[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2007 ШВАТ 5767 – 2 (178)
Анатолий Пинский. Его песня…
14 декабря 2006 года не стало Анатолия Пинского – человека удивительно талантливого и уникально разностороннего.
Путь Анатолия Пинского – замечательная иллюстрация к высказыванию Любавичского Ребе, согласно которому для людей, подлинно верующих во Всевышнего, смирение и уверенность в себе являются двумя сторонами одного и того же качества. По-моему, Пинскому дано было какое-то оптимальное сочетание харизмы и отзывчивости, логики и интуиции, детской непосредственности и взрослых социальных навыков. Это помогало ему с максимальной отдачей осуществлять служение на поприще науки, педагогики, политики и искусства. Научные разработки Анатолия Пинского, директора Центра социально-экономического развития школы при Высшей школе экономики, воплотились при его же практическом участии в приоритетных реформах школьного образования. С его именем связана концепция профильного обучения старшеклассников и государственно-общественная система управления школой. Его идеи внедрялись им же самим в его родном детище – первой московской вальдорфской школе, директором которой он был в течение многих лет.
На примере Анатолия Пинского хорошо видно, что есть общего между хорошим преподавателем, артистом и политиком. Это способность эффективно обмениваться информацией в реальном времени с большим количеством людей, сочетать уважение к аудитории с умением привлекать внимание к своей речи и своим мыслям. Анатолий должен был находить контакт с людьми на различных форумах, конференциях, круглых столах по вопросам управления образованием, а также в лекционной аудитории и в стенах родной школы, где он был среди прочего и режиссером спектаклей, и артистом, часто игравшим главную роль. Многим запомнились его Тевье в «Скрипаче на крыше» и Феджин в «Оливере Твисте», еврейские роли, предвосхитившие еще одно важное направление в его публичной деятельности.
Несколько лет назад Анатолий Пинский создал в Москве ансамбль еврейской песни «Дона». Роль этого творческого объединения в московской еврейской культурной жизни уникальна. Будучи непременным участником больших концертов и фестивалей, ориентированных на мейнстрим, «Дона» вела за собой целую плеяду «нишевых» музыкантов, представляющих мировые тренды, но мало известных широкой аудитории. Можно вспомнить фестиваль «Еврейская весна» (2005), на котором многие москвичи, скажем прямо, даже евреи, впервые познакомились с клейзмерской музыкой.
«Дона», названная в честь известной еврейской песни, в свою очередь дала имя московскому Международному фестивалю еврейской музыки «Донафест», основателем которого стал Анатолий Пинский. В рамках «Донафеста» (теперь «Идишфест») выпускается сборник статей и текстов «Музыка идишкайта», с каждым годом все более интересный, как и сам фестиваль. Гала-концерты выходят на DVD. Посмотрите в записи, как Пинский поет на «Донафесте-2006» свою любимую песню «Об их мир а нигндл». Он поет «мит кавонэс» – вся душа настроена на песню, он отдается ей полностью, он по-хасидски весел и открыт. Но ведь именно это и значит петь.
Однажды я подарил приятелю DVD с записью этого концерта, в котором сам участвовал. И вдруг почувствовал, что мне как-то жалко расставаться с ним. Но тут вошел Анатолий и со словами: «У тебя еще нет этого диска?» – вынул его из сумки и протянул мне, как будто понял, о чем я думаю. Он это умел.
Псой Короленко
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru