[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 2007 АДАР 5767 – 3 (179)

 

с тоЧки зрениЯ пилата

 

Б.В. Пилат

Иисус, евреи и раннее христианство

М.: URSS, 2006. – 336 с.

Увидев на прилавке эту книгу, можно ведь и шок испытать. По меньшей мере – острое желание немедленно протереть глаза. Пилат – про Иисуса, евреев и раннее христианство!

Неужели куда-то запрятанный от человечества на две тысячи лет мемуар?! Это даже не просто сенсация, это...

Но нет, конечно же, нет. Внимательнее надо быть, вот что. Того Пилата звали Понтий. А этот – Б.В. Элементарно, Ватсон. Распространенный нынче прием – подделка под раскрученный бренд. Меняется одна буква, ну, вместо «Sony» пишется «Somy» – авось покупатель не заметит, а ему уже впарено.

Но тут, оказывается, все даже еще проще. Б.В. Пилат – действительно Б.В. Пилат, реальный человек, автор книги «Основы электродиализа». Изваял он один ученый труд, почему за другой не взяться? Темы-то близкие! А что фамилия такая – это уж как Б-г послал, остается только умыть руки. Пилатам не привыкать.

Издатель, увидев фамилию автора, наверное, наоборот, стал потирать руки. И решил игоноровать факт, что в области современных представлений о предмете тот, что называется, «не вполне копенгаген». Возьмем библиографию – практически ничего, кроме российских и переводных книг, составляющих ничтожную часть современной научной литературы на обозначенную тему. В тексте – вселенская смазь ссылок на все, что попалось под руку: тут и давно устаревшие труды XIX века, и сенсационные псевдооткрытия и прочая дилетантщина. Впрочем, что далеко ходить, давайте прочтем пару «заявочек» из анонса на обложке: «широко известна только одна работа… посвященная антисемитизму этого периода» (?!) или: «корпус рукописей Мертвого моря только сейчас начал совмещаться с историей раннего христианства» (?). Манит, не правда ли?

Под стать этим рекламным заявлениям и открытия в самой книге. Когда погиб Иисус? Ясно же, что в 28 году н. э. Почему? А потому, что это легко исчислить, обратившись к брошюре Б. Хаскелевича о «Диспуте Нахманида». А чтобы окончательно избавить читателя от каких-либо сомнений, автор пишет языком хоть и туманным, но с поистине солдатской прямотой. Например, так: «Надо быть очень необъективным человеком... чтобы думать об исключительной участи Евангелий» или: «Я не встречал в литературе подхода, который рассматривал этот период как следствие единых причинностных факторов» (обе фразы – из главы под красивым названием «Апофеоз преломленной реальности»).

Иисус, по Пилату (Б.В.) «был индифферентен к процедуре крещения». Евангельский Гамалиил был «не прав», а вот Евсевий «точно передает ситуацию, не понимая ее сути». Зато Б.В. Пилат во всем прав и все понимает – кажется, первый за две тысячи лет. Как тут не поделиться с городом и миром? Обложке стоит в чем-то поверить: книга «не имеет аналогов в отечественной христологии». И слава Б-гу.

Юрий Табак

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru