[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2007 ШВАТ 5767 – 2 (178)

 

КОНЕЦ ИСТОРИИ?

 

А.Синельников

Средневековая империя евреев

М. : Олма-Пресс, 2004. – 368 с.

Историческая наука в наши дни, кажется, переживает некую реорганизацию. Когда речь заходит о новых исследованиях в этой сфере, мы сталкиваемся, как правило, либо с расследованиями бытности какого-то народа в некий временной период, либо с построением немыслимых гипотез, которые становятся все фантастичнее и фантастичнее, чем-то напоминая несуществующую компьютерную игру по степени виртуальности. Опровергнуть же эти гипотезы неспециалист тем не менее не может.

Книга А. Синельникова «Средневековая империя евреев», на мой взгляд, именно такого рода. Отталкиваясь от одиозной книги Фоменко и Носовского «Введение в новую хронологию» (которую, кстати, тоже никто по-настоящему не опроверг), автор считает, что не было никакой античности, вся ортодоксальная история прибавляет миру «лишнюю» тысячу лет; «темные века» Средневековья на самом деле «темными» не были, и вся цивилизация начинается именно тогда; латинский язык «изобретен» именно в то время; ислам, иудаизм и христианство – суть одна религия: единобожие; и главное – существовала империя, которую автор зовет «Ойкуменой», состоявшая из городов, созданных по одному типу, из разных народов, рас, но устроена эта империя была повсюду одинаково,  хотя, если я правильно понял, какого-то центра или столицы у империи не было.

Что же эту мифическую «средневековую империю» объединяло? Правильно, евреи. Автор начинает книгу с перечисления исторических загадок, на которые нет ответов. Прежде всего – распространенность форм иудаизма, то, что некоторые предметы и имена, схожие с иудейскими, существуют во многих местах земного шара: и в Эквадоре, и в Японии; дальше он пишет об арамейском языке как о некоем праязыке, откуда произошли «иудо-греческий», «иудо-персидский», «иудо-латынь», «иудо-иберо-романский», «иудо-итальянский», «иудо-французский», «иудо-португальский» и, само собой, «иудо-немецкий», или идиш (он, конечно, был раньше немецкого, и немецкий уже от него произошел). Потом эти средневековые языки развились в современные, и теперь они совсем не похожи на своего предшественника.

Что же делали в этой «империи» евреи? Мы знаем, что они жили обособленно в гетто и что во всех странах их не особо любили. Все правильно, считает автор. Потому что евреи были кровеносной системой «империи», – они собирали повсюду деньги, дань, мыт. То есть были мытарями. Кто же любит сборщика налогов? И поскольку финансы были у них, то евреи всем заправляли в «империи»: контролировали власть, строили города по единому плану, вообще, являлись тем, что связывало весь разрозненный средневековый мир воедино.

Если кто-то является собирателем и распределителем денег, его надо охранять. Чтобы охранять евреев, были созданы рыцарские ордена: тамплиеры, тевтоны и т. д. Так функционировала великая еврейская империя, пока чума – «черная смерть» – постепенно не положила ей конец...

Примерно такую картину средневекового мира предлагает нашему вниманию А. Синельников. Я полностью разделяю один тезис автора: о том, что проще всего отбросить какую-то идею лишь потому, что она – «чушь» и не соответствует той истории, которую мы изучали в школе. И поэтому, и потому что я не историк, я не имею права осуждать эту книгу, выносить приговор и отбрасывать ее как «чушь». Но настоящие историки должны все-таки перестать отмахиваться от таких идей и как-то на них реагировать, – на труд Фоменко и Носовского, повторяю, серьезной реакции так и не последовало. А между тем история, как мы ее знаем, судя по всему – в опасности.

Егор Радов

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru