалистов подвергать его работы довольно резкой критике – не только по «частностям», но и по существу методологии.
Сначала отметим несомненные достоинства книги, которая написана в жанре воображаемого диалога между раввином, следующим классической иудейской традиции (на что претендует сам автор) и Иисусом из Назарета. Ньюснер затрагивает самые разные аспекты раннехристианского учения, противопоставляя их учению раввинистического иудаизма. Многие еврейские авторы, пишущие для широкой публики, склонны, увы, оглуплять и примитивизировать раннее христианство. Джейкоб Ньюснер ведет диалог с Иисусом в очень уважительной форме, стараясь представить взгляды и воображаемого раввина, и Иисуса по возможности полно, широко используя тексты Танаха, Нового Завета и раввинистической литературы. Спорит по существу.
Но в отличие от некоторых еврейских либеральных историков раннего христианства, Ньюснер не находит Иисусу места среди выдающихся еврейских пророков. С его точки зрения, Иисус во многих случаях отходит от духа и заповедей Торы. Это и другие обстоятельства, полагает Ньюснер, разделяют иудаизм и учение Иисуса.
Однако, соглашаясь или не соглашаясь с автором, читатель должен иметь в виду, что интерпретация Ньюснером евангельского материала не учитывает научных выводов крупнейших специалистов по Новому Завету, в том числе и еврейских (таких, например, как Давид Флуссер, который выдвинул парадоксальный тезис, что «иудаизм и раннее христианство – одно и то же»). Кроме того, основной критерий Ньюснера при оценке учения Иисуса – верность Торе, данной Моше на Синае, – стал очень расплывчатым в современном иудаизме. Сам Ньюснер получил раввинскую смиху в Еврейской теологической семинарии – оплоте консервативного иудаизма. Буквально только что Высший совет консервативного иудаизма признал возможность посвящать геев в раввины. Возникает естественный и очень непростой вопрос: кто ближе по духу к Торе – Иисус из Назарета, при всем своеобразии его учения, или современные консервативные иудеи, к которым принадлежит Ньюснер?
Юрий Табак
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru