[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2006 ТИШРЕЙ 5767 – 10 (174)
Анатолий Агамиров. Человек с микрофоном
21 августа в Москве после продолжительной тяжелой болезни в возрасте шестидесяти девяти лет скончался один из старейших сотрудников радиостанции «Эхо Москвы», известный радиоведущий и музыкальный обозреватель, кандидат искусствоведения Анатолий Суренович Агамиров.
Анатолий Суренович Агамиров-Сац (Сац была фамилия его матери-еврейки) родился 19 ноября 1937 года в Москве. В шесть лет он поступил в Центральную музыкальную школу при консерватории, которую окончил в 1955 году по классу виолончели. Следующим этапом его жизни стала Московская консерватория, и одновременно с поступлением туда он начал работать в Московском государственном камерном оркестре под руководством Рудольфа Баршая, а также в камерном оркестре аспирантов Московской консерватории под руководством Михаила Териана. С 1965 года Агамиров начинает свою журналистскую деятельность – сначала в качестве корреспондента, потом обозревателя на Гостелерадио и, наконец, генерального комментатора по вопросам музыки на «Иновещании». Одновременно он много выступает на радио «Юность», Всесоюзном радио и Всесоюзном телевидении. При поступлении на работу Агамирову предложили избавиться от части фамилии, заявив, что эта приставка «портит ему национальность», но он категорически отказался это сделать.
В 1972 году по политическим соображениям Агамиров был отстранен от работы на Гостелерадио с формулировкой: «запрет на работу в СМИ». Тогда он стал писать либретто к балетам (одно из самых известных – либретто к балету «Булочка» на музыку Оскара Фельцмана, который сегодня идет во многих региональных музыкальных театрах) и репризы для Московского цирка, где он активно сотрудничал с Юрием Никулиным.
Сразу после перестройки Анатолий Суренович вернулся на «Иновещание», откуда в 1990-м был приглашен на радиостанцию «Эхо Москвы» в качестве музыкального обозревателя. С тех пор он работал в этой должности – без повышений и понижений – до самого последнего дня. Работа на радио не помешала ему сотрудничать со множеством газет и журналов музыкальной направленности, – где он писал обо всем, от джаза и фольклора до классической музыки, – а также с различными российскими балетными труппами.
Друзья Анатолия Агамирова знали его как блестящего, остроумного рассказчика, как мужественного человека и, безусловно, как целую эпоху в истории отечественной культуры. «Он был одним из величайших музыкальных критиков нашего века» – так оценивают Анатолия Суреновича те, кто знал его и восхищался его талантом. В последний путь Агамирова провожали не только люди, знавшие его лично, но и те, кто многие годы знал его по великолепным радиопрограммам. Сам Анатолий Суренович, между прочим, не раз повторял: «Если я где-то чувствую себя спокойно и уверенно, так это около микрофона».
Василий Максимов
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru