[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2007 ТЕВЕС 5767 – 1 (177)
Возвращаясь к напечатанному
* * *
В «Лехаиме» № 2 за 2005 год помещено мое письмо «Как-то это не по-человечески». Речь там шла о незаслуженно забытых жертвах Холокоста в Мстиславле Могилевской области (Беларусь). В начале мая сего года мне позвонил из Израиля некто В. Цыпин, который собирал материалы о Мстиславле, в том числе и о беде мстиславских евреев в годы войны.
Так совпало, что мне удалось побывать в Израиле и встретиться с супругами Цыпиными. Это настоящие подвижники, достойные восхищения: огромная поисковая работа, изучение истории города Мстиславля, бесконечное число встреч, изучение архивных материалов, поездки в белорусский город. Ими создан фильм и издана книга об истории евреев Мстиславля начиная с XII века.
В книге супругов Цыпиных я увидела раздел со списком 650 из 1300 евреев, расстрелянных в Мстиславле 15 октября 1941 года. Можете себе представить, что я почувствовала, когда в этих списках увидела фамилии двоих своих дедов и их дочерей…
Супруги Зинаида и Владимир Цыпины прилагают много усилий, чтобы имена всех уничтоженных в Мстиславле евреев были внесены в списки жертв Холокоста в музее Яд-Вашем, им удалось установить в синагоге в Явне памятную плиту в память о Борухе Цыпине (деде Владимира) и евреях, расстрелянных в Мстиславле. Ежегодно 15 октября раввин произносит там поминальную молитву.
Помните, в советские времена был слоган: «Страна должна знать своих героев». Я считаю, что еврейский мир должен знать своих соплеменников, честь им и хвала – Зинаиде и Владимиру Цыпиным из города Явне в Израиле.
Сима Хазанова,
Челябинск
* * *
Хочу выразить возмущение и разочарование в этом «еврейским» издании. Я говорю о статье радзиховского из ноябрьского выпуска (Лехаим, 2006, №11). Моя семья имеет честь быть частью общины Синагоги на Большой Бронной. Я лично была свидетелем, когда к нам «заглянул» копцев с охотничьим ножом. Мы увидели явные чудеса от В-вышнего тогда. Но также увидели пример человеческой силы и стойкости от нашего раввина Исаака Абрамовича Когана в тот день и во время последующих расследований и судов. Благодаря именно этому человеку копцев получил свой окончательный приговор «за разжигание национальной розни». Р. Коган защитил не только жизни, но и достоинство прихожан своей синагоги и вообще евреев, продемонстрировал, что мы совсем не слабые овцы, которых можно резать в любой момент. И что же я вижу, читая еврейский(!) журнал и статью еврейского(!) журналиста!!! Слова р. Когана полностью переврали и вырвали из контекста! Если бы была приведена вся законченная мысль р. Когана, то читателям стало бы понятно, что именно он сказал: важно не то, что дали больше лет, а то, что наконец появился пункт приговора «за национальную рознь», это признали! Это для нас принципиальная разница, согласитесь. Р. Коган вместе со всеми радовался такой значимой для нас победе. А господин радзиховский просто взял и перевернул мысль с ног на голову, прикрываясь прямой речью. Мне очевиден заказной характер статьи. Eвреи исказили факты, чтобы нанести удар в спину своим же?! Я считаю эту публикацию нашим общим горем и позором. Между прочим, из-за ненависти друг к другу мы уже были наказаны разрушением 2-го Храма и галутом. И было за что! Обвинение в «христианском пути» вообще является открытой клеветой. Р. Коган на деле доказал свою приверженность еврейскому пути. А редакции лехаима крупно повезло, что они не японцы. Иначе после такой клеветы ответственным за публикацию пришлось бы сделать харакири. Как известно, евреям это запрещено. Так что они могут исправить несправедливость и хоть как-то вернуть свою репутацию, опубликовав опровержение и принеся официальные извинения.
Кира Баер,
Москва
Ответ редакции:
Уважаемая г-жа Баер! Мы намеренно публикуем Ваше письмо без редактирования, сохраняя авторскую орфографию, чтобы передать его эмоциональный настрой.
Теперь по существу. В целом не стоит так буквально отождествлять позицю редакции с позицией того или иного автора. Любой, кто ознакомился с содержанием хотя бы одного номера, видит, что редакция не считает себя обязанной соглашаться с мнениями, высказываемыми на страницах журнала. «Лехаим» публикует разные материалы непохожих авторов. В частности же, контекст обсуждаемой Вами цитаты в статье Радзиховского, как нам кажется, приведен достаточно полно. Обвинение в заказном характере статьи абсолютно не состоятельно, именно оно, а не публикация, кажется нам клеветой. Рубрика «Взгляд с пристрастием» – дискуссионная. Слова и поступки любого уважаемого и заслуженного человека могут обсуждаться с пристрастием, невзирая на чины. Это может кого-то задеть, но не должно оскорбить. Наш автор не только высказал свою позицию, на что несомненно имел право, но пригласил читателей к дискуссии. Чем мы с Вами тут собственно и занимаемся.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru