[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 2007 АДАР 5767 – 3 (179)

 

Две тысЯЧи лет спустЯ

Михоэл Кориц

Бывали времена, когда о евреях говорить было неинтересно. Потом наступили такие, когда казалось, что само слово «еврей» не совсем прилично и лучше его вслух не произносить. Сегодня еврейская тема – ходовой товар.

Если раньше было две области, в которых каждый считал себя специалистом, – воспитание детей и управление государством, то теперь к ним добавилась третья – разрешение ближневосточного конфликта. Очередным подтверждением внимания российского общества к еврейско-израильской теме можно считать книгу Людмилы Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик».

 

Это программное произведение, которое известная писательница назвала «главным в своей жизни», есть не что иное, как изложение жизненной философии автора, ее отношения к проблемам добра и зла, Б-га и евреев, Церкви и христиан.

Улицкая предлагает нам собственный вариант решения еврейского вопроса, а заодно и ближневосточного конфликта – через объединение евреев с христианами (в лоне христианства), а затем – воздействие на арабский мир посредством арабов-христиан (согласно ее представлениям – естественных союзников возрожденной иудео-христианской церкви). Лейтмотив евреев, принимающих крещение под впечатлением личного мистического опыта, спасения от болезни или опасности, дорог писательнице настолько, что она совершенно не обременяет себя и читателя сколько-нибудь реальным планом, каким образом осуществление ее мечты повлияет на реальный мир. Ее воображение захватывает картина совместной молитвы евреев и неевреев, произносимой на иврите на берегах озера Кинерет.

Основная идея нового проекта по преобразованию мира заключается в том, что еврей, крестившись, тем не менее остается евреем. Именно свое право называться евреем отстаивал реальный прототип главного героя перед израильским судом. Однако своего он не добился, и это не случайность и не ошибка.

Предположение о еврействе выкреста, на котором держится весь роман, представляет собой не более чем широко бытующее заблуждение, так что в этом смысле книга вполне заслуживает известной формулы: «большую работу проделал автор, и все зря».

Ответ на вопрос, остается ли крещеный еврей евреем, следует искать в еврейском законе. Выкреста запрещено включать в миньян для общественной молитвы, он не считается наследником имущества своих родителей, он исключен из взаимной ответственности еврейского народа за грехи, про него написано: «он может считать нас своими братьями, но мы его своим братом не считаем». Конечно, талмудическая методология – рассмотреть каждый случай в отдельности из всего спектра возможностей – проявляется и здесь. Если маленький еврейский ребенок был похищен, крещен и воспитывался в христианской среде – он не виновен. Когда воспитанный вне еврейской традиции еврей крестится, не понимая, что он творит, можно оправдать его поведение незнанием. Но если он становится христианским священнослужителем – как герой Улицкой, – или если подобное решение принимает человек достаточно образованный, чтобы оценить серьезность и последствия такого шага, он считается полностью ответственным за свой поступок. Связь выкреста с его еврейским прошлым выражается по сути лишь в том, что после смерти с него будет взыскано, как с еврея, при жизни же евреи не должны препятствовать, если он захочет вернуться в лоно еврейского народа.

Иудаизм не только не стремится привлечь в свои ряды максимальное количество адептов, подобно христианству или исламу, он предписывает отговаривать тех, кто сам  изъявляет желание стать евреем. Привлечением к исполнению заповедей евреи занимаются только в своей среде. Помимо призыва соблюдать семь заповедей потомков Ноаха еврейская религия не вмешивается ни в верования, ни в обычаи других народов.

В то же время христиане от всей души вот уже две тысячи лет стремятся нас крестить и уговаривают всеми доступными средствами – огнем, мечом, виселицей, налогами, ограничениями в передвижении, запретами жениться, учиться, заниматься ремеслами и обрабатывать землю, селиться в удобных для жизни и заработка местах,  делать обрезание и изучать Талмуд… И вот, наконец, после двух тысяч лет, нас добром просят: креститесь, евреи, и хотя вы для нас никогда не станете братьями, но, может быть, сможете спокойно жить в своей стране, предварительно крестив окружающих вас мусульман...

В общем-то, Улицкая не скрывает, что ни одной христианской конфессии крещеные евреи не нужны, но из этой ситуации ей видятся два выхода. Один, особенно  импонирующий автору и уже использованный в другом произведении, – крещение перед самой смертью, а второй – создание нового течения, еврейского, «с учетом национальных особенностей».

Совместить еврейство с христианством невозможно отнюдь не по техническим причинам. Этот синтез бесплоден, как мул, по самой своей сути – ведь языческие элементы христианства не могут не противоречить строгому монотеизму еврейства. Даже если еврей вырос вне еврейской традиции, опыт многих поколений предков, самоотверженно державшихся за свою веру, не уживется в его сознании с адаптированным монотеизмом христианства.

Отношение иудаизма к христианству и мусульманству для неевреев – одобрительное. Рамбам писал: «...И все произошедшее с Иеошуа а-Ноцри и с пророком израильтян, который пришел после него, было подготовкой пути для царя Мошиаха, подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Всевышнему, как сказано: “Тогда Я вложу в уста всех народов ясные речи, и станут люди призывать имя Г-спода и будут служить Ему все вместе” (Цфанья, 3:9)». Мы видим, что евреи вовсе не против совместного служения – это один из наших идеалов и надежда на приход Мошиаха. Но важным препятствием на пути совместного служения является миссионерство христиан. Сотрудничество начнется тогда, когда христианские мыслители поймут: для евреев крещение не только бесполезно, но вредно. Это не для нас.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru