[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2007 ШВАТ 5767 – 2 (178)
ИЗ РОССИИ В АМЕРИКУ С ЕВРЕЙСКОЙ ЛЮБОВЬЮ
Русские евреи в Америке
Иерусалим-Торонто-Москва : 2005. – 303 с.
Книга является 12-м томом серии, часть которой называется «Евреи в культуре русского зарубежья», часть – «Русское еврейство в зарубежье». Авторы не собираются ограничиваться только этой «американской» книгой, в большинстве материалов которой под «Америкой» подразумеваются США (за исключением разве что писем Л. Троцкого жене, написанных из Мексики); планируются издания томов о русских евреях в Америке Северной, Центральной, Южной.
Тема эта необъятна. Наиболее интересной в книге мне представляется вступительная статья об Обществе помощи евреям-иммигрантам – ХИАС (Hebrew Immigration Aid Society).
Как написано в одном из документов ХИАС, пожелтевший листок с которым исследователь нашел в архивном деле 1911 года: «Там, где можно найти эмигранта, находится и ХИАС. В любой точке земного шара, где еврей жаждет освобождения, можно найти ХИАС. Там, где еврей живет во мраке ужаса и преследований, там, где еврей жаждет воссоединения со своей семьей на дальней стороне, где еврей ждет помощи, чтобы достичь мирной и безопасной гавани, ХИАС услышит его и поможет ему».
Официально это общество было основано 27 апреля 1870 года и существует до сих пор. Если Эллис-Айленд – остров рядом со статуей Свободы, куда прибывали евреи-эмигранты для определения своей дальнейшей участи, назывался «чистилищем», то работники ХИАС звались «ангелами чистилища».
Однажды был случай: на остров прибыли русские крестьяне, совершенно не похожие на евреев. На недоуменный вопрос иммиграционных властей работник ХИАС отвечал, мол, посмотрите, какие у них мозолистые руки! Разве такие работящие люди не нужны вашей стране?!.. А вы заплатите двадцать пять долларов за каждого? – последовал вопрос. И ХИАС заплатил.
Вообще, что касается евреев из России, начавших прибывать в Америку еще XIX веке, то они отличались крайней бедностью, оторванностью от русской культуры, при том что многие поколения их предков жили в России, но из-за черты оседлости не знали даже русского языка.
Во времена Холокоста ХИАС вовсю продолжал свою деятельность, как всегда любыми способами обходя бюрократические препоны, квоты, вводимые чиновниками, сражаясь за каждого человека, пытаясь спасти его от неминуемой смерти. ХИАС удалось спасти около полумиллиона человек, хотя цифра эта весьма приблизительна.
«Пятьсот тысяч по сравнению с шестью миллионами? – как написано в книге, – может показаться немного. Но арифметика здесь неприменима. Пятьсот тысяч жизней – это пятьсот тысяч живых, и этим все сказано».
В изданном томе рассказывается несколько биографий евреев-эмигрантов из России, оказавшихся в Америке. Это самые разные люди: экономисты, коллекционеры предметов искусства, программисты. Намеренно не повествуется о таких известных личностях – как Р. Якобсон, И. Бродский, С. Довлатов, Л. Ауэр, – о них и так много написано.
Крайне интересен рассказ об А. Дранкове – «пионере» русского кино, личности весьма неоднозначной, именно он, между прочим, снял на кинопленку Льва Толстого. Современник писал: «Эта картина, когда вас будет судить суд киноистории, г. Дранков, положенная на одну чашу весов, перевесит всех “Сонек”, каких вы изготовили в прошлом, изготовите в настоящем и будущем». (Имеется в виду его популярный киносериал «Сонька – Золотая Ручка».)
Нельзя сказать, что Абраму Дранкову повезло в Америке. Однако он дожил до 1949 года и умер своей смертью. А что с ним могло случиться в большевистской России? Даже особо гадать не нужно.
Но в основном-то русские евреи хорошо устраивались в Америке. И экономист Владимир Войтинский, и основатель компании Google Сергей Брин, ставший миллиардером… Кто-то сказал мне: «...Как ни крути, а все в Америке сделали “наши”». И продолжил: «...Ты знаешь, что Харли-Дэвидсон родом из-под Одессы? Харламов и Давыдов?..»
Егор Радов
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru