[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2006 ТИШРЕЙ 5767 – 10 (174)
Максим Шапир. Из плеяды великих
3 августа, трех недель не дожив до сорока четырех лет, от сердечного приступа скончался филолог Максим Ильич Шапир. Один-два голоса отделяли его от членства в Академии наук, для которой трудно представить более достойного и органичного деятеля. Его официальные звания и видимые научные достижения – доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института мировой культуры МГУ, ведущий научный сотрудник Института языкознания РАН, основатель и главный редактор журнала русской и теоретической филологии «Philologica», автор около 200 научных работ – не исчерпывают значения этой фигуры.
Если уход из мира воистину героической личности Шапира не навеет, быть может, печали на людей, не знавших его лично, то объективная потеря вследствие незаконченности его трудов тронет скорбью сердца знающих цену филологическим достижениям. Сфера интересов М. И. Шапира была чрезвычайно широка: история и теория науки, семиотика, лингвопоэтика, текстология, история русского литературного языка. Последние десять лет он посвятил себя стиховедению. Осознание этой потери станет еще глубже при мысли о том, сколько он не успел сделать. Но не это главное.
Есть такие редкие люди, которые воплощают в себе самую суть, самый смысл избранной ими деятельности. Максим Ильич был воплощением филологии.
Смело можно сказать, что он принадлежал к той плеяде российских евреев, которые составили славу русской и мировой филологии. Трое из них – Роман Якобсон, Григорий Винокур, Борис Ярхо – стали героями его многолетних размышлений и публикаций. За несколько месяцев до смерти Шапира из печати вышел 900-страничный том никогда не издававшихся работ Б. Ярхо, который готовился последние десять лет и на треть состоит из комментариев и указателей, написанных Шапиром и его учениками.
Как многие крупные ученые, Шапир был агностиком. На все религиозные традиции он смотрел отстраненно, хотя знал их и относил религию – наряду с искусством и наукой – к числу областей духовной культуры. Это вовсе не значит, что Шапир был высокотехничным позитивистом, и не более того. От плотной фактуры он умел восходить в духовные высоты. Так, критически проанализировав проблему разграничения стиха и прозы – одну из основных в филологии ушедшего столетия, он сделал поразительный вывод: «Помимо времени, стих моделирует вечность или то, что под ней подразумевается. Как категория мира физического вечность нам не дана, и вполне вероятно, что она всего лишь плод воображения, интеллектуальный конструкт. Однако в стихе поэтическая вечность становится не меньшей реальностью, нежели поэтическое время …»
Нельзя было не видеть, как сквозь него, сквозь его деятельность буквально проходят токи еврейства. С одной стороны, он настаивал на том, что «в изданиях академического типа орфографию и пунктуацию оригинала нужно сохранять в неприкосновенности», поскольку их изменения в конечном счете влекут смысловые искажения. С другой – в научных текстах требовал терминологической точности, логической непротиворечивости, полноты ссылок, объясняя эту необходимость «неполнотой и относительностью знания, обреченного иметь коллективный характер: исследовательские труды – как правило, фрагменты общей “постройки”, и недостающие части конструкции восполняются ссылками на коллег». В соблюдении правил научного языка он видел основу научной этики. «Нарушение нормы может быть исправлено, отказ от нормы непоправим», – писал он о современном состоянии гуманитарных наук. «Талмудист без Талмуда» – так проницательно охарактеризовал Шапира художник Андрей Бондаренко, который оформлял обложку журнала «Philologica».
Незаурядная личность, М. И. Шапир обладал непростым характером. Он был щедрый и страстный человек. Он ревниво относился к науке и был нетерпим ко всему, что рассматривал как посягательство на ее чистоту. Ныне Максим Ильич Шапир отошел в Вечность. И остаются лишь его труды и память о великом ученом, современниками которого нам довелось быть.
Михаил Дзюбенко
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru