[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 2007 АДАР 5767 – 3 (179)

 

ЕВРЕЙСКОЕ СЧАСТЬЕ

В Соединенных Штатах Америки в возрасте 106 лет скончалась Марьяша Горелик.

  

Читая и перечитывая знаменитый рассказ Бабеля «Карл-Янкель», я и представить себе не мог, что когда-нибудь столкнусь с его прототипами. История, случившаяся с моэлом Ицхоком-Элхононом Шагаловым, мужем Марьяши Горелик, настолько напоминает этот рассказ, что трудно отделаться от мысли, будто именно она и легла в его основу. Коммунисты-родители, бабушка, тайком пригласившая моэла сделать обрезание новорожденному внуку, страшный скандал, суд и фраза, которой подсудимая отвечает грозному судье:

– Ваша честь, и вы еврей, и вам сделали брис, но, несмотря на это, вы стали хорошим коммунистом. Не беспокойтесь за младенца, у него также все будет хорошо.

– За меня не дрались так, как дерутся за него, – завидуя, добавляет Бабель. И далее: «Не может быть, – шептал я себе, – чтобы ты не был счастлив, Карл-Янкель... Не может быть, чтобы ты не был счастливее меня...»

Ах, Исаак Эммануилович, если бы вы только могли предвидеть, какой будет судьба Карл-Янкелей на самом деле!.. Коммунисты окружили новое поколение нищетой, голодом и репрессиями, старались разрушить главное, что есть у человека, – его душу, разорвать трепещущую ниточку связи с Творцом. Родители боялись рассказывать ребенку о Б-ге: ведь в школе его учили доносить на отца и мать. Выкорчевывая веру из одного поколения, коммунисты рассчитывали, что следующее учить религии будет уже некому.

К сожалению, их замысел почти удался. Внукам Карл-Янкелей пришлось начинать еврейскую жизнь с азов, на пепелище некогда процветавших общин.

Немногие устояли в глухую пору лихолетья, единицам удалось не отдать своих детей в безжалостные лапы советской педагогики, воспитать их хорошими евреями и достойными людьми. Жизнь этих семей можно без преувеличения назвать чудом: чудом служения Всевышнему, чудом верности культуре своего народа.

Одной из женщин, заслуживающих глубокого преклонения, была Марьяша Горелик. Холодной зимой 1935 года ее муж отказался работать по субботам. Семью выгнали из квартиры, и все они, вместе с шестью маленькими детьми, оказались на улице. Вскоре мужа арестовали, и о его судьбе Марьяша не имела никаких достоверных известий до 1998 года – пока не раскрыли архивы и не нашли дело.

В 1946 году Марьяша с семьей покинула Самарканд, куда она переехала, чтобы дать возможность сыновьям, Янкелю и Залману, учиться в подпольной ешиве. С великим трудом выхлопотав необходимые документы, Марьяша с детьми отправилась во Львов, оттуда – в Лодзь и далее в Соединенные Штаты. Первый вопрос, который она задала Ребе:

– Жив ли Ицхок?

Ребе посоветовал Марьяше сделать запрос по доступным в то время официальным каналам. Лишь в 1954 году ей сообщили, что гражданин Шагалов умер от «естественных причин». Много позднее выяснилось, что его расстреляли через три месяца после ареста.

Почти двадцать лет Марьяша ждала мужа, в одиночку воспитывая шестерых детей. Все они выросли любавичскими хасидами, замечательными, теплыми людьми. Четыре поколения ее потомков работают посланниками Ребе в Америке, Австралии, Европе, Азии, Африке.

Марьяша хотела, чтобы и ее дети, и дети их детей были счастливы – не как Карл-Янкель, а как религиозные евреи, соблюдающие традиции. И ей это удалось.

Именно на таких людях держится мир.

Ицхак Кравчик

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru