[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2007 ШВАТ 5767 – 2 (178)
ФЕВРАЛЬ
Борис Явелов
2.II 1882
125 лет назад в нью-йоркском Чеккеринг-холле, одном из крупнейших публичных залов города, под председательством мэра Нью-Йорка Уильяма Грейса и с участием ряда других высокопоставленных американских чиновников, конгрессменов и религиозных деятелей прошел многолюдный митинг, посвященный организации помощи русским евреям. После убийства народовольцами в марте 1881 года царя Александра II по югу и юго-западу России прокатилась волна еврейских погромов, продолжавшихся до начала 1882-го. В связи с погромами, а также с усилившимися притеснениями властей резко возросла еврейская эмиграция в Америку. Если с 1871-го по 1880-й в США из России перебрались 14 000 евреев, то уже в период 1881–1882 годов эта цифра выросла на 10 489 человек, составив 79,5 % от общего числа евреев-эмигрантов, прибывших в Америку. Открывая митинг, мэр подчеркнул, что собравшиеся представляют общественное мнение всех жителей Америки. «Мы пришли сюда, – сказал он далее, – чтобы выразить протест против гонений, которым подвергают народ за его принадлежность к определенной расе и религии. Мы пришли еще и для того чтобы отдать свой голос в защиту дорогой американцам свободы совести и мысли, свободы, обеспечение которой мы считаем своим нравственным долгом. Для достижения этой цели мы не должны жалеть никаких усилий». Единодушно и с огромным воодушевлением была принята резолюция, выражавшая сочувствие русским евреям. Присутствующие также обратились к американскому правительству с призывом оказать давление на царский режим и потребовать от российского самодержца улучшения положения еврейского населения. Ответом на выступления мировой общественности стали последовавшие спустя три месяца так называемые «майские законы» Александра III, сделавшие положение русского еврейства и вовсе невыносимым. К концу XIX века число евреев-иммигрантов в США превысило миллион человек.
3.II 1997
Десять лет назад, после того как журналисты Washington Post дознались, что Мадлен Олбрайт, только двумя неделями ранее вступившая в должность государственного секретаря США, – еврейка и по отцовской, и по материнской линии, эта первая в американской истории женщина, занявшая столь высокий пост, в интервью агентству Associated Press сделала данный факт своей биографии публичным достоянием. Выяснилось, что две бабушки и дедушка Олбрайт, урожденной Яны Корбеловой, – чешские евреи, а также много других близких ее родственников погибли во время второй мировой войны в гитлеровских концлагерях. Двухлетнюю Яну родители (ее отец был видным чешским дипломатом) за десять дней до вторжения немцев вывезли с собой из Праги в Англию. По окончании войны Корбеловы вернулись на родину, но после прихода в 1948 году к власти коммунистов эмигрировали и нашли пристанище в США. Олбрайт сообщила, что родители, воспитавшие ее как католичку, никогда не рассказывали ей ни о судьбах родных, ни об исторических корнях семьи. Но при этом она заявила, что ее «врожденное» понимание истинной опасности тоталитарных режимов играет важнейшую роль в ее видении современного мира. В средствах массовой информации сразу же развернулась дискуссия на тему, как получилось, что Мадлен Олбрайт оказалась до такой степени нелюбопытной в отношении своих ближайших родственников. Ее маловразумительные ответы и фактическое отречение от своего еврейства произвели, по меньшей мере, неблагоприятное впечатление.
6.II 2006
Год назад власти Ирана, поддавшиеся истерии, охватившей мусульманский мир в связи с публикацией в западноевропейской печати карикатур на пророка Мухаммеда, объявили конкурс на лучшие карикатуры, высмеивающие Холокост, унесший жизни свыше шести миллионов евреев.
6.II 1917
90 лет назад, в период, когда первая мировая война уже подходила к концу, 25-летний американский журналист Джейкоб Ландау организовал, первоначально как Еврейское корреспондентское бюро, Еврейское телеграфное агентство (Jewish Telegraph Agency; соответственно ЕТА или JTA), процветающее и в наши дни агентство новостей, ориентированное на обслуживание средств массовой информации мирового еврейского сообщества. В СССР о существовании ЕТА широкая публика впервые узнала 30 ноября 1936 года, когда на первой полосе «Правды» за подписью «И. Сталин» была опубликована заметка «Об Антисемитизме. Ответ на вопрос Еврейского телеграфного агентства из Америки». Весьма любопытно, что ответ (в письменном виде) был дан еще 12 января 1931 года. «Коммунисты, как последовательные интернационалисты, – писал величайший из вождей, – не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма. В СССР строжайше преследуется законом антисемитизм, как явление, глубоко враждебное советскому строю. Активные антисемиты караются по законам СССР смертной казнью».
8.II 1807
Двести лет назад Наполеон созвал в Париже Великий Синедрион, пытаясь возродить высший законодательно-судебный орган сенатского типа, управлявший Иудеей с 180 по 104 годы до н. э. (в эпоху римского владычества он превратился в некую правовую академию, а в 425 году – в правление римского императора Феодосия II, вовсе прекратив свое существование). Последовательно проводя курс на построение действенной «вертикали власти» и стремясь к построению четко функционирующей государственной машины, французский император не пожелал оставить в стороне и своих еврейских подданных, составлявших в те времена менее 2 % от 30-миллионного населения страны, но игравших существенную роль в ее экономике и, что еще более важно, живших в его государстве в значительной мере по своим собственным законам. Открытие Великого Синедриона, по образцу его древнего прототипа объединявшего 46 раввинов и 25 правоведов, было обставлено чрезвычайно помпезно: на торжественной службе в парижской синагоге была прочитана молитва «за нашего бессмертного императора» и за победу его оружия, а затем члены Синедриона направились в зал заседаний городской ратуши, где обряженные в черные мантии и треуголки степенно расселись по старшинству по обе стороны президиума. Заседания проходили при открытых дверях, и досужие парижане с любопытством взирали на диковинное зрелище. Синедрион, проработавший месяц, ответил на поставленные перед ним императором вопросы, касавшиеся отправления обрядов, отношения евреев к прочему населению и многого другого, и в своей декларации отметил, что евреи рассматривают приверженцев других конфессий как братьев, полностью лояльны в отношении страны проживания и что в еврейском законе нет запретов ни на какие профессии. Ознакомившись с выработанными документами, Наполеон предоставил Синедриону право учредить в Париже главную раввинскую консисторию с отделениями в провинциях. На этот орган были возложены обязанности по руководству жизнью всех французских еврейских общин. Победоносные наполеоновские походы способствовали освобождению евреев многих государств, падению стен средневековых гетто. Но в конце концов в 1815 году объединенными усилиями европейских держав Наполеон был разгромлен и сослан, а евреи, которым он благоволил, лишились значительной части обретенных свобод. Впрочем, в консервативных кругах Европы после возрождения Синедриона (второй и последний раз он собрался в январе 1808 года) возникли подозрения насчет какого-то тайного и зловредного еврейского заговора; из них со временем секретными полицейскими службами был состряпан миф, изложенный в скандально знаменитых «Протоколах сионских мудрецов».
«Изгнание евреев». Эмилио Сала Франсес.
16.II 1917
Девяносто лет назад в Мадриде открылась первая – с 1492 года – синагога. Именно в 1492-м, за несколько месяцев до того как Христофор Колумб от испанских берегов отправился в свою великую экспедицию, супружеская чета монархов Испании, фанатичные католики Фердинанд II и Изабелла I, подписали знаменитый и страшный эдикт об изгнании евреев из Испании. Согласно эдикту, из 250 тысяч проживавших в этой стране евреев ее покинули потеряв все нажитое 200 тысяч, не пожелавших изменить своей вере, а около трех тысяч были сожжены на кострах инквизиции. (Спустя 5 лет евреи были изгнаны и из Португалии). На Пиренейском полуострове евреи жили еще с VI века до н. э., со времен вавилонского пленения, и по всей стране имели множество синагог, в том числе в Мадриде, основанном в IX веке и в 1561 году ставшем столицей. Либеральная конституция 1868 года позволила евреям снова ступить на землю Испании, но эдикт об их изгнании формально был отменен только в 1968-м. К 1917 году еврейская община насчитывала примерно одну тысячу членов (в настоящее время еврейское население Испании, главным образом, – это Мадрид и Барселона, составляет всего 13–15 тысяч). Первую новую мадридскую синагогу открыл в 1917 году тогдашний глава столичной еврейской общины – историк дон Игнасио Бауэр-и-Ландауэр. Синагоге было присвоено имя дона Ицхака бен Иеуды Абарбанеля (1437–1508), удачливого купца и одновременно философа и выдающегося толкователя Торы. В 1484-м он был принят на королевскую службу и заслужил славу самого искусного придворного дипломата и финансиста. В 1492 году он использовал все свое влияние, дар убеждения и огромные средства, пытаясь предотвратить подписание антисемитского эдикта, но потерпел неудачу и вместе со своими соплеменниками отправился в эмиграцию. Предание гласит, что Абарбанель предложил Фердинанду и Изабелле 300 тысяч серебряных динаров в обмен на отказ санкционировать изгнание евреев (в сравнении с подобным «выкупом», который готовы были собрать евреи Испании, деньги, полутора месяцами ранее выпрошенные у королевы Изабеллы Колумбом на свою экспедицию в «Индию», выглядели сущей мелочью). Монархи призадумались, но тут в их покои, потрясая распятием, ворвался неистовый великий инквизитор Томас Торквемада, и всем колебаниям положило конец его уподобление монаршей четы Иуде Искариоту, за 30 серебряников (на самом деле это были 30 римских серебряных динариев) предавшему Христа. В 1938 году, в период гражданской войны (1936–1939) в Испании, мадридская синагога закрылась. Однако втянуть ставшего диктатором страны генералиссимуса Франсиско Франко в мировую войну Адольфу Гитлеру все же не удалось. Более того, гитлеровского антисемитизма Франко не разделял, и в его стране, когда-то изгнавшей их предков, во время войны нашли пристанище 26 тысяч еврейских беженцев из Германии, Восточной Европы и Франциии. А к 1947 году в Испании «затеплилась» и еврейская религиозная жизнь. В наши дни в Мадриде – шесть синагог, из них: пять испанских и одна при израильском посольстве.
20.II 2006
Год назад английский историк Дэвид Ирвинг был приговорен венским судом к трем годам тюремного заключения за отрицание Холокоста. Ирвинг, получивший известность своими радикальными взглядами, признал себя виновным в подтасовке исторических фактов, касающихся гитлеровского уничтожения европейского еврейства. При этом он подчеркнул, что сам факт систематических убийств нацистами евреев он никогда не отрицал, но лишь ставил под сомнение принятые мировым сообществом данные о масштабах истребления евреев и об изуверском содержании их в концентрационных лагерях.
22.II 2006
75 лет назад в 200-летнюю годовщину со дня рождения первого президента США Джорджа Вашингтона, 31-й американский президент Герберт Гувер направил письмо Нельсону Руттенбергу, президенту Еврейского национального фонда Америки, с сердечной благодарностью за предложение ЕНФА по случаю славного юбилея высадить в Палестине сосново-эвкалиптовый лес, который станет своего рода «живым мемориалом» величайшему из американцев.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru