[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2007 ТЕВЕС 5767 – 1 (177)
ЗаЧем Читать Библию?
Джеймс Кугел
Выдающийся специалист в области иудаики, профессор Гарвардского и Бар-Иланского университетов Джеймс Кугел – личность поистине легендарная. Знаток латинского, древнегреческого, арамейского, свободно говорящий на иврите и ряде европейских языков (в том числе читающий и понимающий по-русски), он оставил след в самых разных сферах еврейской мысли. Много лет ведя университетские курсы по древним текстам, Кугел, по его словам, испытывал неимоверное желание «с симпатией и творчески» проникнуть в «потерянный» мир Библии. Наше представление о Библии Кугел считает в большой степени искаженным. Ученый с большим уважением относится к древней раввинистической традиции, но полагает, что толкователи Библии, уже начиная с III в. до н. э., прочитывали ее достаточно произвольно, опираясь на веками складывавшиеся напластования религиозной традиции. Как настоящий ученый, но одновременно верующий еврей, Кугел стремится уловить исходный смысл библейской вести – того Слова, которое миру дано было изначально. При этом он демонстрирует свободу научного подхода к тексту Торы, одновременно восхищаясь им и видя в нем неизмеримую глубину. В своих исследованиях ученый опирается не только на многочисленные достижения еврейской науки, но обращается к наследию мировой, в том числе христианской культуры.
Некоторые читатели будут немало удивлены, каким Джеймс Кугел увидел Б-га в тексте Танаха. Его Г-сподь очень отличается от привычного нам Образа, сформировавшегося за многие века работы еврейской мысли. Но тем важнее и тем интереснее еще раз убедиться в бесконечном разнообразии иудейской духовности и учености.
Юрий Табак
Я профессор древней еврейской литературы, главным образом специалист по еврейской Библии. Профессора обычно изучают конкретные, часто малозначительные детали исторических событий и текстов. Им крайне редко приходится говорить о серьезных «Больших Вопросах» в сфере их научных интересов. Поэтому признаюсь вам, что сегодня я впервые в жизни попытаюсь дать ответ на кардинальный вопрос: зачем читать Библию? Разумеется, религиозные христиане и евреи не нуждаются в ответе на этот вопрос: Библия – основополагающая книга их веры. И я – один из них. Но при этом мне известно, что многие люди сегодня не знакомы с Библией и считают, что чтение ее в наши дни утратило всякий смысл и актуальность. Я считаю, между прочим, что долю ответственности за подобное восприятие Библии несут университетские преподаватели.
Обычные люди больше не верят в центральный постулат Библии – в то, что она является Б-жьим словом. И действительно, спрашивают люди, как это может быть? Сегодня мы очень много знаем о мире и о том, как он устроен. Эти знания часто вступают в противоречие со сказанным в Библии. Библия утверждает, что мир был сотворен за шесть дней; а современные физики говорят, что породивший Вселенную «большой взрыв» продолжался малую долю секунды, но первые атомы появились лишь спустя около 300 тысяч лет после этого. Библия описывает Солнце, вращающееся вокруг Земли. Однако со времен Коперника мы знаем, что Земля вращается вокруг Солнца. Библия рассказывает о всяческих чудесах, о людях, которые жили по 900 лет и дольше, о воскресении из мертвых, о расступившемся море, об остановившемся на небесах солнце. В XVIII веке ученые начали сомневаться в истинности всех этих чудес, поскольку они противоречат всему, что мы знаем о законах природы.
Исследователи Библии тоже подрывали ее авторитет, указывая на противоречия между различными ее частями. На протяжении последних 200 лет, не отрицая Б-жественного происхождения Библии открыто, преподаватели теологических факультетов рассуждали об авторах Писания, которые, по их мнению, не только не соглашались друг с другом в отношении таких базисных понятий, как природа Б-га, но и приводили противоречащие друг другу законы, повторяя описания одних и тех же событий и тем самым все больше дискредитируя идею о том, что Библия представляет собой Б-жье слово.
Если Библия является не более чем литературным произведением, то почему бы, спрашивают современные читатели, не отдать предпочтение чему-то другому? Должны ли мы продолжать читать ее лишь потому, что она всегда была столь почитаемой книгой и лежала в основе религий? Мне вспоминается история о Маяковском. Он часто выступал с публичным чтением своих стихов, и как-то раз тысячи людей, среди которых был сам Ленин, собрались, чтобы послушать его. Вдруг, не дожидаясь окончания чтения, Владимир Ильич встал и вышел из зала. За ним бросились журналисты и стали спрашивать, почему он ушел. Разве ему не нравятся стихи поэта революции? Ленин ответил: «Я предпочитаю Пушкина». Представляется, в нашем случае действует тот же самый аргумент: идеология не всегда определяет литературные вкусы. Будем откровенны: люди часто говорят, что Библия – это литературный шедевр, но разве можно сравнить ее с книгами Пушкина, Толстого, Достоевского?.. Это все напоминает мне сказанное св. Августином в «Исповеди» о его первой встрече с Библией: «Когда я впервые прочел Писание, оно показалось мне совершенно недостойным сравнения с величественной прозой Цицерона». Так почему же Августин продолжил читать? И почему мы должны читать Библию?
Мне кажется, один из ответов на этот вопрос заключается в том, что это книга о Б-ге. Б-г упоминается почти на каждой ее странице, Он предстает не в виде абстрактного понятия, но как живое существо, Которое общается с людьми, шепчет им Свои слова, наказывает или хвалит в соответствии с их поступками. «Ну да, – скажете вы, – это все хорошо для тех, кто верит в Б-га. Но я-то не верю. Так зачем мне это нужно?» Я не миссионер и не проповедник. Верите вы в Б-га или нет – для меня не важно. Но позвольте заметить, что ответ ваш является поспешным.
В последние годы вера в Б-га стала объектом тщательного изучения. Невропатологи и исследователи головного мозга не пришли к какому-либо единому мнению, но они исходят из факта, что почти все народы мира верят в Б-га или богов, или некое подобие высшей силы. Ученые предположили, что вера, возможно, запрограммирована в человеческом мозгу. Ведь лингвисты сегодня знают: каждый человек рождается с врожденным «внутренним знанием грамматики». Когда ребенок начинает слышать речь своих родителей, он сопоставляет определенные аспекты их языка с «внутренней грамматикой» в своем мозгу. Это открытие, сделанное около 30 лет назад, имело далеко идущие последствия. Многие годы ученые верили, что такие вещи, как различия в поведении между мужчинами и женщинами, способность человека различать добро и зло, целиком являются следствием культуры. Сегодня превалирует обратная тенденция: конкретные формы поведения мужчин и женщин, а также то, что некоторые вещи считаются хорошими, а другие – плохими, возможно, действительно являются продуктами той или иной культуры. Однако вытекают они из врожденных и запрограммированных в нашем мозгу элементов.
То же самое предполагают в отношении веры в Б-га. Возможно, в нас присутствует нечто, что побуждает людей верить в Б-жественное, причем неважно, какую форму это Б-жественное принимает. Разумеется, это не означает, что подобное побуждение является верным. Возможно, оно – не более чем примитивная иллюзия, от которой человечество постепенно избавилось на протяжении последних 200 лет. С другой стороны, оно могло быть возвышенной высшей формой восприятия, исчезающей на наших глазах под воздействием современной жизни, которая несмотря на передовую науку и технологию, сама не свободна от иллюзий.
В качестве эксперимента можно усвоить такой тип мышления, при котором Б-г является постоянным предметом восприятия и периодически показывает Себя людям. Это позволит нам войти в мир Б-га. Самым же лучшим из известных мне способов вхождения в этот мир является чтение Библии. При этом очень важно делать это без предубеждений. Когда вы изучаете Библию в университете, в историческом контексте и без религиозных предрассудков, предстающий из нее Б-г очень отличается от Б-га церквей и синагог.
Преподаватели университетов знают, что Б-г описывается в Библии двумя разными способами. Второй из них действительно близок тем описаниям Б-га, которые мы слышим из уст религиозных авторитетов. В соответствии с этой моделью – Б-г вездесущ и всезнающ. Этот Б-г является Всесильным. Я назвал эту модель второй, потому что она появилась в библейском тексте сравнительно поздно, лишь в середине библейской эпохи, то есть приблизительно в VI веке до новой эры.
Раннюю же модель, которую мы встречаем в повествованиях книг Брейшис, Шмойс, Иеошуа и Шойфтим, как и в многочисленных псалмах и книгах Пророков, можно описать как полную противоположность второй, поздней модели. Другими словами, ранние библейские тексты не считают Б-га вездесущим. Наоборот, в них Он нередко переходит из одного места в другое. Так, в истории строительства Вавилонской башни Б-г говорит о ее строителях: «Сойдем же и смешаем там речь их» (Бытие, 11:7). Эти слова подразумевают, что Он не находится «внизу» в тот момент, когда произносит эти слова – Он присутствует где-то «наверху», по-видимому, на небесах. В отношении злых городов Содома и Гоморры Б-г восклицает: «Вопль на Содом и Гоморру стал велик, и греховность их очень тяжела. Сойду же и посмотрю: если по мере дошедшего до Меня вопля поступали они – тогда конец! Если же нет – то узнаю» (Бытие, 18:20,21). Эти слова указывают на то, что Б-г также не является и всезнающим: Он слышит вопль, но Он должен спуститься вниз, чтобы убедиться, что это означает на самом деле. В райском саду Адам и Ева слышат Б-га, проходящего «по саду в прохладу дня» (Бытие, 3:8). Трудно представить себе, что вездесущий Б-г «проходит». Даже в раю, согласно некоторым библейским текстам, Б-г нуждается в «транспортных средствах»: «Вот Г-сподь восседает на облаке легком» (Исайя, 19:1); «И воссел на ангела, и полетел, и понесся на крыльях ветра» (Псалмы, 18:11); «Превозносите Его, восседающего на Небесах» (Псалмы, 68:4[5]).
Повествование о райском саде опять-таки предполагает, что Б-г не обязательно является всезнающим. Когда Адам и Ева прячутся за деревьями и кустами сада, Б-г взывает к ним: «Где ты?» (Бытие, 3:9). На первый взгляд, Его вопрос свидетельствует о том, что Он не знает, где они находятся. Аналогичным образом можно истолковать и историю Каина и Авеля. Каин убивает своего брата Авеля, и Б-г, обращаясь к нему, спрашивает: «Где брат твой Авель?» Далее в Книге Брейшис Б-г подвергает испытанию своего слугу Авраама, приказывая ему принести в жертву любимого сына Ицхака. В чем же состоит смысл такого испытания, если Б-г всезнающ и заранее знает, каков будет его исход? На деле, после завершения испытания Б-г говорит Аврааму: «Теперь узнал уже Я, что ты боишься Всесильного» (Бытие, 22:12). То есть предполагается, что до этого Г-сподь не обладал таким знанием.
Иногда намеки на человечность Б-га формулируются самым явным образом. Во многих ранних библейских текстах Г-сподь, по-видимому, был реальным, физическим живым существом. Люди лишь в редких случаях могли лицезреть Его плоть, но это связано было не с тем, что человеческий глаз не в состоянии увидеть Его. Причина совершенно иная: смотреть на Него было опасно! Поэтому, когда Моше просит Б-га увидеть Его во плоти, Он отвечает: «Никто не может увидеть Меня и остаться в живых». Более поздние теологи, несомненно, ожидали бы иного ответа: «Прости, Моше, у Меня нет плоти, которую ты мог бы увидеть» или: «Ты не можешь увидеть Меня, потому что Я невидим; в действительности, Я вездесущ». В древних текстах Б-г обладает телом и плотью, но поскольку смотреть на Него опасно, Он предстает пред взором людей окруженным облаком, чтобы защитить их глаза. Часто говорится о том, что Г-сподь посылает посредника – ангела, – чтобы передать людям Свои приказания.
Поскольку ранняя модель Б-га предполагает наличие у Него тела, то не стоит удивляться тому, что во многих текстах говорят о «лице», «руке», «глазах», «ушах» и «пальцах» Г-спода. Комментаторы подчеркивали: эти описания не следует понимать буквально. Однако их предположение не имеет реальных оснований в тексте. Понятно, что такие описания не согласуются с их собственным восприятием Б-га как бесплотного и вездесущего (то есть не согласуются со «второй моделью»). Тело Б-га в ранних текстах не только не отличается существенно от тела человеческого, но и ненамного превышает его по размеру. Так, Г-сподь говорит с Моше «лицом к лицу, как человек говорит со своим другом» (Исход, 33:11; ср. Второзаконие, 34:10) и «из уст в уста» (Левит, 12:8). В определенный момент Он «встает рядом с ним» и «проходит перед Моше» (Исход, 34:5,6). Трудно вообразить гигантское, космических размеров божество, или даже фигуру значительно более крупную, чем обычный человек, отвечающую подобному описанию.
Все эти факты ни в коем случае не являются чем-то новым: ученые и рядовые читатели Библии знали о них на протяжении веков. Однако их подлинное значение часто ускользало от внимания людей. Как правило, они рассматривали приписывание Б-гу человеческих черт как несовершенное следование «второй модели» библейского Б-га. Другими словами, они полагали: если кое-где Библия представляет Б-га конечным, человекоподобным существом, которое обладает телом, разговаривает, ходит, сердится, радуется и тому подобное, то на самом деле она имеет в виду нечто совсем иное. Поскольку вездесущность и всеведение Б-га являются понятиями, которые были недоступны пониманию простых людей в библейские времена, подобные описания упрощали для них «вторую модель». Предлагалось и иное объяснение, согласно которому таковы единственные термины, при помощи которых люди могли описать Его. Читая текст, трудно избавиться от ощущения, что эти аргументы не очень убедительны. На библейском иврите вовсе не сложно сказать: «Б-г находится везде», «Человеческий глаз не способен увидеть Его» или что-то в этом роде. Также трудно представить себе, что обычный еврей библейского периода был не в состоянии понять смысл подобных высказываний. Родители, которые говорят о Б-ге со своими пятилетними детьми, обычно используют эти формулировки, и дети, как правило, вполне осознают их смысл.
Со временем возникла новая версия вышеуказанного аргумента; дело не в том, что библейские авторы использовали антропоморфизмы, чтобы облегчить простым людям понимание текстов, на деле – они сами были такими бесхитростными и простодушными людьми. Они не обладали сегодняшним абстрактным пониманием Б-га и поэтому выражали свои мысли в простых, конкретных терминах. Однако и этот аргумент не способен дать ответ на наш вопрос. Ранний библейский способ представления Б-га не является упрощенной версией более позднего способа. Речь идет об иной модели, совершенно отличном взгляде на Б-га, который, несмотря на попытки многих комментаторов, невозможно изобразить упрощенным и наивным. В некотором смысле он является более утонченным, чем заменившая его поздняя модель.
Ключ к пониманию сущности этой ранней модели лежит в только что упомянутой детали: в Книге Брейшис и других библейских книгах Б-г посылает к людям Своих ангелов. В Библии мы являемся свидетелями множества подобных встреч. Например, с Авраамом и Саррой, с Агарью и Яаковом в Книге Брейшис, с Моше, Валаамом и Иеошуа в других ее разделах. Во всех этих описаниях особое внимание обращает на себя тот факт, что ангелы в них никогда не выглядят ангелами. В отличие от ангелов на средневековых картинах, библейские ангелы не имеют ни крыльев, ни нимба, ни света, исходящего от их одеяний. По крайней мере, поначалу они выглядят так же, как обычные люди. Библейский текст в этих местах всегда описывает «момент путаницы», когда героям кажется, что они говорят с людьми. Путаница продолжается некоторое время, а затем герои вдруг осознают, что на самом деле их собеседник ангел, после чего немедленно падают ниц в благоговении.
Вот одна из встреч с неузнанными ангелами. После путешествия в
Землю Ханаанскую Авраам поселяется в Мамрэ близ Хеврона. «И открылся ему
[Аврааму] Б-г среди дубов Мамрэ, а он сидел у двери шатра, когда зноен был
день. И поднял он глаза свои и увидел: вот три человека стоят возле него, и,
увидев, он побежал навстречу им от двери шатра, и поклонился до земли, и
сказал: “Владыка мой! Если я нашел милость в глазах твоих, не пройди мимо раба
твоего. Пусть взято будет немного воды, омойте ноги ваши и облокотитесь под
деревом! А я возьму кусок хлеба, и подкрепите сердце ваше, потом уйдете: раз уж
вы проходили близ раба вашего”. И сказали они: “Сделай так, как говоришь”. И
поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: “Поторопись, три меры тончайшей муки
замеси и сделай лепешки”. И к скоту побежал Авраам, и взял теленка, нежного и
хорошего, и отдал отроку, и поторопил приготовить его. И взял масла, и молока,
и теленка, которого приготовил, и поставил пред ними, а сам стоял подле них под
деревом, и они ели. И сказали они ему: “Где Сарра, жена твоя?” И он сказал:
“Вот, в шатре”. И сказал тот: “Вернусь я к тебе ровно через год, и окажется сын
у Сарры, жены твоей”. А Сарра слышит у двери шатра, которая позади него. Авраам
же и Сарра были стары, пришедшие в лета: перестало быть у Сары обычное у женщин. И Сарра рассмеялась про себя, сказав:
“После того, как состарилась я, помолодею? Да и господин мой стар”. И сказал Б-г
Аврааму: “Отчего смеялась Сарра, сказав: “Воистину ли рожу? Ведь я
состарилась”. Есть ли что-либо недостижимое для Б-га? В назначенный срок
вернусь я к тебе, ровно через год – и у Сарры сын”. Сарра же отреклась, говоря:
“Не смеялась я”, ибо она боялась» (Бытие, 18:1–15).
Видение Иехезкиля. Фреска из синагоги в Дура-Европос. II век.
В этой истории нам до конца так и не ясно, понял ли Авраам, кем были его гости. Отрывок начинается с того, что «открылся Аврааму Б-г», однако это утверждение делается, скорее, с точки зрения рассказчика. Авраам видит, что «три человека стоят возле него», и его несколько преувеличенная вежливость и желание услужить незваным гостям кажутся нам попыткой показать, каким щедрым и гостеприимным хозяином он является. Все это не указывает на то, что он каким-то образом понял, кто эти люди. И действительно, позднее библейские комментаторы очень любили подчеркивать неведение Авраама.
Как бы то ни было, Авраам хочет накормить странников, и они соглашаются отобедать с ним (по меньшей мере, сделать вид, что едят). Их грубоватый ответ на приглашение Авраама («Сделай так, как говоришь») мог бы намекнуть ему, что это не простые гости, но он, кажется, не замечает ничего необычного. Он приказывает Сарре и слуге приготовить пищу, не упоминая о том, кем являются странники – по-видимому, он и сам этого не знает. Даже их вопрос «Где Сарра, жена твоя?» – откуда им известно ее имя? – не пробуждает у Авраама особого любопытства. Авраам, кажется, пребывает в тумане. «Момент путаницы» длится здесь гораздо дольше короткого мгновения и продолжается на протяжении всей трапезы. Однако в конце ее Авраам и Сарра начинают понимать, что происходит. На это указывает то, что, когда Б-г спрашивает Авраама: «Отчего смеялась Сарра <…> Есть ли что-либо недостижимое для Б-га?», она немедленно отрицает факт смеха, «ибо она боялась». Если она действительно испугалась, то, по-видимому, знала, с Кем говорит. Однако текст никак не развивает эту тему: если здесь и был «момент узнавания», то ему уделяется гораздо меньше внимания, чем предшествующему «моменту путаницы».
По-видимому, «моменты путаницы» обладают какой-то особой значимостью. Чтобы понять, в чем она заключается, необходимо обратить внимание на еще одну деталь. Вначале «ангел» является неузнанным – его принимают за обычного человека – однако вслед за «моментом узнавания» происходит нечто не менее удивительное: с героями говорит теперь уже не «ангел», а сам Б-г! Так, в приведенном отрывке об Аврааме и его гостях эти три гостя в определенный момент становятся Б-гом: «И сказал Б-г Аврааму: “Отчего смеялась Сарра?”». Таким образом, в некотором смысле ангел никогда не является ангелом – вначале он кажется человеком, а затем оказывается Б-гом!
Я приведу еще один пример, касающийся Яакова, внука Авраама: «И остался Яаков один, и боролся человек с ним до восхода зари. Но увидел тот, что не одолевает его, и тронул сустав бедра его, и вывихнулся сустав бедра Яакова в борьбе с ним. И сказал тот: “Отпусти меня, ибо взошла заря”, но он сказал: “Не отпущу тебя, пока не благословишь меня”. И сказал ему тот: “Как имя твое?” И сказал он: “Яаков”. И сказал тот: “Не Яаков должно быть впредь имя твое, а Исраэл: ибо ты состязался с Б-гом и с людьми, и одолел”. И спросил Яаков, сказав: “Скажи же имя твое”. И сказал тот: “Зачем спрашиваешь о моем имени?” И благословил он его там. И нарек Яаков имя месту тому Пниэль, ибо: “Б-га видел я лицом к лицу и остался в живых”» (Бытие, 32:25–31).
В начале отрывка Яаков борется с «человеком», и их схватка продолжается всю ночь. Но когда он просит незнакомца благословить его, тот дает ему новое имя, объясняя «ибо ты состязался с Б-гом». Подобно этому Яаков называет место Пниэлем, потому что «Б-га видел я лицом к лицу и остался в живых». Другими словами, здесь вообще не было ангела, лишь первоначальная «оптическая иллюзия» в виде человека, который впоследствии оказался Б-гом.
Что же все это означает?
В основе приведенных историй лежит упомянутая выше «первая модель». Она предполагает, что Б-г обладает определенной материальной формой, пожалуй даже телом, однако физически присутствует в каком-то ином месте, скажем, в другом измерении. Он стоит за кулисами мира повседневной жизни. Обычно Он находится именно там, однако в некоторых случаях выходит из-за занавеса и оказывается на нашей территории. В этих случаях встретившие Его люди не знают, кого они встретили, и пребывают «в тумане». Поскольку в нормальных обстоятельствах мы воспринимаем мир посредством пяти органов чувств, человек, видящий Б-га согласно «первой модели», не думает, что эти чувства способны воспринять Г-спода. Поэтому он «видит» другого человека или «слышит» его голос. Однако спустя некоторое время он внезапно осознает, что все это является не более чем иллюзией, и на самом деле он слышит и видит совсем не то, что ему казалось. В этот момент он падает лицом на землю в благоговении, после чего с ним начинает говорить непосредственно Б-г.
В некотором смысле «момент путаницы», сопровождающий «первую
модель», аналогичен сновидению. Люди, описывающие увиденный ими сон, говорят:
«Я видел человека, который шел по направлению ко мне. На нем был синий костюм,
а в руке он держал маленький револьвер с белой рукояткой. В этом месте я вдруг
услышал крик и повернулся …» На самом деле спящий ничего не видел и не слышал:
его глаза были закрыты, а уши не воспринимали посторонних звуков. И все же то,
что происходило у него в мозгу, обрабатывалось органами чувств, как будто было
реальной зрительной и слуховой информацией. Исследователи сна выяснили, что во
время сновидения человеческие зрачки беспрерывно двигаются за закрытыми веками,
как будто они действительно на что-то смотрят. Библейские герои, повстречавшие
ангелов, не спали, однако тексты, как мне кажется, указывают на то, что их
мозг, подобно мозгу спящего, вначале обрабатывал их впечатления, как если бы
они были реальными фактами, а ангелы – реальными людьми, выглядевшими
определенным образом и произносившими определенные слова. И лишь затем им
становилось ясно, что эти «люди» на самом деле являлись иллюзией: их
собеседником был Б-г, и Он вовсе не присутствовал в этом месте физически.
Осознав это, люди падали лицом на землю в благоговении, между ними и Г-сподом
начинался прямой диалог.
Авраам и три ангела. Агода. Амстердам.
1734 год.
Что привело к созданию этой «первой модели» Б-га? Впрочем, вопрос необходимо сформулировать иначе: что привело к созданию «второй модели»? Повторяющиеся описания людей «в тумане», которым вдруг приходит в голову, что они разговаривают с оптической иллюзией и что их подлинным собеседником является Б-г – все это звучит подлинно и правдиво. Со временем эти описания могли превратиться в литературный прием, однако, вне всякого сомнения, в их основе лежит жизненная реальность. Хотя все истории повествуют о событиях, происходивших в давние времена, описываемая в них ситуация кажется вполне знакомой их авторам и читателям. Объяснения требует как раз «вторая модель» – она выражает определенные изменения в восприятии, перемены идеологического характера, произошедшие в конкретных исторических обстоятельствах значительно позднее библейской эпохи.
Так каким же является Б-г на протяжении большей части библейского текста? Что Он делает и знает, где Его можно увидеть и как Он взаимодействует с людьми? В определенном смысле Б-г представляется вполне человеческим существом, хотя разумеется очень могущественным. Именно Его способность делать и контролировать вещи, которые люди не в состоянии делать и контролировать, определяет главное различие между людьми и Б-гом. Однако библейский Б-г не вездесущ (часто говорится, что Он переходит с места на место) и не всезнающ (Он, конечно, может обо всем узнать, но это не одно и то же). Что касается Его местонахождения, то обычно Он находится где-то за кулисами реальности, однако периодически пересекает границу, отделяющую Его от нашего мира. В этих случаях Б-г вначале представляется Своим собеседникам в виде обычного человека. Люди настолько ограничены в восприятии зрительных и слуховых образов, что игнорируют даже самые прозрачные намеки на Его подлинную сущность, – они пребывают «в тумане». Однако затем правда внезапно «нисходит» на них, и они понимают, что прямо перед ними стоит Б-г.
Даже люди с глубоко абстрактным складом мышления невольно ощущают притяжение к этому «старому Б-гу». После смерти великого французского математика и философа Блеза Паскаля в его пальто обнаружили пристроченный к подкладке кусок бумаги. На нем было написано несколько несвязных предложений, которые показали, что именно этот великий мыслитель хранил в буквальном смысле близко к сердцу. «Огонь. Б-г Авраама, Исаака и Иакова. Нет, не Б-г ученых и философов… Мир Тебя не знал, но я познал Тебя. Счастье. Счастье! Счастье! Слезы счастья!»
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru