[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2007 ШВАТ 5767 – 2 (178)
«ЕврейскаЯ Чертовщина»
Меир Бадхен
Еврейская чертовщина
М.: Мосты культуры; Jerusalem: Gesharim, 2007. – 320 с.
Необходимо всем! Ныне я обладаю знанием, которого начисто был лишен все предыдущие 70 моей жизни. Я прочитал книгу о еврейской чертовщине. Ну я знал, что черти существуют и охотятся за душами людей, а также то, что они – истопники или мучители в аду… Ничего подобного! На души наши им наплевать, а вот живут они повсюду, и число их несметное: миллионы. Первой же народила в мир чертей – кто б вы думали? – Лилит, первая женщина Адама. Нет, она рожала не от Адама, они ведь быстро разошлись. А почему, вы знаете? Теперь я полностью осведомлен в причинах первого развода и охотно поделюсь. Лилит, когда совокуплялась с первым человеком, непременно настаивала, чтобы все время быть сверху. «Уж таково распределение ролей, и по достоинству мне полагается быть сверху», – утверждала она (попахивает современным феминизмом, не находите?). Когда же Адаму надоела эта поза и начались постельные скандалы, она бросила его. Чтобы немедля выйти замуж за царя чертей Самаэля. Вот тут она и нарожала дикое количество чертей. Точного числа я не помню, но судить о нем легко по обилию детей у ее сына и их потомков. Ведь сын ее – Агримас – (кстати, от Адама, несмотря на краткость связи), тоже женился на чертовке, и она родила ему 920 миллионов чертенят… Всех девочек в роду чертей в честь бабушки звали «лилитами» (хотя имя собственное у них тоже было). Кстати, черти эти на земле были не первыми, поскольку первых создал сам Творец. Он сотворил людей, но вдохновение не покидало Его, и тогда Он принялся лепить чертей. Поначалу сотворил их души, но когда пришла пора облечь эти души телами, наступила суббота, и черти остались недоделанными. Таким образом, черти – это в чистом виде Б-жьи творения, просто по нехватке времени оставшиеся незавершенными. Между тем они полностью готовы к самостоятельному существованию: едят и пьют, размножаются и говорят как люди, да и смертны почти как люди.
Я, поверьте, ничего не сочиняю. Я только что прочел книгу Меира Бадхена. Этот сведущий донельзя автор изучил десятки высокоученых книг, написанных еврейскими мыслителями в разные века; между прочим, по книгам этим учатся в ешивах (о Талмуде я даже не упоминаю), отобрав оттуда все, что касается темы чертовщины. Повсюду в этом замечательном труде подробнейшие сноски, точные отсылки на страницу такой-то книги. Я, убогий выученик мифов древней Греции, с восторгом окунулся в этот сказочный, доселе неизвестный мне мир, предками моими, оказывается, подробнейше описанный.
Так где же все эти черти живут? Отвечу вам с полнотой моего нынешнего знания – везде. В домах, сараях, банях и на деревьях, в любых развалинах и всюду, где можно затаиться. А, пардон, туалеты – вообще их «заповедники». Мы, кстати, потому и руки моем после туалета, – на немытых черти запросто проникнут в дом. Хотя людей они не склонны обижать, но если люди сами задираются, – черти защищаются умело и самолюбиво. Потому что у них происходит важная и значительная собственная жизнь: они и Тору изучают, не прочь и на службе в синагоге посидеть, и возле мудрецов с большой охотой трутся, ибо любознательны, а споры мудрецов им интересны. Порой и браки приключаются меж нашим и ихним населением, по большей части, впрочем, ничего хорошего от этого не происходит. Есть, конечно, среди них хулиганы, возмутители спокойствия, но, как я понял, пропорция таковых среди чертей гораздо ниже, чем среди нас, венцов творения.
Воруют они только то, что плохо лежит или чего немеренно, и тем заметно отличаются от людей в положительную сторону. Да, в общем, это счастье, как подумаешь, что у Творца чуть не хватило времени, чтобы их доделать, – были бы они явно совершеннее, чем мы (ведь и опыт у Создателя уже был…).
Интересно, кстати, как бледно в сравнении с чертями выглядят ранее столь уважаемые мною ангелы, – они всего лишь только посланцы Высших Сил и часто «одноразового употребления». Исполнив поручение, бесследно растворяются в пространстве. Жизнь их убога по сравнению с чертями, у которых все как у людей, но зато они мгновенно переносятся из конца в конец света и способны к хитроумнейшим перевоплощениям.
Еще мне нравится тональность, в которой все это изложено. Ведь «Бадхен» – несомненно, псевдоним. Есть два обозначения шутов в еврейском понимании: «лец» – насмешник безжалостный и едкий (вспомним Ежи Леца), а «бадхен» – ироничный и доброжелательный (обидеть и задеть не стремится, только лишь развлечь и насмешить). И хотя, признаться, мне оба этих типа по душе, но бадхен удивительно подходит для рассказов о чертовском мире.
Всем настоятельно рекомендую окунуться в занимательную преисподнюю.
Игорь Губерман
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru