[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2007 ШВАТ 5767 – 2 (178)
Здоровье тела, сознаниЯ и духа
Составитель Шолом-Бер Вайнберг
Выздоровление и восстановление сил
Выздоровление
…Я пишу не с тем, чтобы поучать Вас, а лишь для того, чтобы все, мною сказанное, дало практический результат. Теперь, когда Вы вышли из больницы и вернулись домой, Вы не находитесь под неусыпным наблюдением врачей, а значит, сами должны следить за тем, чтобы не перерабатывать. Вам нельзя перенапрягаться! По-прежнему соблюдайте указания врачей и следите за своим телесным здоровьем, – так Вы обретете здоровье душевное.
Процесс лечения требует духовной зоркости
…Сказано мудрыми (Брохойс, 60а): «Дозволено лекарю лечить». Действия врача разрешены Торой, он следует заповеди «полностью излечи его» (Шмойс, 21:19). Значит, не может быть сомнений: если, следуя указаниям врача, человек на время отказывается от исполнения благого обычая или строгого исполнения заповедей во всей их полноте, Тора простит это, ибо подобное <послабление> – во имя соблюдения <врачебных предписаний>.
В этом случае, ненадолго отказавшись от благого обычая и строгого соблюдения заповедей, Вы сможете блюсти Тору и заповеди гораздо дольше, еще многие и многие годы.
О «непродуктивности» времени выздоровления в пользу грядущей производительности
…Мне сообщили о состоянии Вашего здоровья, надеюсь, что с каждым днем оно будет улучшаться.
Порой закрадывается мысль: время, потраченное на выздоровление и восстановление от болезни, на самом деле потрачено впустую. Но достаточно лишь немного подумать над этим (в свете сказанного мудрецами о том, что «лекарю дозволено лечить»), – и мы поймем: нет, не зря потрачено время, отданное нами восстановлению сил.
Напротив, ушедшая на это толика времени обернется несравненным прибытком – временем, которое человек сможет посвятить служению Б-гу «на всех путях своих».
С благословением – да наступит скорее Ваше выздоровление и да сподобитесь Вы той радости, о которой здесь идет речь.
Сокращение времени занятий во имя забот о здоровье
…Вполне разумное предложение в отношении того человека, <о здоровье которого Вы писали>: на время ему следует сократить занятия и посвятить себя физическому труду или службе.
Если же, как Вы дали понять в своем письме, он и дальше будет отвергать <такое решение>, нужно вразумить его и убедить в том, что порой лучший способ служения Б-гу – воздержаться от изучения Торы.
Обо всем этом сказано Великим Наставником, Рамбамом, в конце 3-й и начале 4-й главы (Деос).
Путешествие на курорт
…Вы пишете о том, чтобы отправиться <для поправки здоровья> на курорт, в Тверию, и перечисляете все «за» и «против».
Простите, но ваши доводы <в пользу того, чтобы не делать этого> напоминают рассуждения купца, который не решается открыть лавку, потому что это потребует денежных затрат, – надо будет снимать помещение, закупать товар…
Если человек не вкладывает средств, он закрывает возможность многократно окупить вложенное; в нашем мире ничто не даст плодов, если сперва не затратить на это духовные или физические усилия. Только когда вложены средства, происходит отдача.
То же самое относится к Вашему путешествию: тяготы, ассоциирующиеся с поездкой к горячим источникам Тверии, несравнимы с тем, что это многократно продлит Ваше служение. Разве это не является прибылью от подобного путешествия?
Я говорю обо всем этом лишь затем, чтобы убедить Вас: польза путешествия бесконечно превышает все те отрицательные переживания, о которых Вы упоминали, и путешествие это крайне желательно – даже благодетельно <в долговременной перспективе> – для тех, кто, возможно, какое-то время будет страдать из-за Вашего отъезда.
И конечно же, ехать Вам следует, исполнившись радости, особенно помня стих: «Г-сподь утверждает шаги человека, если путь его угоден Ему» (Теилим, 37:23), а также то толкование, которое давал ему мой тесть, Ребе: Провидение приводит нас в то или иное место со вполне определенной целью.
Эта радость – да поспособствует она улучшению Вашего здоровья и выполнению духовной миссии там, куда Вы приедете.
Благословляю – в надежде услышать от Вас радостные вести.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru