[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2007 ШВАТ 5767 – 2 (178)
ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ
Лев Дроздов
В декабре в Тегеране прошла конференция «отрицателей Холокоста». Людей, утверждающих, что никакого геноцида евреев на самом деле не было. Холокост, по их мнению, – миф, созданный евреями в корыстных целях. Чтобы вызвать у окружающих чувство вины, получить побольше репараций и основать государство Израиль, которое вот уже полвека «торчит» бельмом на глазу у всего арабского мира. Конференция в Тегеране – вполне логичное продолжение скандальной тирады президента Ирана Ахмадинеджада, его обещания стереть Израиль с лица земли.
Дело, если вдуматься, не только и не столько в геополитике. Иначе как объяснить присутствие в рядах ревизионистов (так называют себя отрицатели Холокоста) европейских и американских ученых. Парадокс, но среди них встречаются и евреи. Классический пример – профессор Ноам Хомски, признанный во всем мире научный авторитет. Согласно классификации раввина Йосефа Телушкина, автора книги «Еврейский мир», Хомски принадлежит к разряду ненавидящих себя евреев. К ним относится, между прочим, и Карл Маркс, чьими антисемитскими высказываниями восхищался сам Гитлер. Ахмадинеджадом он тем более восхитился бы.
Как и любая проблема, имеющая отношение к евреям, проблема Холокоста – скорее моральная, чем расовая, политическая или религиозная. Само существование евреев – мощный раздражающий фактор, напоминающий о нравственном законе и заставляющий испытывать чувство вины тех, кто живет безнравственно. Антисемитизм в первую очередь – бунт против морали. Защищая свое право быть аморальным, человечество может дойти и до Катастрофы. В точности по Достоевскому: «Если Б-га нет – все позволено». Чтобы окончательно разрешить себе все, однажды потребовалось уничтожить евреев. При таком раскладе ревизия Холокоста по сути представляет собой попытку доказать правомерность жизни без Б-га. Доказать, что ничего особенного во время Катастрофы не происходило. Происходило.
Вот, например, что происходило по версии филолога и философа Александра Милитарева, которую он изложил в своем программном труде «Воплощенный миф»: «Необходимо было событие вселенского масштаба, которое потрясло бы мир, заставило бы народы и их лидеров ужаснуться и воочию увидеть, чем чревато отступление перед злом. Таким событием стал Холокост. …Именно гибель шести миллионов евреев послужила катализатором и резко ускорила крайне медленный, подспудный цивилизационный процесс… Унаследованные от древних евреев и эллинов прообразы этических принципов и идеалов за эти две тысячи лет стали нормой поведения, а не декларацией, для сравнительно малого числа людей, не говоря уже о нормах государственной политики, межгрупповых отношений, общественной жизни. …Холокост оказался тем средством воздействия на жестоковыйное человечество, по крайней мере на наиболее подготовленную его часть, которое стимулировало достаточно быстрое внедрение этих принципов и идеалов в сознание все большего числа людей».
Иными словами, шокированное и пораженное человечество возвращается к основам морали. Это оптимистический взгляд на вещи. Есть и прямо противоположный: после Холокоста нас уже ничем не поразишь, мы чем дальше, тем больше адаптируемся к жестокости.
«Катастрофа, – считает раввин Элиэзер Беркович, – поставила перед всем человечеством кардинальную задачу: защитить основные моральные ценности. Люди с этой задачей не справились. …Единственная надежда человечества – покончить с историей силы. Способно ли оно на это? Крайне сомнительно».
Холокост таким образом, и по Милитареву, и по Берковичу, оказывается ключевым пунктом, поворотной точкой в выборе нравственного пути. Очевидно поэтому, что те, кто хочет снять с себя моральные ограничения, естественным образом приходят к отрицанию Катастрофы. Доказав, что Холокост – миф, они как бы получают возможность начать спор заново. Ведь ревизионисты на самом деле говорят о мифичности Холокоста именно для того, чтобы избежать обвинений в стремлении повторить геноцид.
Неудивительно поэтому, что в целом ряде европейских стран отрицание Холокоста, сомнение в выводах Нюренбергского трибунала и количестве убитых евреев трактуются как оправдание геноцида. Это уголовно наказуемое преступление. Именно за отрицание Холокоста оказался не так давно в заключении английский историк и писатель Дэвид Ирвинг. Правда, в Австрии, а не в Англии. Ирвинг – фигура популярная, слава его докатилась и до России. Его книги «Ядерное оружие Третьего рейха. Немецкие физики на службе гитлеровской Германии», «Нюрнберг. Последняя битва», «Взлет и падение Люфтваффе. Жизнь фельдмаршала Эрхарда Мильха» и многие другие переведены на русский язык. Они активно продаются, по крайней мере – в Москве. В России, кстати, отрицание Холокоста все еще уголовно ненаказуемо. Закономерно или случайно, но ревизионистов преследуют в наиболее благополучных странах – странах с развитыми социальными программами, с низким уровнем безработицы и нищеты. То есть там, где общественные отношения более или менее следуют нравственным нормам. Россия пока не относится к таким странам. Отсутствие у нас законодательства, регулирующего отношение к Холокосту, – верное свидетельство этому.
По тем же статьям, что и Ирвинг, были осуждены в числе прочих: знаменитый швейцарский ревизионист Юрген Граф, автор книги «Великая ложь 20 века, или Миф о “холокосте”» (она выходила в России еще в 90-х), и Педро Варела, книготорговец из Барселоны, на прилавках магазина которого было выставлено более 30 книг ревизионистского содержания, восхвалявших Третий рейх. Этим Россию тоже не удивишь. У нас существуют целые издательства, специализирующиеся на квазиисторической литературе о нацизме. Тональность этих книг предельно терпимая. А порою даже восторженная.
Главным документом ревизионизма принято считать текст под названием «66 вопросов и ответов». Он разработан больше 20 лет назад в калифорнийском Институте пересмотра истории (ИПИ), созданном Уиллисом Карто, под влиянием книги профессора Артура Бутца «Мистификация двадцатого века», утверждавшего, что концлагеря были чисто трудовыми лагерями, и евреев там не убивали.
«66 вопросов и ответов» содержит самые важные аргументы ревизионистов. Если можно, конечно, называть аргументами откровенную подтасовку. Некоторые из них наивны и некомпетентны. Некоторые требуют комментариев специалистов. И такие комментарии существуют. Например, от Центра Симона Визенталя.
Вообще говоря, полемика с отрицателями Холокоста – бессмысленное занятие. Переубедить их невозможно. Они твердо уверены в том, что черное – это белое. Задача Центра Визенталя и других оппонентов ревизионизма в другом. Не дать «альтернативщикам» одурачить легковерную публику. Борьба идет не за истину – она очевидна, – а за людей, их умы и души. Вот несколько эпизодов этой борьбы.
ИПИ настаивает на полном отсутствии достоверных документов и доказательств Холокоста, не принимая в расчет ни свидетельств бывших узников, ни свидетельств самих нацистов. Геноцида не было, утверждают ревизионисты. А был тайный заговор евреев, которые подделали и подложили мириады документов. Например, дневник Геббельса, в котором говорится открытым текстом: «Фюрер еще раз выразил готовность безжалостно очистить Европу от евреев. Евреи заслужили катастрофу, которая теперь с ними происходит. Евреев останется мало. Около 60 % из них придется ликвидировать».
Евреи, подделывающие дневник Геббельса! Надо ж было до такого додуматься…
Другой домысел касается Освенцима. ИПИ подвергает сомнению показания коменданта лагеря Гесса, которого, дескать, пытала английская военная полиция. Вот он на себя и наговорил. Пытки, по мнению ревизионистов, использовались даже на Нюрнбергском процессе. Это уже такой запредельный бред, который и опровергнуть-то невозможно. Особенно, если игнорировать протоколы и документы. Ведь речь идет не об одном-единственном нацистском преступнике, давшем признательные показания, а о многих сотнях. Всех пытали?
Но есть и более серьезная ложь. Чтобы опровергнуть ее, необходимо обладать специальными знаниями. Так, по версии ИПИ, в лагерях смерти использовался «Циклон Б», пестицид, широко применявшийся для дезинфекции одежды и помещений. На самом же деле «Циклон Б» – не газ, а его носитель. Газ называется цианистым водородом (синильная кислота). Сомнений в его смертельности до сих пор не возникало ни у кого. Но это если знать факты. А ведь многие верят на слово.
С общепринятой статистикой ревизионисты расходятся на порядок. Говоря о евреях, погибших в концлагерях, они называют цифры от 300 до 500 тысяч. Да и эти полмиллиона умерли от эпидемий тифа, бушевавших в разрушенной Европе, от голода и недостатка медицинского ухода в последние месяцы войны, когда пути сообщений были разбомблены союзниками.
Центр Симона Визенталя приводит другие цифры. Более трех миллионов евреев погибло в лагерях (остальные на Восточном фронте и в гетто). Когда войска союзников захватили концлагеря, они нашли упитанных и хорошо одетых эсэсовцев, да и местное население не испытывало лишений (в отличие от больших городов Германии). Значит, голод и тиф действовали избирательно? Или дело вовсе не в них?
И так далее. Примерно на таком уровне, в духе «66 вопросов», проходила и конференция в Тегеране. Только там за редким исключением не надо было никому ничего доказывать. Собрались единомышленники, соратники. Люди с чистой совестью, непоколебимой верой в самих себя. Им нужна лишь та реальность, в которой они герои, а не преступники. Ради создания такой реальности они готовы не только будущее, но и прошлое вывернуть наизнанку.
Этих людей становится сегодня все больше и больше. Не только в исламском мире, но и в Европе, и в Америке, и в России. В России им особенно хорошо. На них в полную силу работает массовый интерес к «альтернативной истории» («нас много лет обманывали, все было не так, там, где стоял минус, поставим теперь жирный плюс»). Русский ревизионизм отнюдь не ограничивается привычным уже отрицанием Холокоста. Ревизии все чаще и чаще подвергаются репрессии 1930-х. Активно пропагандируется концепция, согласно которой революция была совершена евреями с целью потопить в крови русский народ, и только благодаря Сталину, который ввел «расовые законы» в кадровую политику, позаимствовав их у германской национал-социалистической партии, СССР смог выиграть войну. Сталин оказывается спасителем страны, Берия – чуть ли не либералом, зачинщиком перестройки. К сожалению, эти заблуждения не маргинальны. Они проникают на страницы центральной прессы, активно обсуждаются по телевидению.
Отечественные ревизионисты поднимают вопрос о реабилитации «Черной сотни», утверждают, что не было ни погромов, ни «дела врачей» 1953 года, а в Бабьем Яре расстреляны и захоронены еще до начала войны тысячи «патриотов», замученные «еврейскими “энкавэдэшниками”». И так далее. Как у Булгакова в «Мастере и Маргарите» – чего ни хватишься, ничего не было. Разрешено оставаться в истории лишь тем событиям, которыми можно отчаянно гордиться. А остального не было, предоставь хоть тысячу свидетельств и документов.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru