[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2006 ТИШРЕЙ 5767 – 10 (174)

 

Итиль-мечта

(на раскопках древнего центра Хазарского каганата)

В дельте Волги, в четырех десятках километров от Астрахани, неподалеку от села со странноватым названием Самосделка вот уже несколько лет подряд идут археологические раскопки. В рамках так называемого «Хазарского проекта» местные археологи при поддержке коллег из Москвы и других городов России добрались до культурного слоя, датируемого IX веком. Найдены и обследованы археологические памятники, относящиеся к домонгольскому периоду. Это открытие позволяет по-новому взглянуть на культурно-историческое развитие Нижнего Поволжья в раннем Средневековье. Хорошо известный по письменным источникам факт, что этот регион являлся одним из центров Хазарского каганата, нашел, наконец, археологическое подтверждение.

Д. Васильев.

Из слоя пожарища одним из студентов-археологов был извлечен огромный по размерам сфероконус, закопченный и треснувший от жара. На одной стенке его красовалось выбитое изображение торгового корабля с мачтой, якорем, горделиво задранными носом и кормой. Этот кораблик плыл к нам целую тысячу лет! Мы пока доподлинно не знаем, как назывался город, в который он направлялся. Но хочется верить, что это был легендарный Итиль…

Под звон лопат, скребущих плотную глину, под песни студентов в тучах пыли на раскопе, под шутки и смех на коротких перекурах вновь обретают жизнь целые кварталы давно погибшего города… Всё это происходит каждым летом около села Самосделка. Самосдельское городище находится ниже Астрахани по течению, на правом берегу реки Старая Волга, или Бирюль. Это самое сердце волжской дельты. Главная, центральная часть городища – на острове, вытянутом вдоль старого пересохшего русла Волги, со всех сторон окруженного высохшими протоками. На «мысу» между старым и новым руслами находится невысокая холмистая возвышенность, образованная напластованиями культурного слоя городища.

* * *

Всех вдохновила сумасшедшая идея: а что, если это действительно развалины последней хазарской столицы, города Итиль, который археологи не могут найти уже более ста лет? Были осколки сосудов, найденные здесь, очень похожие на керамику хазарских городищ на Дону и Северном Кавказе. И был огромный энтузиазм, который заставлял работать и верить в мечту. Сейчас можно сказать со всей определенностью: да, найден большой средневековый город, который существовал в дельте Волги в IX–XIV веках. Более того, мы обнаружили феномен, который можно обозначить расхожей рекламной фразой «три в одном». Нацелившись на поиски одного города, мы обнаружили… целых три!

В самых верхних слоях найдены хорошо сохранившиеся остатки жилых домов, выстроенных из обожженного кирпича, которые тесно жались друг к другу вокруг крохотной площади, к которой были обращены их выходы. От площади расходились узкие улочки, больше напоминающие проходы между домами. С юга к площади примыкала землянка, стены которой также были обложены обожженным кирпичом. Мы условно назвали ее «землянкой алхимика», поскольку в ней обнаружено большое количество сфероконусов – сосудов для перевозки драгоценных жидкостей, в том числе химических реактивов. Все дома имели систему отопления с горизонтальными дымоходами и были выстроены в соответствии с единой планировкой. Кроме того, были исследованы остатки большого многокомнатного кирпичного дома зажиточного горожанина, планировка которого дает основания говорить о тесных культурных связях со Средней Азией. Найдено огромное количество керамики – лепной, гончарной, местного производства, хорезмийской, самаркандской, иранской, ширванской, кавказской…

Город в этих слоях, которые датируются XII веком, можно соотнести с легендарным Саксином, о котором упоминает средневековый путешественник и писатель Абу Хамид ал-Гарнати, называя его «городом гузов и болгар». Действительно, в культурных слоях XI–XII веков мы обнаруживаем преимущественно болгарскую и огузскую посуду. Кроме ал-Гарнати, который прожил здесь около 20 лет и даже имел здесь семью, о городе Саксине, единственном городе в дельте Волги, говорят и другие арабские географы, а также русские летописи: среди племен, населявших степи, помимо половцев, в них упоминаются таинственные «саксины».

Город Саксин был центром транзитной международной торговли как по Великому шелковому пути, так и по Волге и Каспию. Здесь активно действовала крупная булгарская торгово-ремесленная фактория – самый южный из известных форпостов Волжской Булгарии. Город был центром притяжения для окрестных кочевников, которые находили на здешних рынках необходимые ремесленные изделия и могли сбывать свой скот или пленных. Вероятно, такое положение сохранялось до конца 30-х годов XIII века, когда в нижневолжские степи пришли монголы и установили свою власть. Отныне эти края становятся столичным регионом нового государства – Золотой Орды, здесь возводятся величественные и многолюдные города, с которыми старый торговый центр уж не может конкурировать. В золотоордынское время это небольшой городок, расположенный на островке, окруженном со всех сторон протоками. К этому времени относится туманный рассказ европейского путешественника о городе Суммеркенте, находившемся «ниже Сарая по течению Волги», который существовал и до прихода монголов. Прежде чем взять его, монголы долго стояли под его стенами, не в силах преодолеть водные преграды. И лишь когда сильным ветром согнало воду из волжской протоки, они смогли перейти реку и захватить город, превратив его в свой форпост на каспийском взморье.

В начале XIV века начинается катастрофический подъем уровня Каспия, что усиливает отток населения из дельты Волги. Тем не менее жизнь на Самосдельском городище продолжалась до 30-х годов XIV века, когда оно было окончательно покинуто жителями и затоплено…

 

* * *

Но вы спросите – а как же первоначальная идея? Где же Итиль? Вот что мы можем ответить. Нами обнаружены слои крупного города хазарского времени, которые относятся к IX–X векам. Мы нашли здесь остатки сгоревших и рухнувших хижин рядового населения, остатки кирпичных домов, разбитые известняковые блоки, применявшиеся при строительстве в Хазарии. Обнаружили ряд средневековых юртообразных жилищ. Это заглубленные в землю на 40–50 см круглые котлованы диаметром от 3 до 5 м, по периметру которых прослежены жердевые и столбовые ямки от каркаса турлучных (обмазанных глиной) стен. Раннесредневековые юртообразные жилища обнаруживаются на огромной территории от Волги до Нижнего Дуная, от Среднего Дона до Северного Кавказа. Однако на Нижней Волге юртообразные жилища Самосдельского городища являются уникальными. Современными учеными такие жилища на территории Восточной Европы трактуются как признак оседания кочевников на землю (в частности, болгар) в рамках культуры Хазарского каганата.

В составе населения городища, судя по керамике, выделяется значительная болгарская группа, которая являлась его этнической основой, а также многочисленная группа огузского населения. Космополитизм не есть исключительная черта нашего времени. Уже в эпоху Средневековья происходили некоторые события, имевшие общеконтинентальное значение. Перенесемся ненадолго из дельты Волги в нижнее течение Сырдарьи.

 

* * *

В IX–X веках эта река, питавшая живительной влагой целую страну городов, населенную оседлыми скотоводами, рыболовами и земледельцами, неожиданно изменила свое русло. Старые протоки стали пересыхать и заболачиваться. Через много веков археологи назовут покинутые людьми руины по их берегам «болотными городищами». Люди оставили свои дома и основали новые поселения на берегах новых русел.

В это же время из далеких монгольских степей на Сырдарью откочевывают могучие огузы – союз древних и влиятельных тюркских племен. Оседлые народы попадают под их влияние, обогащая культуру огузов и получая защиту большого и мобильного войска. Огузы вторгаются в Кангар – страну печенегов – и изгоняют их оттуда. В погоне за печенегами огузы устремляются на запад и выходят к Волге. Здесь они заключают с Хазарией «вечный мир» против печенегов. Хазарским стратегам, управлявшим страной, которая переживала далеко не лучшие времена, было, видимо, всё равно, с кем воевать, если война была неизбежна. Чтобы не столкнуться одновременно и с печенегами, и с огузами, они приняли предложение огузов о союзе.

Из письма хазарского царя Иосифа министру эмира Кордовы Хасдаю ибн Шафруту известно о том, что его охраняет гвардия из хорезмийцев-мусульман. В совместных войнах против печенегов огузы и хазары активно контактировали, целые дружины огузов, среди которых были влившиеся в их состав выходцы с «болотных городищ», нанимались на службу к царю хазар.

Летописи донесли до нас название гвардейцев хазарского царя – «ал-арсийа» и упоминания о том, что было их около 10 тыс. и были они мусульманами – выходцами из страны, расположенной рядом с Хорезмом. Эти люди влились в общий «котел», в котором происходило образование народов, населявших Нижнее Поволжье впоследствии. Они переселялись сюда целыми кочевьями, закрепляли за собой определенную территорию и начинали жить так, как жили веками, – занимаясь скотоводством на дельтовых и пойменных лугах, ограниченных реками, но богатых травами, которые можно было запасать на зиму. Вполне вероятно, что среди них ускорился процесс оседания на землю. Почти наверняка существует еще множество пока не обнаруженных стоянок огузов, расположенных по берегам рек и прикрывавших хазарскую столицу с севера и востока.

Реконструкция юртообразного жилища.

 

* * *

Итак, на последнем этапе существования Хазарского каганата Самосдельское городище частично заселяется огузами – «федератами», которые несли службу у хазарского царя и защищали восточную границу государства от набегов печенегов. После того как каганат пал, огузы продолжали населять город, но он, скорее всего, стал «сезонным» – уменьшался летом и увеличивался зимой за счет кибиток кочевников. Есть веские основания полагать, что Саксин – это часть восстановленного Итиля, последней столицы Хазарии. Сведения ал-Гарнати косвенно подтверждают эту точку зрения. Он сообщает: в городе Саксин (Саджсин) «существует сорок племен гузов, каждое из которых обладает собственным эмиром. У них большие жилища; в каждом жилище громадная палатка, вмещающая сотню человек и укрытая войлоком». Тот же ал-Гарнати упоминает среди населения города еще и булгар, сувар, хазар. Причем каждое из этих племен имело свою соборную мечеть и свой квартал. Кроме того, путешественник упоминает о «тысячах» купцов из Магриба и из других стран, которых он видел в Саксине, что говорит о значительных торговых связях города. Да и сам ал-Гарнати, будучи купцом, приехал в Саксин по торговой надобности.

 

* * *

И всё-таки, почему я ухожу от разговора об Итиле, спросите вы? А я отвечу: не так-то просто доказать очевидное. Неопровержимым фактом, прямым доказательством, доказывающим существование Итиля именно в этом месте, может стать обнаружение надписи, указывающей на это (таблички «Welcome to Itil!», как пошутил кто-то), документов, библиотеки и т. п. В настоящее время в ходе раскопок происходит активное накопление косвенных доказательств.

Еще раз напомню: центральная часть городища располагается на острове между пересохших русл, которые были полноводными вплоть до XX века. А все документы описывают крепость царя на острове, где располагается центральная часть города. Во-вторых, аэрофотосъемка показала наличие на острове валов, расположенных треугольником, что весьма напоминает руины цитадели с разобранными и застроенными сверху стенами. В-третьих, кирпичное строительство в Хазарии было исключительной царской монополией, и огромное количество кирпича в слоях Самосдельского городища говорит само за себя. Кроме того, в самых нижних слоях городища обнаружены юртообразные болгарские жилища – такие же, как в хазарских крепостях на Дону. По радиоуглеродным пробам определены даты разнообразных слоев, среди которых самые ранние относятся к IX веку. И еще: ни один письменный источник, ни одна летопись или записки путешественников не содержат упоминаний о других, кроме Итиля, крупных городах хазарского времени в дельте Волги.

Д. Васильев

 

Археологические исследования в Камызякском районе Астраханской области, около села Самосделка, проводятся не так давно: в начале 1990-х годов астраханские археологи начали здесь разведочные работы, а планомерные раскопки осуществляются с 2000 года. Руководителями работ являются Э. Д. Зиливинская (Москва, Институт этнологии и антропологии РАН), Д. В. Васильев (Астрахань, Астраханский государственный университет), Т. Ю. Гречкина (Астрахань, ГНПУ «Наследие»). Исследования проводятся в рамках обширного «Хазарского проекта», который финансируется Российским еврейским конгрессом и лично Евгением Яновичем Сатановским – филантропом и меценатом, человеком, влюбленным в историю и археологию. Руководителями и координаторами «Хазарского проекта» являются д.и.н. В. Я. Петрухин и к.и.н. И. А. Аржанцева. Появление и реализация «Хазарского проекта» позволили придать новый импульс научным исследованиям – археологическим, архивным, культурологическим – в области хазароведения, привлечь к работам ведущих российских и зарубежных ученых. Раскопки и мероприятия по обеспечению сохранности памятников археологии хазарского времени возобновились по всему Югу России. В Самосделке объединились научные интересы сотрудников Института археологии, Государственного музея Востока, Государственного исторического музея, Института востоковедения, Института этнологии, МГУ, Волгоградского государственного университета. Самосделка стала местом, где возродились дух и традиции знаменитых экспедиций прошлого – Поволжской и Хорезмской.

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

E-mail:   lechaim@lechaim.ru