[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2007 ШВАТ 5767 – 2 (178)

 

О разумности Проекта

Джеральд Шрёдер

Д-р Шрёдер получил докторскую степень в Массачусетсском технологическом институте по ядерной физике и планетоведению. В 1971 году он совершил алию, занимался исследовательской работой в Институте Вейцмана, Институте вулкановедения и Еврейском университете. С 1991 года читает лекции о совместимости Торы и науки в колледже иудаики Эш а-Тора в Иерусалиме, пишет работы о близости древнего повествования Торы положениям современной науки. Автор книг «Книга Бытия и Большой взрыв» (Нью-Йорк, 1991), «Наука о Б-ге» (Нью-Йорк, 1998), «Скрытый лик Б-га» (Нью-Йорк, 2002). Д-р Шрёдер живет в Иерусалиме с женой, писательницей Барбарой Софер, и пятью детьми.

Поскольку федеральные суды США запрещают преподавание в средней школе теории «разумного проекта» (РП), кто-то может сделать вывод, что суды объявили РП ложной теорией. Судебные решения гласят, что в основе своей РП имеет слишком большое сходство с Б-гоустановленной религией и поэтому, согласно общепринятому, широкому истолкованию Конституции Соединенных Штатов, РП нельзя преподавать в школе в качестве научной теории. Как объявил в своем решении судья Федерального суда Джон Е. Джонс, теория РП может быть верной, подлежать обсуждению и изучению, но не в средней школе.

Основной принцип РП гласит, что удивительная сложность жизни, в любой ее форме, не могла возникнуть путем неуправляемых случайных воздействий. В процессе должна была участвовать внешняя сила. Приведем простой пример (если вас пугают цифры, примите к сведению только общий вывод).

Органические структуры, известные под названием «протеины», являются основными строительными «кирпичиками» жизни. Это длинные молекулы, состоящие из 20 видов аминокислот. В различных сочетаниях аминокислоты образуют цепочки, каждая из которых сворачивается в спираль строго определенной формы. Мутация, последствием которой становится включение в цепочку вредной аминокислоты, изменяет конечную форму спирали и делает протеин нежизнеспособным, а возможно, и смертельным для живого организма. Во всех формах жизни, от бактерии до человека, насчитывается менее миллиона различных жизнеспособных протеинов. По нынешним оценкам, их около 200 тысяч. Мутантные комбинации аминокислот ведут к смертельной биологической неразберихе. Поскольку обычный протеин включает в себя в среднем 200 аминокислот, то общее количество их возможных комбинаций в цепочке составляет 20 в степени 200, или, в более привычном для нас десятеричном исчислении, – 10 в степени 260: полученное число представляет собой единицу с 260 нулями, то есть миллиард миллиардов миллиардов миллиардов и так далее много раз... Если миллион жизнеспособных протеинов появляется в результате случайных процессов, то природа должна была случайно сформировать около миллиона жизнеспособных комбинаций посреди поистине бескрайней нежизнеспособной биологической пустыни. Вероятность по Лапласу того что это произойдет составляет столь минимальную математическую величину, что оказывается практически невозможным, чтобы жизнеспособные комбинации природа создала случайным образом. В своей книге «Экскурсия по живой клетке» нобелевский лауреат, химик-органик Кристиан де Дюв дает оценку подобному немыслимо сложному и крайне маловероятному процессу зарождения жизни из нежизнеспособной материи:

 

Если посчитать вероятность зарождения клетки бактерии путем случайного сочетания ее атомов, то целой вечности не хватит, чтобы проделать такую работу… Сталкиваясь с огромным количеством удачных розыгрышей в ходе успешной эволюционной игры, нельзя не задаться вопросом, насколько этот успех вписан в устройство вселенной.

Н. Элдридж.

«Вписан в устройство вселенной»… Посредством какого механизма? Явно какая-то Сила управляла процессом отбора. Американская Декларация независимости называет такую силу «Творцом природы <...> Всевышним». Именно это утверждение и провозглашает официально отвергаемый РП. (Из чего можно сделать вывод, что в средней школе не следует упоминать о Декларации независимости, – иначе дело закончится судом!)

РП определяет управляющую Силу как метафизический разум. Условно называемый «Б-гом», этот разум должен был быть активно включен в процесс зарождения и развития жизни. Споры о том, как именно Б-г участвует в подобном процессе, ведутся даже между самыми последовательными сторонниками РП. Трудность различения методов Б-жьих обусловлена человеческой ограниченностью. Наша мысль привязана к физическим аспектам времени, пространства и материи, мы не способны мыслить вне физического мира. Величайшие поэты, философы, ученые и теологи также не могут преодолеть ограниченности мышления. Б-г же, как метафизический Творец, в Своем взаимодействии со вселенной не ограничен механизмами, которые мы усматриваем в физическом мире. Глупо сводить силу Б-жью к тому, что мы способны себе вообразить.

Так как же обнаружить руку Б-жью? Моше в своем последнем слове к народу Израиля учит нас: «Вспомни дни извечные, помысли о летах поколений» (Дворим, 32:7), – именно так можно засвидетельствовать деяния Б-жьи в нашем мире. Рамбан, истинный кабалист, соотносит «дни извечные» с шестью днями Творения – удивительным процессом созидания вселенной и сотворения человека. «Помыслы о летах поколений» – это социальная история мира, повествующая о той поразительной роли, которую народ Израиля играл и, слава Б-гу, продолжает играть во всех сферах человеческого прогресса.

Давайте воспользуемся советом Моше и рассмотрим невероятную, удивительную цепь событий – от сотворения вселенной в результате Большого взрыва до сотворения осмысленной человеческой жизни. Хотя РП официально нельзя преподавать в средней школе, о чуде жизни там говорить все-таки можно. Я постараюсь не вступать в привычную полемику о том, каким образом рыба может, или не может, превратиться в лягушку. Есть блестящие ученые, которые обосновывают неодарвинистскую эволюцию одного вида в другой, и другие – не менее блестящие ученые, – которые утверждают, что это было бы невозможно без какой-то Внешней Помощи.

Что касается свидетельств палеонтологии, то будет полезно ознакомиться с некоторыми высказываниями признанных авторитетов в этой области. Нильс Элдридж, куратор престижного Американского музея естественной истории в Нью-Йорке, написал несколько лет назад: «Образца, который нас уже 150 лет призывают найти в палеонтологической летописи, не существует». Престижный журнал «Сайнс» опубликовал статью «Так ли уж прав Дарвин?» с подзаголовком: «Нет, неожиданное появление видов в палеонтологической летописи никак не согласуется с Дарвином» (см.: Richard A. Kerr, 267:1421 [1995]). Именно это обстоятельство Стивен Джей Гоулд, покойный профессор из Гарварда, назвал «профессиональной тайной палеонтологов». Да и сам Дарвин в «Происхождении видов» в семи местах предупреждает, что если мы склонны верить его теории, нас не должна смущать палеонтологическая летопись. Он просит нас «включить воображение».

Один из ведущих на сегодняшний день палеонтологов – Саймон Конвей Моррис – ученый, объяснивший значение кембрийского взрыва для животного мира, пишет в своем основополагающем труде «Жизненные решения», что он «убежден: успехи природы в лотерее жизни имеют метафизическое значение».

Поскольку некоторые данные палеонтологической летописи интерпретируются различным образом, то остановимся на том ее великолепном многообразии, которое не вызывает сомнений.

Начнем с начала, с появления вселенной в результате Большого взрыва. К настоящему моменту человечество достигло достаточно зрелого возраста, чтобы осознать: сам факт бытия удивителен. Однако мы уже столько всего повидали, что воспринимаем бытие мира как данность. И это прискорбно, поскольку появление нашей вселенной в результате Большого взрыва – одно из важнейших свидетельств существования Творца. Ныне мы воспринимаем Большой взрыв как общеизвестный факт. Однако еще менее 50 лет назад, когда ученых просили дать оценку возрасту вселенной, подавляющее большинство отвечало, что вселенная существовала вечно и что в Библии все написано неправильно, с первого же предложения. Только в 1965 году, когда Пенциас и Уилсон из лаборатории Белла в Нью-Джерси обнаружили космическое фоновое излучение, которое часто называют «эхом Большого взрыва», научный мэйнстрим отказался от концепции вечной вселенной и, по крайней мере, частично принял Брейшис, 1:1. Это было начало.

Но поскольку начало еще не доказывает существование Творца, требуется пройти длинный путь, чтобы такое доказательство появилось. К сожалению, многие теологи так и не поняли богословского значения Большого взрыва. Между тем, Большой взрыв – лучшая новость о Б-ге с тех пор, как Моше сошел с Синая. Это было Творение.

Теперь, когда у нас есть начало, какие последствия оно имело?

Наука утверждает, что Творение ознаменовало начало времени, пространства, материи и удивительно стройных законов природы.

Даже при своей подчеркнуто материалистической направленности журнал «Сайнтифик Америкэн»  за 2003 год признал, что законы природы в нашей вселенной настолько приспособлены для развития жизни, что если наша вселенная – единственная вселенная, то по всем признакам она словно спланирована для появления жизни. Разумеется, автор статьи в духе материалистической позиции «Сайнтифик Америкэн» настаивал: такое планирование невозможно, и должно существовать много других вселенных – фактически бесконечное число других вселенных, большинство из которых управляется другими, не столь совершенными законами.

Материя в момент Творения не пребывала ни в одной из известных нам сегодня твердых форм. Не состояла она и из протонов, нейтронов и электронов, образующих атомы элементов вещества. Субструктурой всякой материи, как обнаружил Эйнштейн, является энергия. Существует много форм энергии. Представим себе первоначальную энергию как сверхмощную вспышку света: энергия – понятие абстрактное, но свет мы можем себе вообразить. Поскольку Творение посредством Большого взрыва это сугубо физическое творение – факт, признаваемый и современной наукой, и древней кабалой, – то все, что мы видим вокруг нас, включая наши тела, есть порождение первоначального света, энергии творения. Все, за исключением наших душ, духовных сущностей, созданных на пятый и шестой день, согласно рассказу о Творении из книги Брейшис. Материал же, из которого состоят наши тела, образовался в момент Творения как свет Творения. Мы буквально сотканы из света Творения.

Как мы узнали из Торы (а 3 300 лет спустя – из современной науки), вспышки света оживают, со временем учатся любить, ощущать радость и удивление, сознавать и чувствовать. Общеизвестная истина о свете, который ведет к разумному бытию, поистине удивительна, но поскольку ничего секулярного из нее вывести невозможно, то этот факт обычно опускается в программе средней школы. Однако существует метафизический путь, на котором мы можем понять возникновение сознания из казалось бы неживой вселенной. И такой метафизический аспект заключается в квантовой механике.

Джордж Уолд, нобелевский лауреат и профессор биологии в Гарвардском университете, начал свою карьеру будучи материалистом. Ничего духовного в его научных трудах найти было невозможно, всякий аспект биологии он объяснял в терминах физического мира. Но по мере углубления его исследований он обнаружил такие аспекты молекулярной биологии и квантовой химии, которые не укладывались в чисто материалистические рамки. И в статье, озаглавленной «Жизнь и Разум во Вселенной», которую опубликовал «Международный журнал квантовой химии: квантовая биология», Уолд пишет следующее:

 

Недавно мне пришло в голову, – и должен признаться, поначалу это довольно болезненно отразилось на моем самоощущении ученого,– что оба вопроса <о происхождении сознания у людей и жизни из неживой материи> могли бы в известной степени быть поставлены друг другу в соответствие. При этом надо сделать допущение, что разум возник не в качестве позднего продукта эволюции жизни, а существовал всегда как матрица, источник и условие физической реальности, что вещество физическое составлено из вещества духовного. Именно разум созидает физическую вселенную, порождает жизнь, а потом и тварных существ, животных, которые обладают знаниями и творят науку, искусство и технологию. В них вселенная начинает познавать себя.

Дж. А. Уиллер.

Пятьюдесятью годами ранее произведенный в рыцари сэр Джеймс Джинс – математик, физик и астроном, который многое сделал для развития знаний об эволюции звезд, – писал в своей книге «Таинственная Вселенная» (Кембридж, 1931):

 

Многие сходятся во мнении (а в вопросе физической стороны науки здесь царит почти единодушие), что поток знаний ведет нас к немеханической реальности; вселенная начинает больше походить на грандиозную мысль, чем на грандиозный механизм. Разум уже не кажется случайно вторгшимся в сферу материи. Мы начинаем сознавать, что должны восславить разум как творца и регулятора материальной сферы, – конечно же, не наши индивидуальные «разумы», а разум, в котором атомы, породившие наши индивидуальные «разумы», существуют в виде мыслей (выделено мною. – Д.Ш.).

Разум составляет сущность Творения. Свет мог стать живым и обрести сознание, потому что внутри света Творения находится разум Б-жий.

Джон Арчибальд Уиллер, бывший президент Американского физического общества, почетный профессор физики Принстонского университета, лауреат премии Эйнштейна и член Национальной академии наук, замечательно сформулировал этот аспект физической реальности, когда в специальной программе Би-Би-Си «Творение Вселенной» сказал: «Мне кажется, что в основании всего этого должно лежать не сверхпростое уравнение, а сверхпростая идея. И для меня эта идея, когда мы ее, наконец, обретем, будет так убедительна, так неизбежна, так прекрасна, что останется только сказать друг другу: “Как же могло быть иначе?”»

Опираясь на Мишлей (8:12, 22) и Таргум Йерушалми, возраст которого составляет 2 100 лет, следует переводить Брейшис, 1:1 не «В начале сотворения Б-гом…», а так: «С мудростью Б-г сотворил небо и землю».

Идея, Разум, Мысль, Мудрость – все это об одном и том же. Наука, наконец, постигла тайны природы и обнаружила то, что Тора провозглашает вот уже в течение 3 300 лет. Мудрость Творца, воплощенная в Творении, проявляется в разумности Проекта.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru