[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2006 ТИШРЕЙ 5767 – 10 (174)

 

Искусство на вынос и распивоЧно

Вынесет всё…

Н. А. Некрасов.

Железная дорога

 «Лучше бы всё сразу снесли. И так уже мало что осталось» – так несколько месяцев тому назад отозвалась одна моя знакомая художница на сообщение о сносе очередного памятника архитектуры в Москве. «Лучше бы всё сразу вынесли», – подумал я, когда сразу вслед за кражей в Эрмитаже обнаружилось исчезновение рисунков Якова Чернихова из Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ). Если десять лет назад кража 80 еврейских рукописей из Российской национальной библиотеки казалась отражением неразберихи переходной эпохи, то теперь, в эпоху «стабильности», нули в статистике краж растут как цены в эпоху гиперинфляции: больше 200 единиц из Эрмитажа, а из РГАЛИ – чуть ли не в десять раз больше.

Проект водонапорной башни Канатного цеха завода «Красный гвоздильщик».

Конечно, в глазах широкой публики эти кражи несопоставимы. Церковная утварь из Эрмитажа – и какой-то там Чернихов! Что он вообще сделал, за что ему такая честь, что его крадут?

Всё дело в том, что Яков Георгиевич Чернихов (1889–1951) не принадлежал ни к одной из авангардных архитектурных группировок. Строил он мало (даже по сравнению с остальными советскими авангардистами) и в основном промышленную архитектуру, которую у нас поныне многие и за архитектуру не считают. Наибольшую известность в строительном наследии Я. Чернихова получил проект водонапорной башни Канатного цеха завода «Красный гвоздильщик» (1930–1931 годы), которая до сих пор стоит в Петербурге и разрушается прямо на глазах.

Чернихов получил хорошее художественное образование, профессионально владел графикой. Он закончил Одесское художественное училище и Академию художеств. Его главным наставником был академик архитектуры Леонтий Николаевич Бенуа. Начав работать ретушером, фотографом, помощником архитектора, он рано освоил различные стороны графического ремесла. Именно в Одессе складывается неповторимый стиль Я. Чернихова.

Круг проблем, занимавших его, был необычайно широк: исследования в области геометрического орнамента и супрематизма, разработка новых методов преподавания графических и пространственных дисциплин, вопросы теории конструктивизма и проблемы формообразования современной архитектуры, проектирование и строительство гражданских и промышленных зданий. Он создавал проекты металлообрабатывающих заводов, предприятий химической промышленности, жилищных массивов, научно-исследовательских институтов и школ.

Я. Чернихов был увлеченным педагогом. Он изобрел новую методику наглядных пособий, в которой большое значение отводилось графическим задачам, раскрывающим сущность построения через игру вариаций. Он разработал целую систему курсов, которые сопровождались огромным количеством чертежей и композиций, нацеленных на последующее индивидуальное развитие и разработку преподавателями и студентами.

Сравнительно поздно включившись в движение конструктивизма, на рубеже 1920–1930-х годов Чернихов издает в Ленинграде книги архитектурных фантазий, принесшие ему мировую известность и титул «советского Пиранези»: «Основы современной архитектуры», «Конструкции архитектурных и машинных форм», «Архитектурные фантазии. 101 композиция». Великолепно изданные, эти книги впоследствии послужили источником вдохновения для многих поколений архитекторов. Можно сказать, что Чернихов стал одним из основоположников отечественной «бумажной архитектуры».

Я. Чернихов..

Одновременно с поисками в области конструктивизма Я. Чернихов увлекается фантазиями на темы архитектуры прошлых эпох. Таков созданный им «Цикл живописной архитектуры», включающий в себя «Архитектурные сказки», «Архитектурные пейзажи», «Архитектуру деревянных строений», «Сказки индустрии», «Архитектурную романтику». Незадолго до войны Чернихов завершает работу над циклом «Архитектура дворцов»: «Дворцы коммунизма», «Архитектура будущего», «Архитектурные ансамбли», а во время войны создает серию проектов и композиций на тему «Пантеоны Великой Отечественной войны».

«Мне удалось доказать, что графической грамотности можно так же научиться, как можно человеку вообще стать грамотным», – писал архитектор. Однако те, кто выкрал рисунки Чернихова, этой грамотностью явно не обладали.

22 июня на аукционе компании Christie’s появились девять рисунков Якова Чернихова. Поскольку после его смерти основную часть наследия архитектора семья передала в РГАЛИ (есть еще небольшой фонд в Музее архитектуры), стали смотреть там – и обнаружили, что, по словам Андрея Чернихова, внука архитектора, вице-президента Московского отделения Международной академии архитектуры, президента Международного архитектурного фонда имени Я. Чернихова, на месте большинства работ «лежали низкокачественные графические опусы в стиле русского конструктивизма». По оценкам заместителя руководителя Росохранкультуры Анатолия Вилкова, исчезло примерно 80 процентов работ из трех тысяч находившихся в РГАЛИ.

Рисунки с аукциона дома Christie’s удалось вернуть. На внутреннем антикварном рынке и за рубежом выявили еще 224 рисунка. Но это лишь десятая часть пропавшего.

Дело осложняется тем, что в истории оказался замешанным Международный архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова, основанный в 1991 году по инициативе Международной ассоциации архитекторов при поддержке Союза архитекторов СССР. Позже в состав попечителей Фонда вошли такие солидные организации, как Немецкий музей архитектуры (Франкфурт-на-Майне, Германия) и авиакомпания «Дойче Люфтганза». Основным направлением своей деятельности Фонд определил поддержку работ в области инновационной архитектуры и градостроительства, поощрение инициатив молодых архитекторов мира, организацию и проведение архитектурных конкурсов и выставок Якова Чернихова и русского архитектурного авангарда, а также поддержку детского архитектурного творчества в России. В 2005 году Фонд учредил Международную премию имени Якова Чернихова в области концептуальной архитектуры.

Из серии «Дворцы коммунизма», 1934–1941 годы.

Последние пять лет Фонд имени Чернихова по договору с РГАЛИ осуществлял каталогизацию и цифровое копирование архива архитектора. Для этого документы из архива выдавались во временное пользование Фонду на достаточно длительные сроки. Работа была далека от завершения, когда обнаружилась пропажа. И вот уже руководитель Федерального архивного агентства В. Козлов намекает в эфире радиостанции «Маяк» на подозрения в адрес Фонда имени Чернихова, что вызывает резкую отповедь со стороны внука архитектора.

Конкретных виновников найдут. Но моральную ответственность за происходящее, безусловно, несут власти. В самом деле, если можно совершенно безнаказанно, на глазах у всех из года в год уничтожать исторический центр столицы и других городов, то почему нельзя вынести из архива кипу бумажек? Ведь цена вопроса несопоставима: там – миллиарды и миллиарды долларов и никого не сажают, а здесь – несколько миллионов. Каждый работает как умеет: кто взахлеб сносит целые исторические кварталы, а кто выносит исторические бумажки. «Искусство принадлежит народу», – сказал когда-то товарищ Ленин. И если народу оно больше не нужно, он начинает от него избавляться.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru