[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2007 ШВАТ 5767 – 2 (178)
ПОДВИГ РАЗВЕДЧИКА
Михаил Горелик
Вы ведь наверняка видели путеводители издательства «Вокруг света». Куда бы вы ни собрались, вам предложат полное описание того, что вы собираетесь увидеть, равно как и того, что вы не соберётесь увидеть никогда. С красивыми картинками. Париж – так Париж. Южный полюс – так Южный полюс. Но я буду говорить о путеводителе c прекрасным названием «Московское метро». В 2006 году вышло второе издание, естественно, – исправленное и дополненное.
12 линий!
172 станции!
23 схемы пересадочных узлов!
313 иллюстраций!
Замечательная идея: метро как страна, каждая станция как город. Знаете ли вы, что с 1955 по 1957 годы станция «Охотный ряд» звалась станцией «Имени Л.М. Кагановича»? То есть мало того, что все московское метро носило его имя, так ему еще выделили и специальную станцию! Вот и я этого не знал, а может, знал, но знание напрочь стерлось из моей памяти наряду с куда более важными вещами (за ненадобностью).
Я, естественно, первым делом заглянул на «Рижскую»: она мне близка – я здесь живу. Дата открытия, архитекторы, архитекторы вестибюля, выход в город, ну и так далее. «Конструкция станции – пилонная, трехсводчатая, глубокого заложения». Теперь и вы это знаете. Искусствоведческое описание. «Национальный латвийский колорит подчеркивается орнаментами, выжженными на торцах станционных диванов (я обращал на это внимание! – М.Г.) и выдавленными на плитках, украшающих стены платформ». Выходит, эти «седалища» называются «станционными диванами». Кто бы мог подумать!
Однако же в описании «Рижской» есть нечто эксклюзивное, – оно украшено микроновеллой. 172 станции в московском метро: 171 не украшена, а «Рижская» украшена. История, которую я предложу вашему вниманию, и вправду несколько неправдоподобна, так что может даже возникнуть подозрение, что сочинил ее я сам, пользуясь неосведомленностью читателя, что это такая маленькая литературная мистификация. Совершенно не склонен опровергать, все может быть. Впрочем, купите путеводитель и проверьте.
Станция метро «Рижская». Образы Риги – тогда еще советской.
Тайное задание
Для оформления станции «Рижская» одному мастеру-гончару из Латвии были заказаны изразцы, имитирующие желтый и коричневый янтарь. Мастер получил заказ на определенное количество изразцов, приготовил компоненты для обжига и выполнил задание в срок.
Часть изразцов в дороге, естественно, разбилась, и когда приступили к отделке, понадобилось заказать еще какое-то количество. Но тут оскорбленный мастер уперся и отказался делать изразцы, мотивируя отказ тем, что он возмущен таким небрежным отношением к своей работе, а главное, он не может теперь гарантировать такой же цвет. Назревал скандал. Скоро открывать станцию, а изразцов нет.
Стали искать подходы к мастеру; оказалось, что у него, человека преклонного возраста, не было ни детей, ни учеников. Этой ситуацией воспользовались и «внедрили» к мастеру ученика, которым и стал мой папа Александр Михайлович Блюдзе. Он оказался очень толковым «подмастерьем». Мастер сразу оценил его золотые руки.
Проходили недели, молодой гончар осваивал мастерство обжига, но тайны янтарного кафеля ему не раскрывали. Сроки поджимали, и папа решил во всем признаться. Это было довольно рискованно. Мастер мог разозлиться, но добрые отношения победили. Рижский гончар простил моего отца и сделал недостающие плитки. Цвет, правда, несколько отличался.
И теперь, когда я бываю на станции «Рижская», ищу отличающиеся плитки.
Е.А. Левицкая.
Станция метро «Рижская»: если приглядеться, можно увидеть орнамент, выжженный на торце станционного дивана.
Я тоже непременно попытаюсь их обнаружить. Зачин «Тайного задания» вполне узнаваемо стилизован под задачник по арифметике, и мне это по душе. В этом рассказе есть забавные безличные обороты: «стали искать», «этой ситуацией воспользовались и “внедрили”». Кто стал искать? Кто воспользовался? Кто внедрил? Ответ прост: КГБ внедрило агента к народному умельцу. Внедрило безо всяких кавычек. Я же говорю: история неправдоподобная! КГБ ведет себя в Риге, как в чужой стране, и действует как бы в подполье, причем с необыкновенной деликатностью. Будто у них и методов других нет! Методов простых и давно доказавших свою эффективность. И тайный агент совестлив не по профессии. И редкий случай, когда совестливость оказывается прагматически выгодна. «Это было довольно рискованно. Мастер мог разозлиться». Мастер его волновал! А по отношению к корпорации никакого риска?
Александр Михайлович Блюдзе (1924– 1988), «боец невидимого фронта» с редкой еврейской фамилией, действительно после войны служил в рижской ГБ, гонялся за «лесными братьями», выслеживал хлыстовские радения, для чего однажды даже завел роман с прекрасной хлыстовской девицей (в оперативных целях). Как видите, в середине 1950-х они там в своей ГБ развлекались и с изразцовыми мастерами, если только Блюдзе все это не сочинил для развлечения простодушной дочери. А теперь, по прошествии многих лет, морочит голову нам с вами, хотя это вряд ли входило в его планы.
Два разведчика – Павел Кадочников и Александр Блюдзе.
Немецкая форма все же поизящнее советской, как вы полагаете?
Жена Блюдзе демонстрирует «ретромоду»: прическу и платье.
© РИА «Новости»
Блюдзе вышел в отставку, как только представилась возможность; в 1961-м была массовая демобилизация, и он воспользовался за четыре года до выслуги лет, добровольно лишившись военной пенсии. Случай в те времена едва ли не уникальный. Не хотел оставаться в этой «конторе». Возможно, он считал, что его миссия тайного агента завершена в глазурованной плитке и желал подвигов на новом поприще. Или не желал уж их больше. После Шестидневной войны, когда народ тронулся в Израиль, Блюдзе сказал дочери: «Ты вообще-то представляешь, сколько туда «маневичей» отправилось?». Профессиональная трезвость.
Так или иначе, я горд, что в облицовке «Рижской» есть и наш еврейский вклад. Причем – немалый. Совершенно независимо от правдивости рассказанной истории. Да и что есть правдивость истории? Мы знаем от Пушкина, что Сальери Моцарта отравил. Поставить сей факт под сомнение может только законченный педант, чуждый прекрасного. Предлагаю включить эту станцию в путеводитель «Москва еврейская». Само собой, путеводитель подготовит издательство «Вокруг света».
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru