[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАРТ 2007 АДАР 5767 – 3 (179)
ART AGAINST…
5 января 2007 года в возрасте 50 лет умер художник Михаил Рошаль (Федоров).
Его знал весь бывший СССР, хотя имя его было известно лишь узкому кругу андеграунда и «искусствоведов в штатском». Зато все видели фильм Сергея Соловьева «Асса», все помнят пронзительный эпизод – когда Бананан предлагает Алике пообщаться через communication tube: «Ты туда говори, а я сюда ухом». На самом деле «Коммуникативную трубу», как и «железный занавес», появляющийся в том же фильме, Рошаль придумал еще в 1970-х.
Он был внуком знаменитого Григория Рошаля, снимавшего вполне советские фильмы. Недоброжелатели язвили: влиятельный дедушка обеспечил внуку богемное детство, квартиру на Ленинском проспекте, защиту от гэбэшных наездов и возможность по большому счету ничего не делать. Некоторые даже сомневались, умеет ли он рисовать.
Михаил Рошаль был профессиональным художником: в 1979-м закончил худграф Полиграфического института. Однако еще за пять лет до этого, в 1974-м (едва достигнув совершеннолетия!) стал самым молодым участником знаменитой «бульдозерной» выставки. А через год вместе с Григорием Донским и Виктором Скерсисом образовал группу «Гнездо».
Название возникло из причудливых попыток легализации андеграунда. После бульдозерного скандала и объявления «разрядки» власти решили поиграть в свободу творчества. Художникам-нонконформистам для коротких выставок стали отдавать павильоны на отшибе ВДНХ. Группа Донской–Рошаль–Скерсис решила обыграть ситуацию: художники сосредоточенно сидели в большом ивовом гнезде, рядом с которым стояла табличка: «Тише. Идет эксперимент!» Работа называлась «Высиживайте яйца!» и вызвала такой гнев контролирующих органов, что немедленно была признана пожароопасной, и гнездо окончило свои дни на помойке.
Потом были акции «24 узелка на память» (к XXIV съезду КПСС), «Оплодотворение земли», «Помощь стране в выращивании хлеба», «Объединение материков: восстановление Гондваны – единого материального и духовного поля», «К шестидесятилетию Советской власти. Новое летоисчисление», «Забег в сторону Иерусалима». В ходе акции «Станем на метр ближе» художники рыли яму в направлении Западного полушария. «Минута всемирного недышания», проведенная с зажатыми носами «в защиту окружающей среды», стала предвестницей современных флэш-мобов.
Кинематографические гены сказались у М. Рошаля мастерством жеста, умением превратить мысль в артефакт. Скажем, его упрекали в том, что для «коммуникативной трубы» он использовал давнюю детскую игру. Но ведь только он довел ее до пластического завершения, дал ей название и место в культуре. И теперь так называется всероссийский фестиваль альтернативной музыки, проходящий в городе Березники Пермской области.
Группа «Гнездо» просуществовала до 1979 года. После ее распада М. Рошаль, давний участник квартирных выставок, оказался у истоков новой волны отечественного концептуализма, которой дал название АПТАРТ (apartment art).
В последние годы он внешне был уже не так активен: в 2003 году провел в Государственном центре современного искусства мастер-класс с вполне адекватным названием «Школа живописи», годом позже участвовал в фестивале «ARTКлязьма» акцией «Art against Real Terror». Последний проект, который Михаил Рошаль готовил к коллективной выставке под названием «Дневник художника», был, по его словам, «про жизнь и смерть»…
Михаил Не-Коган
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru