[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2006 ХЕШВАН 5767 – 11 (175)
не скромный вклад...
Томас Кахилл
Дары евреев
СПб.: Амфора, 2005. – 268 с.
В предисловии к русскому изданию переводчица книги отметила, что позиция ее автора «во многом непривычна российскому читателю». Замечание, несомненно, весьма справедливое. Пишущие о Библии и еврейской истории – особенно если это не академические ученые – нередко рассматривают ход древних событий, и священные еврейские тексты в полном отрыве от исторического и культурно-религиозного процессов, шедших некогда на Ближнем Востоке. В результате пытливый читатель, склонный к системному мышлению, не получает целостной картины развития еврейской цивилизации, не понимает предпосылок, лежащих в основе этого развития.
Томас Кахилл вознамерился прийти ему на помощь. Не ставя перед собой цели написать академический труд о «роли и месте» Библии и еврейского народа в мировом историческом процессе, он попытался сделать это в популярной книге. Вот почему идею перевода книги на русский язык можно только приветствовать: и еврейские, и нееврейские читатели, не знакомые с литературой и историей Древнего Востока в полном объеме, узнают теперь много нового.
Даже во «введении» в библейскую историю, которое ограничивается обычно богатейшей культурой Шумера – именно там зародился, согласно библейскому повествованию, еврейский народ, – автор указывает на гораздо более древний религиозный опыт человечества, ярко и увлекательно описывая доисторические верования человечества, культы луны и неба, от которых пошли потом шумерские культы. Автор смело идет на художественную реконструкцию эротических шумерских обрядов полнолуния, описывая их предельно откровенно и, я бы даже сказал, страстно. В общем, читатель с эстетическими, а не только познавательными «претензиями» останется доволен. И в этом, кстати, немалая заслуга Т. Ю. Гутман, переводу которой можно дать самую высокую оценку.
Рассказу Т. Кахилла о зарождении еврейского народа присущ подлинный психологизм. Он к тому же свободно оперирует религиозно-философскими реалиями других цивилизаций. Для большей наглядности автор без опаски пользуется даже современными реалиями, утверждая, например, что города Харран и Урук были схожи между собой, как Нью-Йорк и Сан-Франциско. Подобные сравнения в контексте повествования выглядят вполне органично.
Т. Кахилл обосновывает известную концепцию об историчности библейского сознания, отличающей последнее от иных религий, мифологических по характеру. По мнению писателя, система взглядов, названная иудаизмом, положила начало буквально всему на свете – от аболиционизма до движения «Солидарность». Однако в страстных декларациях такого рода есть заметные преувеличения. Рассуждая, скажем, о развитии нынешних иудео-христианской цивилизации и культуры, хотя бы некоторую роль не мешало отвести и христианству как таковому, ибо оно – явление вполне самодостаточное...
Юрий Табак
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru