[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАРТ 2007 АДАР 5767 – 3 (179)
ОН ПОНИМАЛ ПОЭЗИЮ МУЗЫКИ И ПОЭЗИЮ ЖИЗНИ
22 января 2007 года в Китае, где он должен был дирижировать Пекинским симфоническим оркестром, в возрасте 82 лет скончался выдающийся музыкант, создатель и бессменный руководитель Академического симфонического оркестра Новосибирской филармонии Арнольд Михайлович Кац.
Не стало не только большого музыканта, но и превосходного педагога, прирожденного просветителя. Будучи одним из учеников легендарного дирижера-педагога Ильи Мусина, А.М. Кац и сам стал учителем для многих известных дирижеров, таких, как, например, Василий Синайский или Марк Горенштейн, нынешний руководитель Госоркестра. Кажется, это именно о Каце сказано в книге великого Леопольда Стоковского «Музыка для всех нас»: «Хороший дирижер держит в руках себя и оркестр. Он откликается на разнообразные чувства, его творческая фантазия богата, он хорошо понимает поэзию музыки и поэзию жизни. Именно эти свойства свидетельствуют о врожденном даре дирижера».
Арнольд Михайлович сам создал место, где он смог проявить этот дар в полной мере – Новосибирский академический симфонический оркестр. В ту пору ему было 32 года, и он начинал с нуля. Но у него были все качества руководителя – был он и художником, обладающим настоящей харизмой, умеющим и приструнить, и поддержать, и менеджером, заботящимся о каждом артисте, включая самые прозаические его потребности.
Сколько обид, несправедливости, непонимания терпел маэстро от разного рода власть предержащих. Каких усилий стоило смирять природную горячность, учиться идти на компромиссы. Наказывали репертуарными запретами, выговорами…
Однако постепенно с авторитетом самого Каца и созданного им оркестра вынуждены стали считаться даже недруги.
Очень продуманно Арнольд Михайлович строил репертуарную политику, афиша становилась все разнообразнее и богаче: венский классицизм, немецкий романтизм, русская музыка. Постоянно пополняемая часть репертуара – произведения ХХ века: Прокофьев, Стравинский, Шостакович...
Что касается Каца за дирижерским пультом... Вряд ли кто-нибудь сможет повторить эти «сеансы гипноза», охватывавшие и оркестр, и зал. При этом – точность и расчетливость, эмоциональный посыл никогда не переходил грань, темперамент всегда находился под контролем. Ясен и красив был жест дирижера.
Добившись славы, он меньше всего был склонен почивать на лаврах. Для совершенствования коллектива организовал духовой оркестр и сам встал за пульт. Другой воплощенный в жизнь проект – «Камерата»: здесь молодые музыканты осваивали трудную стилистику старинной музыки. Еще раньше Кац способствовал созданию квартета «Филармоника» – опять же в недрах оркестра. Всю жизнь учась, он подталкивал к этому и своих музыкантов.
Неизмеримо широкой была гастрольная карта оркестра. Нет, наверное, места на земном шаре, где бы ни побывал маэстро со своим коллективом или в качестве гастролирующего дирижера. Это ведь тоже судьба – закончить свой путь далеко от дома...
Арнольд Михайлович имел много регалий: народный артист СССР, лауреат Государственной премии, профессор, орденоносец. Но на вопрос «Когда вам легче работалось: в советские времена или нынешние?» – он ответил: «Никогда. Жизнь – борьба. Борьба внешняя и борьба с самим собой». И такой ответ отражал его необыкновенную мудрость и жизнестойкость. Если добавить незаурядное чувство юмора и театрализованное озорство, которые сопровождали Каца всю жизнь и помогали ему преодолевать множество препятствий, то можно сказать, что, оставаясь представителем российской культуры, он был одновременно ярким и достойнейшим сыном еврейского народа.
Марина Нестьева
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru