[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 2007 АДАР 5767 – 3 (179)

 

тайны КовЧега Завета и А.С. Пушкин

 

Стюарт Манро-Хэй

В поисках Ковчега Завета

СПб.: Амфора, 2006. – 319 с.

На мысль о сомнительности многих мест книги С. Манро-Хэя наводит уже анонс на обложке, где явственно видимы две фундаментальные ошибки. Тот «артефакт», что хранится в церкви Сиона в Аксуме и который автор полагает Ковчегом Завета, никак не может являться «самой большой христианской святыней всех времен»: при бесспорном своем уважении к Ковчегу Завета христиане все же больше почитают крест, плащаницу и т. д. Кроме того, Моше вовсе не сооружал Ковчег на горе Синай.

Словом, «блестящее» описание автора истории с Ковчегом, завершающееся его «шокирующим заявлением» (это все эпитеты из анонсов) яйца выеденного не стоит. Нехитрая и вовсе не новая мысль Манро-Хэя состоит в том, что в церкви Сиона находится подлинный Ковчег Завета.

Доказательства строятся, главным образом, на эфиопском литературном памятнике Кебра Нагаст. По сообщению самого автора, написан этот памятник мог быть в XIV веке, первые упоминания о нем встречаются только в XVII веке, а известен он стал вообще в XIX столетии. Речь в нем идет о событиях времен царя Шломо (царь этот жил примерно в X веке до новой эры), то есть о том, что происходило на две тысячи триста лет раньше. О достоверности подобного «свидетельства» предоставляем судить читателям, – напомнив, правда, что разрыв даже в несколько десятков лет между событием и его описанием порой заставляет ученых сомневаться в достоверности исторического источника.

«Свидетельство» пересказывает давным-давно известную легенду, согласно которой у Шломо и царицы Савской случился роман. Сын от этого романа, оказывается, и перенес Ковчег в Эфиопию. Собственно, тем сюжет и ограничивается; правда, он еще расцвечен многочисленными дополнительными мифами, псевдонаучными ссылками и подробностями, – не без конспирологической примеси: автор утверждает, к примеру, что в предыдущей книге про тот же Ковчег Завета ему и его соавтору было позволено сделать только короткий пересказ истории Ковчега. Кто же это им не позволил раскрыть все секреты сей запутанной и таинственной истории? Загадка великая и страшная… И почему-то у автора, как он пишет в предисловии, все время ломался компьютер. Сам он скромно предполагает, что «от влажности и жары» (книжка про Эфиопию писалась почему-то в Таиланде). Но кто знает?.. Можно еще один фильм сварганить. Типа «Кода да Винчи»… Тоже на «ура» пройдет…

Впрочем, лучше я расскажу вам про другую жгучую тайну. Как гласит предание, Абрам Ганнибал вел свой род непосредственно от царствующего эфиопского дома, восходящего к царице Савской. Но существует еще одна тщательно скрываемая легенда: Ганнибал – тоже «тайный плод» романа царицы со Шломо. Таким образом, Александр Сергеевич, правнук Ганнибала, – еще и прямой потомок царя Соломона! А не просто алохический еврей, как утверждают другие достоверные источники... Вот так-то… Наш человек.

Юрий Табак

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru