[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2007 ТЕВЕС 5767 – 1 (177)
Здоровье тела, сознаниЯ и духа
Составитель Шолом-Бер Вайнберг
Правильное питание и здоровый образ жизни
Приоритеты здоровья и внутреннего равновесия для семейной жизни
Я поразился получив известие, что Вы ходите путями, которые не приняты и не характерны, <а именно воздерживаетесь от пищи, не следите за своим здоровьем, избегаете общения и погружены в угрюмость>.
И все это вопреки тому, что всем известна торная дорога, по которой шли наши святые Ребе, да будет благословенна их память, – дорога, изъясненная в Торе и показанная Рамбамом, то, что мы называем «срединным путем» <то есть уклонением от крайностей>, благим путем, которым до€лжно идти.
Хасидское учение разъясняет, что служить Б-гу следует с радостью, помня слова «помоги непременно» (Шмойс, 23:5) – и не забывая, что относятся они к нашему телу. Мы должны служить Б-гу нашим телом, а не на путях умерщвления плоти. Это уже не раз разъяснялось в целом ряде текстов, особенно в посланиях.
Тем более это так, когда Б-г благословил Вас заключением брака и тем самым Ваши обязательства распространяются не только на Вас, но и на другую живую душу. Только заботясь и ревнуя о браке, Вы удостоитесь того, что на Вас снизойдет Б-жественное Присутствие.
Излишне говорить о том, что Вы должны следить за своим здоровьем, чтобы выполнить три обязательства мужа перед женой <быть ей поддержкой, одевать ее и быть ей супругом>. Служение с радостью и счастьем в сердце включает в себя и простое внесение радости в дом, а это достигается за счет того, что Ваши действия исполнены доброжелательности. Уверен, мне нет нужды подробно говорить об элементарных вещах.
Если Вы внемлите моим словам, Вы пойдете «царской дорогой», проложенной для нас нашими Ребе и праведниками. Оставьте путь поста, умерщвления плоти, затворничества и тому подобного.
Да благословит Вас Б-г, чтобы Вы могли служить Ему душою и телом, с радостью исполняя заповеди. И пусть перед этой радостью рухнут все барьеры, мешающие такой форме служения, о которой говорю Вам я.
Еще раз: будьте внимательны к своему здоровью
…Мне было больно узнать, что Вы исхудали и выглядите изможденным. Похоже, Вы опять принялись за умерщвление плоти и полностью пренебрегаете здоровьем. Но ведь Вам известно правило, сформулированное Рамбамом, – «Забота о здоровье и целостности нашего тела – неотъемлемая часть нашего служения Б-гу»?
Известны и другие правила на этот счет <…>
В Игрес а-Тшува Алтер Ребе отмечал, что для нынешних поколений путь покаяния не связан с постом, покаяние осуществляется теперь иными методами. Тем более важно суждение, приводимое Алтер Ребе в Шулхан Орух, <что умерщвление тела отказом от питья и пищи запретно>.
Следует перестать игнорировать сказанное <мною> Вам <о необходимости заботиться о своем здоровье>, стремясь делать лишь то, что видится правильным Вам самому и согласуется с Вашим пониманием.
Убежден, что Вы видели письмо Баал-Шем-Това его ученику, <где говорится о том, что он был крайне расстроен, услышав, что тот практикует частые посты и т. д.>
Я жду добрых вестей обо всем, сказанном выше.
Телесная слабость препятствует духовному служению
Я поразился узнав про распорядок дня, которого Вы придерживаетесь. Этот распорядок никак не соотносится с надлежащей заботой о том, что принадлежит Б-гу: а ведь тело Ваше – Его достояние.
Забота о поддержании здоровья особенно важна для нашего поколения, поскольку оно не обладает физической крепостью живших до нас. Мы раз за разом наблюдаем: слабость телесная в первую очередь сказывается в том, что становится препятствием для служения в виде молитвы. Более того, она становится препятствием для изучения Торы и исполнения заповедей.
Почти всегда насилие <над телом> несет человеку скорее ущерб, чем пользу.
Я надеюсь, что получив это письмо, Вы перестанете морить себя голодом с утра до поздней ночи. Более того, Вам следует пить сейчас какое-то укрепляющее питье и съедать что-то вроде булочки перед утренней молитвой.
Здесь уместно вспомнить известный афоризм наших святых наставников, учивших: «Лучше поесть во имя того, чтобы помолиться, чем помолиться во имя того, чтобы поесть». Слова эти следует понимать буквально: если во время молитвы мы (а слова эти воистину относятся к таким, как мы) испытываем голод, это не дает нам достижения должной молитвенной концентрации и, кроме того, ведет к сокращению времени молитвы.
Напротив, перекусив перед <утренней> молитвой, мы устраняем <мешающее> чувство <голода>. Наше духовное служение может быть возвышеннее и глубже.
Чтобы исправить Ваши прошлые действия, столь противоречащие всему сказанному выше, Вам нужно повлиять на тех, кто окружает Вас, принимая во внимание, что все, кто не очень здоров, не должны морить себя голодом. Более того, они должны молиться и изучать Тору как ду€ши, <облаченные телами и проявляющие заботу о нуждах тела>, чтобы <требования тела> не превратились в препятствие для <духовного> служения из-за того, что тело испытывает голод.
Да увенчает Б-г Ваши усилия <в этом направлении>.
Булочка перед утренней молитвой
…Вновь возвращаюсь к нашему телефонному разговору. У меня возникло чувство, что я не в полной мере убедил Вас <в необходимости> печься о своем здоровье и особенно в том, что нужно съедать какую-нибудь булочку перед утренней молитвой.
Поэтому выписываю здесь высказывание святого Баал-Шем-Това из его Кесер Шем-Тов, – а Вы конечно же знаете, что мой тесть, Ребе, да будет память его благословенна, говорил: «...каждый хасид должен изучать Кесер Шем-Тов и Ор Тора Межеричского Магида».
Итак, у Баал-Шем-Това сказано: «Когда человек болен телесно, его душа так слаба, что он не может молиться должным образом, – и это даже вопреки тому факту, что человек этот <может быть столь чист>, что свободен от греха. Потому так важно следить за своим здоровьем».
«Лучше поесть, чтобы помолиться, чем помолиться, чтобы поесть»
…С грустью и недоумением узнал я, что Вы ведете себя самым недисциплинированным образом в отношении того, что касается принятия пищи, вопреки обсуждавшемуся нами факту, – это ослабляет тело и отрицательно сказывается на изучении Торы и исполнении заповедей.
Мой тесть настаивал, чтобы все учащиеся ешивы соблюдали строгий распорядок в том, что касается принятия пищи, сна и т. д. Я верю, теперь, после получения этого письма, Вы исправитесь.
Известно также и высказывание Цемах Цедека: «Лучше <сперва> поесть, чтобы <потом> искренне помолиться, чем обратное: помолиться, чтобы поесть».
Для нынешнего, ослабленного поколения дано разрешение на то, чтобы заканчивающие чтение молитв намного позже пробуждения вкушали перед молитвой выпечку (конечно, уже после чтения Шма).
Нельзя строго соблюдать правило – воздержание от еды перед молитвой, ибо эта строгость ведет к упущению в служении Б-гу: нервы наши напряжены, и мы не можем молиться с глубоким чувством; к тому же наши дурные наклонности и тело будут крайне настойчиво напоминать о пище <…>
Умерщвление плоти противоположно духовному служению
…Я был обеспокоен услышав, что Вы часто поститесь, изнуряя себя тем, что за много часов до молитвы воздерживаетесь от пищи, а также всячески истязаете себя иным образом.
Я абсолютно убежден, что это ведет к разрушению здоровья. Кроме того, соотнесите свое поведение со словами Алтер Ребе из 3-й главы Игрес а-Тшува: «Все это применимо к крепким и сильным, к тем, чье физическое здоровье не могли подорвать частые посты, – а именно таковы были люди в давних поколениях. Но тем, для кого частые посты, упаси Б-г, чреваты болезнью или сопряжены с болезненными проявлениями, как то происходит в поколениях нынешних, – им запрещено часто поститься».
Если Вы склонны прислушиваться к моим словам, Вам следует немедленно прекратить вести себя так, как сейчас. Если же Вы возложили это на себя как «анага това» («благой обычай»), <то есть как подобающий стиль поведения, избранный для регулярного воспроизведения> и совершали сие как минимум трижды, Вам следует исполнить обряд разрешения от обета – «аторас недорим».
Съешьте булочку, прежде чем совершать утренние молитвы. А если Ваше здоровье требует, чтобы съедено было больше, – значит, нужно съесть больше. Не полагайтесь на свое мнение в этом вопросе, а спросите мнение духовного наставника, почтенного хасида рабби Шломо-Хаима Кессельмана.
Я искренне надеюсь, что ответное письмо успокоит меня, и в нем будет сказано, что Вы оставили путь поста и умерщвления плоти и следуете комментарию Баал-Шем-Това на стих: «Если увидишь, что осел врага твоего лежит под ношею своею, разве оставишь его без помощи? Помоги непременно» (Шмойс, 23:5)*.
Альтернативные виды поста
Я уже говорил Вам, основываясь на словах Алтер Ребе: не рекомендуется возлагать на себя дополнительные посты помимо тех, что предписаны календарем. Вы убеждаете себя в необходимости держать посты, а надо убедить себя служить Б-гу в величайшей радости. Более того, Вы должны сделать все возможное, чтобы побудить к этому и других.
Я с изумлением узнал, что у Вас заведено поститься по понедельникам и четвергам, даже на эрев рош а-хойдеш. Вы поступаете так, прекрасно зная замечание Баал-Шем-Това: человек должен быть здоров, дабы его физическое состояние не стало препятствием для радостного служения Б-гу. Ведь мы видим, что в нынешних поколениях частые посты приводят к расстройству здоровья и тем самым становятся помехой для исполнения заповедей.
Понятно, все вышесказанное относится лишь к постам, которые мы накладываем на себя сами, а не к тем, что заповеданы нам Законом.
Если же Вы настаиваете на том, что Вам необходимо поститься, то на этот счет есть указание Ребе Маараша: можно ограничивать себя, но не в пище, а в речах, воздерживаясь от лишних высказываний, особенно когда высказаться очень хочется. Имеется в виду не только воздержание от недоброжелательных речей, но воздержание от любых высказываний, кроме самых необходимых.
Что до воздержания в пище, – можно ведь питаться, просто поддерживая свои силы и не заботясь о том, чтобы еда была вкусной…
Пост воздержания от суесловия куда больше способствует тому, что в нас ослабевает наклонность к дурному, нежели пост обычный, при этом он ничем не грозит здоровью. Наоборот, мы становимся сильнее, – и эти силы можно направить на исполнение заповедей, в особенности на то, чтобы поступать праведно и творить добро.
Путь хасидов
…Вы, похоже, даже не подозреваете: путь поста – это не тот духовный путь, о котором говорили Баал-Шем-Тов, его ученики, ученики учеников и все, кто следует за ними.
Действительно, путь поста – один из путей духовного восхождения человека, но это медленный и долгий путь, кроме того, он не в полной мере очищает человека, а духовное служение при этом не обогащается так, как оно обогащается, когда мы служим Б-гу в радости.
Ведь в псалме сказано: «Служите Г-споду в радости» (Теилим, 100:2). А во многих святых книгах, включая труды Рамбама, сказано, что когда тело ослаблено, слабеют и наши интеллектуальные способности, а это мешает изучению Торы и молитве <…>
Пусть заменой Вашему посту станет все большее вовлечение тела в исполнение Закона Торы и заповедей.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru
* Поскольку Ребе настойчиво повторяет эту мысль, еще раз возвращаемся к комментарию. Баал-Шем-Тов поясняет, что «осел» – «хамор» на иврите (от корня «хомер», «материализм») – относится к физическому телу человека. «Помоги непременно» – означает, что не следует полагаться на пост и умерщвление плоти как способ переломить грубый материализм тела, а следует «прийти на помощь», очищая и возвышая тело.