[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2006 ТИШРЕЙ 5767 – 10 (174)

 

Нами проводитсЯ линиЯ на постепенное и дозированное развитие контактов с Израилем...»

К 15-летию полного восстановления дипломатических отношений с Израилем

Александр Локшин

Предлагаемые вниманию читателя доку

менты касаются истории восстановления советско-израильских отношений. Они свидетельствуют, что этот процесс занял несколько лет. Разорвать отношения оказалось легче, чем восстановить их впоследствии. Сам же разрыв дипломатических отношений Советского Союза с Израилем произошел по инициативе советской стороны. На третий день после начала Шестидневной войны 1967 года, получив объективную информацию о ходе боевых действий, СССР резко ужесточил свою антиизраильскую позицию. 7 июня 1967 года К. Федоренко, советский представитель в Совете Безопасности ООН, предложил в срочном порядке принять резолюцию о прекращении огня. Было заявлено, что Советский Союз прервет дипломатические отношения с Израилем, если тот откажется выполнить условия резолюции. 10 июня 1967 года дипломатические отношения были разорваны. «С этого момента, – вспоминал израильский дипломат Йосеф Говрин, – Советский Союз полностью и безоговорочно, как в двусторонних отношениях, так и на международной арене, встал на сторону арабских стран в их борьбе против Израиля, страны, с которой у Советского Союза не было никаких конфликтов, территориальных или военных, страны, с народом которой его связывали исторические и культурные узы».

Президент Израиля Хаим Герцог (второй слева), министр иностранных дел Давид Леви (первый слева) и посол Советского Союза А. Е. Бовин во время церемонии вручения верительных грамот.

Дворец президента, Иерусалим, 13 декабря 1991 года.

Начавшаяся в СССР перестройка принесла зримые плоды прежде всего во внешней политике. Впрочем, в ближневосточной политике изменения происходили довольно медленно, отказ от устоявшихся стереотипов давался с трудом. Переговоры между СССР и Израилем об обмене консульскими группами были начаты в 1986 году. Лишь почти год спустя они завершились договоренностью о том, что в Тель-Авиве советская консульская группа разместится в посольстве Финляндии, а израильская консульская группа в Москве – в голландском посольстве. Дело было в том, что с момента разрыва дипотношений интересы Советского Союза в Израиле представляла Финляндия, а интересы Израиля в Советском Союзе Голландия. Образ Израиля, давно превращенного советской пропагандой в настоящего монстра, постепенно обретал новые и необычные, для большинства жителей страны, черты. Важную роль тут сыграли доброжелательные публикации об этой стране в перестроечных изданиях и прежде всего в журнале «Огонек». На отношение к еврейскому государству бесспорно повлиял и приезд большой группы израильских спасателей в Армению в ноябре 1988 года, после страшного землетрясения в республике. Между двумя странами установились культурные, торговые и туристические связи. Советские власти в годы перестройки отказались от никогда не признававшейся, но всегда и повсеместно существовавшей политики государственного антисемитизма. В разных регионах Советского Союза, прежде всего в Прибалтике, в Москве и Ленинграде, появились, как тогда говорили, «неформальные», то есть созданные по инициативе снизу, общества еврейской культуры. Возникли Общество дружбы СССР – Израиль, Еврейская культурная ассоциация, Еврейское историческое общество. Еще в феврале 1986 года из тюрьмы был освобожден Натан Щаранский – известный активист еврейского движения за права человека, за репатриацию. Его обменяли на советского шпиона, арестованного американцами. Вскоре началась полоса освобождения многочисленных «узников Сиона» – еврейских активистов, преподавателей иврита, арестованных по сфабрикованным обвинениям. Многолетние «отказники», лишенные права на выезд в Израиль и долгие годы пребывавшие в стране исхода в состоянии полной неопределенности, получили наконец разрешение покинуть СССР. Абсолютное большинство их сразу же направилось в Израиль. В условиях новой эмиграционной политики, сначала сотни, а затем и тысячи советских евреев смогли беспрепятственно репатриироваться в Израиль – страну, с которой Советский Союз по-прежнему не имел дипломатических отношений и прямого воздушного сообщения. Существовало несколько возможностей для того, чтобы достичь «исторической родины». Большинством из них и воспользовалось Еврейское агентство («Сохнут»), организовавшее доставку советских евреев в Израиль. Маршруты были проложены через Бухарест, Будапешт и Финляндию. Румыния была единственной страной соцлагеря, не порвавшей отношений с Израилем в 1967 году. Венгрия уже с 1985 года установила с Израилем тесные отношения, наладив воздушный мост с еврейским государством. У советских граждан имелась еще одна возможность: долететь до Кипра, а оттуда паромом добраться до Хайфы. Словом, несмотря на отсутствие прямого сообщения, с начала 1989-го и до середины 1991-го общее число евреев-репатриантов из Советского Союза достигло 345 тыс. человек. Это составило почти 24% от общей численности всего еврейского населения Советского Союза по переписи 1989 года.

Советское руководство не спешило восстанавливать дипломатические отношения с Израилем в полном объеме, хотя такая позиция явно связывала руки советской дипломатии и мешала СССР занять свое место в намечавшемся тогда раунде переговорного процесса на Ближнем Востоке. Руководство Министерства иностранных дел и иных стоящих за ним структур предпочитало к тому же, как следует из публикуемых ниже документов, подчас иметь дело с маргинальными общественными и политическими деятелями. У всего этого были свои причины. Опасались, что восстановление отношений с Израилем вызовет недовольство и раздражение «арабских друзей», что евреи станут уезжать в еще большем количестве. Нерешительность М. Горбачева и Э. Шеварднадзе объясняется и другими вещами. Полное восстановление отношений могло вызвать (и вызывало!) открытое недовольство у консервативного крыла правящей советской элиты. Эти люди явно не хотели изменения привычного хода событий, их устраивал тщательно сконструированный советской пропагандой образ агрессивного, профашистского сионистского государства.

Тем не менее демократические процессы в СССР, сама логика политического диалога между странами способствовали дальнейшему сближению. 30 сентября 1990 года в Нью-Йорке, во время встречи министра иностранных дел СССР Э. Шеварднадзе с министром иностранных дел Израиля Д. Леви было подписано соглашение о преобразовании консульских групп в официальные консульства. Возглавил консульство Израиля в Москве опытный дипломат Арье Левин.

Наконец, 18 октября 1991 года в ходе визита советского министра иностранных дел Б. Панкина в Иерусалим было объявлено о полном восстановлении дипломатических отношений между СССР и Израилем. Генеральные консульства обеих стран получили статус посольств. Это произошло накануне открытия Мадридской конференции по урегулированию арабо-израильского конфликта, проходившей под эгидой США и СССР. Советским послом в Израиле был назначен человек, никогда прежде не служивший в МИДе, – известный публицист Александр Бовин. Арье Левин стал первым после восстановления отношений чрезвычайным и полномочным послом Израиля в СССР.

13 декабря 1991 года посол Советского Союза А. Бовин вручил в Иерусалиме верительные грамоты президенту Израиля Хаиму Герцогу. Советский гимн в последний раз прозвучал в Израиле на официальной церемонии. Однако пробыл новый посол СССР на своем посту всего неделю, ибо Советский Союз перестал существовать. Посол СССР стал послом России.

C тех пор минуло пятнадцать лет. Результаты давних событий налицо. Они-то и позволили, говоря словами Александра Евгеньевича Бовина, «сделать Россию понятней Израилю, а Израиль – России».

 

Документы

 

Документ 1

 

СОВЕТСКИЙ КОМИТЕТ ЗАЩИТЫ МИРА

COMITE€ SOVIE€TIQUE DE DE€FENCE DE LA PAIХ

SOVIET PEACE COMMITTEE

 

05 августа 1987 г.

 

Секретно

Экз. № 1

 

ЦК КПСС

О приеме в СССР израильских участников круглого стола по вопросам ближневосточного урегулирования

 

В Советский комитет защиты мира обратилось руководство Компартии Израиля (тт. М. Вильнер и Т. Туби) с просьбой о проведении в СССР под эгидой Советского комитета защиты мира круглого стола советской и израильской общественности по проблемам разблокирования конфликтной ситуации на Ближнем Востоке. По мнению т. Т. Туби, в условиях нарастания в политических кругах и общественном мнении Израиля разногласий по вопросам ближневосточного урегулирования разъяснение советского подхода к этим вопросам тем деятелям, которые в той или иной форме высказываются за созыв Международной конференции по Ближнему Востоку под эгидой ООН, могло бы способствовать укреплению более реалистических тенденций в израильской политике, было бы полезно для работы Компартии Израиля в различных общественно-политических кругах и ее борьбы против разгула в стране антисоветской пропаганды. Кроме того, такая встреча дала бы возможность разъяснить израильским общественно-политическим деятелям советскую позицию по вопросам мира и ядерного разоружения, предотвращения милитаризации космоса, что особенно важно ввиду подключения Израиля к американской программе СОИ.

С израильской стороны на заседании круглого стола предполагается участие, нaряду с представителями Компартии, членов руководства Партии труда, партии МАПАМ, Движения за гражданские права, депутатов парламента (ожидаемый состав израильской делегации прилагается).

Считали бы целесообразным согласиться с предложением руководства Компартии Израиля и принять в СССР до девяти израильских представителей сроком до девяти дней, начиная с 24 августа 1987 года, имея в виду проведение круглого стола 26–27 августа. Учитывая высокий уровень израильских участников, полагали бы также необходимым предусмотреть соответствующий уровень и с советской стороны. Руководство компартии Израиля высказало пожелание, чтобы в беседах с израильской делегацией принял участие также и заместитель заведующего Международным отделом ЦК КПСС т. Брутенц К. Н. (Возможный состав советской делегации прилагается.)

Планом связей советских общественных организаций с общественными организациями капиталистических и освободившихся стран на 1986–1987 гг. прием в СССР делегации израильской миролюбивой общественности в 1987 году предусмотрен.

Расходы по приему в СССР израильских представителей будут отнесены за счет сметы Советского комитета защиты мира на 1987 год.

Проект Постановления ЦК КПСС прилагается.

Заместитель председателя

Советского комитета защиты мира

(В. Орел)

Аэропорт Бенгурион. Иерусалим.

Документ 2

 

Секретно

Экз. № 1

Проект

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС

О проведении круглого стола советской и израильской общественности по вопросам ближневосточного урегулирования

 

Поручить Советскому комитету защиты мира принять в СССР с 24 августа 1987 года сроком до девяти дней до девяти израильских общественно-политических деятелей для участия в заседаниях круглого стола советской и израильской общественности по вопросам ближневосточного урегулирования.

 

2. Поручить тт. Арбатову Г. А., Брутенцу К. Н., Боровику Г. А., Карпову В. В., Кондакову М. И., Орлу В. Н., Журкину В. В., Кудрявцеву В. Н., Капице Л. С, Иванову Е. З., Беляеву И. П. принять участие в заседаниях круглого стола советской и израильской общественности 26–27 августа 1987 года.

 

СПИСОК

 

советских участников круглого стола советской и израильской общественности по вопросам ближневосточного урегулирования

 

1. АРБАТОВ Г. А. – член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР, академик, директор Института США и Канады АН СССР

 

2. БРУТЕНЦ К. Н. – кандидат в члены ЦК КПСС, заместитель заведующего Международным отделом ЦК КПСС

 

3. БОРОВИК Г. А. – председатель Советского комитета зашиты мира

 

4. КАРПОВ В. В. – первый секретарь Правления Союза писателей СССР, депутат Верховного Совета СССР, герой Советского Союза

 

5. КОНДАКОВ M. И. – депутат Верховного Совета РСФСР, президент Академии педагогических наук СССР, председатель Советского общества дружбы и культурной связи с арабскими странами

 

6. ОРЕЛ В. К. – первый заместитель председателя Советского комитета защиты мира

 

7. ЖУРКИН В. В. – заместитель председателя Советского комитета защиты мира, член-корреспондент АН СССР, заместитель директора Института США и Канады АН СССР

 

8. КУДРЯВЦЕВ В. Н. – академик, директор Института государства и права АН СССР

 

9. КАПИЦА М. С. – директор Института востоковедения АН СССР, председатель Советского комитета солидарности стран Азии и Африки

 

10. ИВАНОВ Е. В. – первый заместитель председателя Президиума Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами

 

11. БЕЛЯЕВ И. П. – политический обозреватель «Литературной газеты»

 

СПИСОК

участников круглого стола советской и израильской общественности по вопросам ближневосточного урегулирования

(израильские участники)

 

1. Меир Вильнер – депутат кнессета, генеральный секретарь ЦК Компартии Израиля

2. Узи Барам – депутат кнессета, генеральный секретарь Партии труда

3. Элиэзер Гранот – депутат кнессета, генеральный секретарь ЦК партии МАПАМ

4. Ора Намир – депутат кнессета от партии труда

5. Хаим Рамон – депутат кнессета от Партии труда

6. Шуламит Алони – депутат кнессета, лидер Движения за гражданские права (РАЦ)

7. Беньямин Гонен – член Политбюро ЦК Компартии Израиля, руководитель фракции Демократического фронта в профсоюзном объединении Гистадрут

8. Асса Кашер – профессор филологии Тель-Авивского университета, участвует в работе Международного центра за мир на Ближнем Востоке

9. Meрван Дувайери – секретарь организации выпускников университетов г. Назарет

 

Секретно. Экз. № 1

 

Документ 3

 

Секретно

 

ЦК КПСС

О приеме в СССР группы израильских общественно-политических деятелей

 

Советский комитет защиты мира (СКЗМ) внес предложение о проведении в г. Москве 26–27 августа 1987 года круглого стола с участием представителей советской и израильской общественности по вопросам ближневосточного урегулирования. Идею организации такой встречи выдвинуло руководство Компартии Израиля (КПИ). С израильской стороны предполагается участие Генерального секретаря ЦК КПИ М. Вильнера, членов руководства Партии труда, входящей в правительственную коалицию, партии МАПАМ, депутатов кнессета (парламента).

Это мероприятие имеет целью способствовать углублению понимания в Израиле позиции СССР по Ближнему Востоку, включая наш подход к вопросу созыва международной конференции, советских инициатив в области ядерного разоружения и предотвращения милитаризации космоса. Что является актуальным ввиду подключения Израиля к американской программе СОИ.

Принимая во внимание состав группы израильских общественно-политических деятелей, было бы целесообразно предусмотреть участие во встрече с ними с советской стороны директора Института США и Канады АН СССР т. Арбатова Г. А. и, учитывая соответствующую просьбу руководства КПИ, заместителя заведующего Международным отделом ЦК КПСС т. Брутенца К. Н.

Планом связей советских общественных организаций с общественными организациями капиталистических и развивающихся стран на 1986–1987 годы прием в СССР израильской делегации предусмотрен.

Считали бы возможным поддержать предложение СКЗМ.

Просим согласия.

 

Зам. зав. Международным отделом

ЦК КПСС

(В. Загладин)

 

10 августа 1987 года

 

Документ 4

 

Товарищу М. С. Горбачеву

 

В соответствии с Вашим указанием о проведении в Москве в конце августа советско-израильского круглого стола по вопросам ближневосточного урегулирования представляем свои соображения.

Целесообразность проведения такого мероприятия в намеченные сроки вызывает большие сомнения.

В соответствии с принятыми решениями периодически осуществляются контакты по линии МИД СССР и Израиля. Последняя такая встреча состоялась на днях в Бонне. Содержание и итоги этих консультаций представляются полезными. Имеются в виду их продолжить. Перес просит о встрече в Нью-Йорке.

Наши контакты с Израилем в соответствии с указанными решениями носят тщательно выверенный, дозированный характер, что помогает нам продвигать с израильского угла процесс ближневосточного урегулирования, в то же время избегая отрицательной реакции со стороны арабов.

С генсеком ЦК Компартии Израиля М. Вильнером в период его пребывания в Москве на праздновании 70-летия Октябрьской революции можно было бы обстоятельнее обсудить этот вопрос, прояснить полезность подобного мероприятия.

С учетом этих соображений считаем целесообразным отложить проведение круглого стола и вернуться в этому вопросу в конце года.

Просим рассмотреть.

 

Э. ШЕВАРДНАДЗЕ  В. ЧЕБРИКОВ  

Ю. СКЛЯРОВ  В. ЗАГЛАДИН

04 сент. 1987 г.

 

Документ 5

 

Секретно

 

ЦК КПСС

О нашей дальнейшей линии в отношении Израиля

 

В целях динамизации мирного процесса на Ближнем Востоке нами проводится линия на постепенное и должным образом дозированное развитие контактов и политического диалога с Израилем. Такая линия лежит в русле наших новых подходов к решению острых международных проблем, соответствует концепции достижения всеобъемлющего арабо-израильского урегулирования на основе баланса интересов всех вовлеченных в конфликт сторон.

Наметившиеся сдвиги в советско-израильских отношениях затронули и сферу межгосударственных политических контактов. Утвердилась практика встреч Министра иностранных дел СССР с руководящими деятелями Израиля, как правило, в рамках ООН и других международных форумов. Развиваются контакты между представителями МИД СССР и МИД Израиля на рабочем уровне, в том числе через консульские группы двух стран.

Как и прежде, поддерживается тесное сотрудничество между КПСС и Компартией Израиля (КПИ). В рамках гуманизации внешнеполитической деятельности СССР участились поездки в Израиль деятелей культуры, искусства, науки, представителей средств массовой информации. Возрастает число советских граждан и израильтян, посещающих соответственно Израиль и СССР с частными и деловыми визитами.

Политические связи с Израилем используются нами для оказания воздействия на израильское руководство с целью побудить его занять более реалистическую и взвешенную позицию в отношении ближневосточного конфликта, включиться в усилия по его урегулированию.

Этой работе способствует наметившийся в контексте перестройки в СССР спад конфронтационных настроений в израильском обществе в отношении Советского Союза. В Израиле всё больше отдают себе отчет в невозможности урегулировать конфликт между Израилем и арабами, обеспечить мир и безопасность на Ближнем Востоке без нашего участия в мирном процессе.

Израильская Сторона ставит вопрос о дальнейшем продвижении в области двусторонних отношений, в частности о более регулярных контактах министров иностранных дел и рабочих консультациях представителей МИД двух стран, о придании постоянного статуса консульским группам в Москве и Тель-Авиве, о развитии экономических связей, в частности по линии торговых палат обеих стран, об организации прямого воздушного сообщения между СССР и Израилем.

Нельзя не учитывать, что Израильская Сторона стремится использовать завязавшийся политический диалог, развитие контактов и обмена с нами в целях, зачастую расходящихся с нашими интересами. В Тель-Авиве понимают, что нормализация отношений с СССР позитивно сказалась бы на международном облике Израиля, позволила бы ему ослабить политическую изоляцию в мире, особенно усилившуюся в связи с палестинским восстанием на оккупированных территориях. Интерес израильского руководства к нам объясняется также его стремлением посеять сомнения среди арабов в отношении ближневосточной политики Советского Союза, ослабить связи СССР с арабскими странами. Расчет, видимо, делается и на улучшение условий для активизации израильтянами работы с советскими гражданами еврейской национальности, в частности для поощрения среди них эмиграционных настроений.

Определенные проблемы возникают и в связи с тем, что в последнее время развитие двусторонних связей с Израилем по неправительственной линии, а также некоторыми союзными республиками постепенно выходит за рамки нашего общего политического подхода к Израилю. Такой неупорядоченный рост связей с Израилем может в перспективе снизить значимость вопроса о нормализации советско-израильских отношений как фактора воздействия на политику Израиля в вопросах ближневосточного урегулирования.

В целом же, как показывает практика, линия на развитие политического диалога с Израилем оправдана. Контакты с израильтянами позволяют нам более инициативно действовать в русле многовариантных дипломатических усилий в деле урегулирования, выходить на сбалансированные с США позиции на Ближнем Востоке. В этой связи можно было бы согласиться на более регулярные встречи министров иностранных дел, не исключая, разумеется, контактов и с другими руководителями Израиля.

Очевидно, следует продолжать линию на поэтапную нормализацию отношений с Израилем до их восстановления в полном объеме в контексте сдвигов в ближневосточном урегулировании, подготовки международной конференции. При этом представляется целесообразным определить более четкую взаимозависимость темпов развития межгосударственных советско-израильских отношений с реальным вкладом Израиля в продвижение процесса ближневосточного урегулирования.

В рамках поэтапного подхода можно было бы пойти на преобразование существующих консульских групп обеих стран в Москве и Тель-Авиве в официальные консульства (это согласуется с международным правом, по которому создание консульств возможно без наличия дипломатических отношений). Это помогло бы стабилизировать двусторонний политический диалог, поддерживать рабочие дипломатические контакты. Наличие советского консульского учреждения в Тель-Авиве также позволило бы нам самостоятельно, а не через Финляндию (которая сейчас представляет наши интересы в Израиле), осуществлять защиту прав советских граждан в этой стране, обеспечивать их консульское обслуживание, активнее заниматься решением вопросов, связанных с советской недвижимостью на территории Израиля.

Открытие нашего консульского учреждения в Тель-Авиве можно было бы сбалансировать практическими шагами по реализации ранее принятого нами решения о преобразовании Представительства ООП в Москве в Посольство Государства Палестина (Ст-96/122гс от 10 февраля 1989 г.).

Можно было бы задействовать возможности межпарламентского и межпартийного обмена, общественной дипломатии в налаживании контактов с израильскими политическими партиями и общественными организациями, в первую очередь выступающими за прекращение оккупации арабских земель, политическое урегулирование арабо-израильского конфликта.

В таком же ключе рассматривать советско-израильский обмен по линии научных учреждений, средств массовой информации, в области культуры и искусства.

В условиях отсутствия дипломатических отношений между двумя странами имеет смысл пока воздерживаться от экономических и торговых связей с Израилем на межправительственном уровне. В тех случаях, когда это оправдано нашими народнохозяйственными интересами, особенно для приобретения передовой технологии и оборудования, а также сбыта советской продукции, можно было бы допускать выход наших хозяйственных организаций на израильские фирмы. В целях упорядочения таких связей осуществлять их через Торгово-промышленную палату СССР.

Что касается установления прямого воздушного сообщения, на чем настаивает Израильская Сторона, то к этому вопросу следовало бы вернуться позднее.

Наши шаги на израильском направлении могут вызвать определенную озабоченность политических сил и общественности в ряде арабских и других мусульманских государств, в частности в Иране, Сирии, Ливии, осложнить развитие советско-арабских отношений. Нельзя полностью исключать и возможности экстремистских выпадов против нас. Потребуется предпринять меры с целью нивелировать такую реакцию. Как представляется, наибольший эффект имели бы мероприятия, призванные продемонстрировать нашу поддержку дела справедливого ближневосточного урегулирования, решения палестинской проблемы, наше намерение развивать отношения с арабскими государствами, мусульманским миром в целом.

О наших действиях в отношении Израиля целесообразно информировать руководство социалистических и дружественных арабских стран, а также ООП.

Э. Шеварднадзе

А. Яковлев З. Крючков

3 ноября 1989 г.

№ 896/ОС

Девочка из бывшего Советского Союза.

Документ 5

 

Коммунистическая Партия Советского Союза. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

 

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

№ П175/66

 

Тт. Горбачеву, Рыжкову, Крючкову, Медведеву, Шеварднадзе, Яковлеву, Лукьянову, Фролову, Ситаряну, Губенко, Волкову, Катушеву, Кравченко, Ненашеву, Малькевичу, Капто, Фалину, Шкабардне.

 

Выписка из протокола № 175 заседания Политбюро ЦК КПСС от 29 декабря 1989 года

 

О нашей дальнейшей линии в отношении Израиля.

 

1. Согласиться с соображениями, изложенными в записке тт. Шеварднадзе Э. А., Яковлева А. Н., Крючкова В. А. от 3 ноября 1989 г. (прилагается).

2. Считать целесообразным пойти на преобразование существующих консульских групп СССР и Израиля соответственно в Тель-Авиве и Москве в официальные консульства. МИД СССР информировать об этом решении Израильскую Сторону в подходящее время и с учетом развития обстановки.

3. Одобрить предложения о необходимости налаживания связей советских общественно-политических организаций с массовыми израильскими общественными движениями, партиями, выступающими за всеобъемлющее политическое урегулирование ближневосточного конфликта.

Рекомендовать вводить в практику прием в Верховном Совете СССР депутатов израильского парламента (кнессета) от этих партий во время их пребывания в Москве.

Содействовать встречам представителей советской, израильской и палестинской общественности с возможным участием представителей других стран, международных организаций в целях установления мира на Ближнем Востоке. В частности, поддержать предложение руководства Компартии Израиля о проведении в Москве по линии Советского комитета защиты мира круглого стола общественности СССР и Израиля по вопросам ближневосточного урегулирования.

4. По согласованию с МИД СССР открыть в Тель-Авиве корпункт ТАСС. Предусмотреть возможность распространения на Израиль сферы деятельности корреспондентов центральных советских газет, аккредитованных в соседних с Израилем странах.

5. Торгово-промышленной палате СССР выступать в качестве координатора торгово-экономических контактов советских организаций и предприятий с израильскими деловыми кругами. ТПП СССР по согласованию с МИД СССР подписать с Федерацией торговых палат Израиля соответствующее соглашение, включая обмен представительствами.

6. МИД СССР, Министерству культуры СССР совместно с другими заинтересованными ведомствами представить соображения по вопросу поддержания культурных связей между СССР и Израилем.

7. Возложить на МИД СССР координацию контактов политического характера представителей советских министерств, ведомств и организаций с официальными представителями Израиля.

 

СЕКРЕТАРЬ ЦК

М. Горбачев

 

Подлинник. Машинопись.

Российский Государственный архив Новейшей истории (РГАНИ)

Ф.89. ОП.9. Д.68. ЛЛ.1–10

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru