[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2007 ТЕВЕС 5767 – 1 (177)

 

МосковскаЯ синагога – в свете науки

 

100 лет. Московская хоральная синагога. Научные чтения

М. : Дом еврейской книги, 2006. – 304 с.

 

Марина Лобовская

История Московской хоральной синагоги

М. : Дом еврейской книги, Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России, Московская еврейская религиозная община, 2006, – 216 с.

 

Е.Н. Улицкий

История Московской еврейской общины. Документы и материалы

М. : КОРА Олимп, 2006. – 303 с.

 

В первом сборнике собраны доклады участников конференции, организованной Центром научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер» и посвященной столетию Московской хоральной синагоги. Конференция состоялась в конце января – начале февраля 2006 года, а уже в августе этого года сборник был подписан к печати. Скорость небывалая.

Участие в сборнике, предваряемом вступительным словом р. Адольфа Шаевича, объединило как уже сложившихся ученых (Леонид Кацис, Михаил Членов), так и молодых исследователей, закончивших еврейские вузы Москвы (Артур Клемперт, Семен Чарный, Юрий Снопов). Помимо упомянутых российских ученых, здесь представлены доклады исследователей из Белоруссии (Инна Герасимова, Наталья Пасюта и Сергей Пивоварчик), Израиля (Алек Эпштейн), Германии (Ивон Кляйнман, Габриэла[1] Фрайтаг), Польши (Элеонора Бергман), США (Михаил Мицель). Таким образом, сборник получился весьма представительным и соответствующим высокому международному уровню конференции.

Материалов, посвященных собственно московской синагоге, в сборнике не так много. Среди них – доклад И. Кляйнман, где рассматривается история строительства и открытия синагоги в контексте архитектурно-ритуальных влияний Гаскалы и религиозно-политической атмосферы в России тех лет. Г. Фрайтаг анализирует интереснейшие архивные материалы о трагическом внутриеврейском конфликте, – когда ретивые евреи-атеисты из Евсекции повели фронтальную атаку на верующих евреев, требуя в том числе закрытия московской хоральной синагоги. Весьма важными в статье Фрайтаг нам представляются ее рассуждения о проекте Живой синагоги или «обновленчестве» – так называли в 1920-е годы многозначное явление, в рамках которого Советская власть стремилась отколоть верующих от традиционных религиозных институций и поставить их под свой полный контроль. Автор объясняет процесс неудачи еврейского варианта обновленчества, сравнивая его с обновленчеством в православной церкви.

В сборнике представлены очень интересные и содержательные доклады, посвященные Большой синагоге на Тломацкой в Варшаве (Э. Бергман) и синагогам Гродненской губернии (Н. Пасюта, С. Пивоварчик), что создает необходимый контекст обсуждаемой теме. Однако жаль, что их авторы не упоминают о московской синагоге в компаративном плане, хотя возможности к этому были, особенно у известной польской исследовательницы Э. Бергман, проведшей замечательный сопоставительный анализ варшавской синагоги с другими зданиями и синагогами[2].

Другие доклады посвящены различным аспектам истории московской еврейской общины – например, об эпохе раввина Мазе пишет Маргарита Лобовская, о 1960-х годах – Михаил Мицель. Не имея возможности анализировать их все, отметим, что здесь, безусловно, выделяется доклад М. Членова, в котором предельно уважительно, но вместе с тем и объективно, без умилительного пафоса, столь свойственного выступлениям на подобные темы, повествуется об истории российских баалей-тшува – евреев, возвращающихся в лоно религиозной традиции в 1970–1980-е годы.

Интересен и доклад С. Чарного, в котором автор демонстрирует приверженность истине, сколь бы нелицеприятна она ни была. Он сообщает об отчете тогдашнего уполномоченного Совета по делам религий о праздновании Пейсаха в 1970 году. Согласно отчету, молодые евреи вели себя неподобающе: «бросали под ноги окурки, плевались», мешали верующим и служке синагоги. С. Чарный указывает, что подобное описание могло быть клеветой, оправдывающей вмешательство милиции, оттеснявшей молодежь от синагоги. Но оказывается, о том же самом свидетельствует и активный участник «горки», ныне уважаемый ученый[3]. Так что, как видим, даже героически отстаивающие свою национально-религиозную идентичность молодые евреи вполне могли вести себя не комильфо!

Отметим и доклад Л. Кациса «Об одной загадочной книге из библиотеки раввина Я.  Мазэ[4]», не вполне связанный с общей темой конференции, но анализирующий, как часто у этого автора, любопытнейшую, почти детективную историю времен дела Бейлиса.

Однако нельзя не сказать и о серьезном недостатке сборника. Быстрота его издания не может не радовать, но, видимо, следствием ее стало довольно низкое редакционно-корректорское качество продукта. В сборнике обнаруживается немало ошибок и опечаток. Так, в докладе А. Эпштейна упоминается о «президенсве» Голды Меир, хотя, как известно, она в президентах не состояла. В докладе С. Чарного женщина-раввин Нелли Шульман превратилась в мужчину-раввина Н. Шульмана. У Л. Кациса цитируются документы с тремя разными написаниями фамилии главного героя доклада (Залеский, Зальский, Залъский), но и в незакавыченном авторском тексте сохранились два разных написания. В докладе А. Клемперта раввин Минор фигурирует под двумя разными инициалами – верным «З.» и неверным «С.» Так что вершины корректуры и редактуры остались, к сожалению, непокоренными.

Впрочем, достоинства материалов сборника несомненно перевешивают его недостатки.

Книга Марины Лобовской прослеживает историю московской хоральной синагоги через более чем двухвековую судьбу ее прихожан – от первых евреев, которые появились в России при разделе Речи Посполитой, до нынешних московских евреев, которых не хочется называть «последними» несмотря на все мрачные предсказания об угасании российской еврейской общины.

Автор книги не стала писать академическую историю московских евреев, а решила представить ее читателю в популярном виде (хотя архивная работа проделана немалая), через взятые крупным планом наиболее яркие эпизоды, биографии и примечательную московскую топографию, разумеется, соблюдая по возможности принцип хронологии. Такой выбор требует от автора немалого литературного вкуса, а текст должен обрести важное качество занимательности.

Несомненно, автор достигла прекрасного результата. Что же касается ключевых эпизодов и главных действующих лиц, то и мрачные и светлые страницы еврейской жизни отмечены своими героями, о которых автор не преминула рассказать. Две главки посвящены таким примечательным личностям как автор нежно цитируемой нынешними антисемитами книги «Употребление евреями христианской крови» Ипполит Лютостанский и великий князь Сергей Александрович. Из первой читатель в подробностях узнает, как самый дремучий и злобный антисемитизм может стать товаром на продажу, хотя и не всегда реализуемым. Что касается великого князя, то мне всегда было любопытно, что же в этом самовлюбленном мелком человеке (при всем сочувствии к его несчастной судьбе), да еще с его нетрадиционной сексуальной ориентацией, находила его супруга – великая княгиня Елизавета Федоровна, женщина поистине замечательная? Но тайна сия, кажется, навсегда останется покрыта мраком… К сожалению, «отрицательные» герои московской еврейской истории революционных и постреволюционных лет практически выпали из повествования, – тем самым читатель лишился возможности почувствовать трагический раскол тех лет, когда «брат шел на брата» и в сугубо еврейском мире. Если о невинно убиенных и арестованных, погромах и гонениях говорится много, то о деятельности Евсекции и комиссарах-евреях, немало постаравшихся на ниве гонений, можно было бы рассказать и подробнее. Равно как и об Антисионистском комитете, и о еврейских авторах книг, развенчивающих «эксплуататорскую сущность» иудаизма и сионизма. Историческая картинка получилась бы более выпуклой, а значит, – и объективной.

Не совсем удачной представляется и концовка книги, написанная вполне в духе официальных праздничных пресс-релизов. Хотя фокусом авторского рассказа остается московская хоральная синагога, ее деятельность и ее раввины, все же в последние десятилетия еврейская жизнь Москвы (а именно о ней рассказывает автор) распространяется далеко за пределы Спасоглинищевского переулка. Автор ни словом не упомянула о весьма полезной деятельности крупных еврейских организаций, их взаимоотношениях, порой очень непростых, их активном участии в московской еврейской жизни. У неотягощенного информацией читателя может сложиться впечатление, что в Москве живут и трудятся только два раввина – А. Шаевич и П. Гольдшмидт. А это не совсем так, есть и другие…

Но все эти умолчания с лихвой компенсируются рассказами о замечательных эпизодах, пусть нередко трагических, и не менее замечательных людях. И это не только выдающиеся представители российского еврейства, как предприниматели Высоцкий и Поляков, художник Левитан, но и десятки и сотни евреев – представителей всех социальных групп, – имена которых читатель впервые узнает из книги. Многие из них были идеалистами, и нередко их наивность приводила к горьким последствиям. Странные чувства вызывают слова ветерана русско-японской войны и кавалера Георгиевских крестов Фроима Чиркаса, сказанные в 1917 году: «...еврейские солдаты знают, за что отдают жизнь, и умирают с гордостью» – теперь, когда мы уже знаем, чем это все кончилось… Ну и, конечно, немало страниц уделено выдающимся раввинам не только настоящего, но и прошлого – З. Минору, Я. Мазе, столь много сделавшим для становления еврейской общины.

Но есть у книги еще один – может быть, главный герой. Это еврейская Москва. Ее дома, переулки, кладбища. И замечательно подобранный иллюстративный материал, благодаря которому читатель попадает в то пространство, в котором радовались и страдали герои книги. Неизменное существование этого изменчивого пространства вселяет надежду. «Жизнь общины продолжается».

Автор книги «История московской еврейской общины» Е. Улицкий собрал и систематизировал материалы о самых разных аспектах жизни московских евреев конца XVIII–начала ХХ веков. Используя редкие архивные документы, он восстанавливает многие доселе неизвестные страницы жизни еврейской общины в Москве. Но автор делает это не совсем привычным нам образом, когда на основании некоторого количества исторических фактов строится более или менее связное историческое повествование[5], – он положил в основание книги другой принцип, – факты говорят сами за себя.

Соответствующим образом выстроена и структура книги. Собственно очерк об истории московских евреев дообщинного и общинного периодов занимает в книге не более трети ее объема, остальные две трети приходятся на многочисленные архивные документы и приложения. Лишь небольшая часть этих документов была ранее опубликована в малотиражных изданиях.

Поскольку книга издана к 100-летию открытия московской хоральной синагоги, то разумеется, много документов связаны именно с этим событием. Так, представители Московского еврейского молитвенного общества, дабы реализовать давно уже назревшую потребность в постройке синагоги и училища, адресовали свою просьбу московскому генерал-губернатору князю Долгорукову, хитроумно связав ее с «имеющим в будущем 1880 году совершиться 25-летием счастливого» царствования Александра Второго. Но практичного статс-секретаря Макова, которому князь Долгоруков перенаправил просьбу, больше интересовали грядущие законы об имущественных правах еврейской общины, вследствие чего он не поддался магии царского юбилея, сухо определив «сопоставление предстоящего в будущем году радостного для России события с вопросом о покупке земли и дома под синагогу совершенно несвоевременным», и в просьбе отказал. В повторном письме московские евреи уже не ссылаются на страстное желание иметь место, где бы они могли «достойным образом молить Б-га за долголетие и благополучие монарха», а напирают на то, что «благоустроенный храм Б-жий» и школа «оказываются самыми плодотворными рычагами к слиянию евреев с господствующим народом», и спасают «от пагубного влияния новейших лжеучений социальных». Впрочем, столь веские доводы особого результата также не возымели, и прошло еще шесть лет, пока начали строить синагогу.

Нельзя не отметить, что в книге впервые введены в научный оборот ценнейшие материалы и документы. Это и совершенно замечательный портрет раввина Зелика Минора, и многочисленные приказы московской полиции, касающиеся евреев. Но даже среди этих любопытнейших документов особо отметим письмо раввина Зелика Минора к Л.Н. Толстому от 18 февраля 1893 года. Ни в одном из академических изданий переписки Л.Н. Толстого об этом письме ничего не сказано. В содержании основного текста письма нет ничего особенно примечательного: раввин Минор просит Л.Н. Толстого походатайствовать об определении его на преподавание в Вильно после высылки из Москвы. С прошениями о самой разной помощи к Толстому обращались тысячи разных жителей России. Но тем больше поражает постскриптум письма. Возмущенный восклицанием некоего «знаменитого писателя» о том, что лучше бы русские и евреи не знали друг друга, Минор высказывает мысль, что Россия, объявившая себя «наследницей Польши» и принявшая евреев, обязана интересоваться ими. В конце постскриптума следует совсем уж беспрецедентная для высланного раввина смелая фраза: «И вообще упомянутое восклицание изобличает страшно лень русского человека, который никак не хочет, чтобы кто-то будил его мысль». Текст постскриптума никак не связан с основным текстом письма, вероятно, у раввина Минора прорвалось наболевшее, и он не мог не поделиться этим с Толстым. Но тем ярче перед нами вырисовывается образ великого русского писателя, которому так доверяли его адресаты, что высказывались столь откровенно и «неполиткорректно», как ныне принято выражаться.

Наконец, в книге воспроизведены материалы экспертизы по делу Бейлиса, проведенной выдающимся московским раввином Я.И. Мазе – знатоком традиции, ярким оратором, известнейшим библиофилом. Перед экспертом стояла задача глубоко и убедительно, но вместе с тем в доступной, популярной форме показать гуманный характер иудейской религии в отношении «неевреев». И раввину это удалось сделать самым блестящим образом. В экспертизе прежде всего, наряду с огромной эрудицией, поражает терпимость, широта, уважение к различным точкам зрения, что может послужить примером и хорошим уроком и многим современным религиозным деятелям.

Юрий Табак

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru

 



[1] Именно таким, вероятно, должно быть написание имени докладчика, а не «Габриэле», как в сборнике – о редакторско-корректорских проблемах с последним см. ниже.

[2] Примечательно, что синагога на Тломацкой имела купол, как и московская хоральная синагога (а Польша в годы строительства синагоги входила в состав Российской империи), – что не совсем обычно для синагогальной архитектуры, но автор не коснулась этого момента.

[3] Велвл Чернин, выступавший на конференции с докладом: «“Горка” в моей жизни. Из воспоминаний еврейского студента 1970–1980-х годов».

[4] В книге воспроизведено именно такое написание фамилии раввина

[5] Как, например, поступила М. Лобовская в книге «История Московской хоральной синагоги».