[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 2006 ЭЛУЛ 5766 – 9 (173)
Назад к реальности
Симон Джекобсон
После довольно продолжительной спячки нас вдруг встряхнула реальность пожара, разгоревшегося на Ближнем Востоке.
Испытал ли кто-нибудь потрясение?
Мы, дети Запада, рожденные в свободе, прельстились соблазнительным фасадом. Мы позволили себе роскошь отрицать яростную борьбу добра со злом и культивировали ложную иллюзию безопасности.
Грезы мирной сиесты очень заманчивы, но не нужно большого ума, чтобы понять: Ближний Восток – это рассадник отравы, это раскаленная топка, готовая взорваться в любую минуту.
События 11 сентября и другие террористические акты периодически напоминают нам, что в мире есть недремлющие мощные силы. С ними нельзя не считаться, прежде чем мы придем к подлинно мирной эпохе – но ведь так легко откинуться на удобные подушки! Такова уж природа зверя – отрицания реальности.
Лишь немного истории, чтобы мы проснулись.
«Хизбалла», что означает «Партия Б-га», рассматривает конфликт с Израилем как «экзистенциальную битву», а вовсе не как «борьбу за землю». Об этом пишет ливанская исследовательница Амаль Саад-Хорайеб в своей книге «Хизбалла: Политика и идеология». По словам шейха Наима Касима, заместителя генерального секретаря «Хизбаллы», «и через сотни лет Израиль не будет иметь права на существование».
Хотя «Хизбалла» осудила террористические атаки против стран Запада, для Израиля она делает исключение. Как заявил лидер «Хизбаллы» Сайед Хассан Насралла, «в оккупированной Палестине не существует различий между военными и гражданскими, ибо все они захватчики, оккупанты и узурпаторы Земли». После ухода израильских войск из Ливана в 2000 году некоторые аналитики предсказывали, – и многие ливанцы надеялись на это, – что «Хизбалла» скоро свернет свои военные операции и станет чисто политической партией. Но амбиции Насраллы простираются намного дальше, чем просто занять места в ливанском парламенте, тем более что он пользуется твердой поддержкой Ирана и Сирии. Будучи одновременно решительным радикалом и хитроумным прагматиком, Насралла рассматривает «Хизбаллу» и как ливанскую партию, призванную обеспечить благосостояние ее членов, и как авангард панисламистской борьбы за уничтожение Израиля и возвращение Палестины ее «коренному населению».
Однако акции «Хизбаллы» ни в коей мере не ограничиваются территорией Израиля. В начале 1990-х годов члены этой организации были причастны к двум печально известным террористическим актам в Буэнос-Айресе: взрыву израильского посольства в 1992 году, унесшему жизни 29 человек (якобы в отместку за ликвидацию израильтянами шейха Муссави) и взрыву еврейского общинного центра в 1994 году, в результате которого погибли 28 мирных граждан. К сожалению, этим дело не кончилось. В марте 2004 года, после ликвидации израильтянами шейха Ахмеда Ясина, духовного лидера движения «Хамас», Насралла обратился к хамасовцам: «Командуйте нами. Ваша кровь – наша кровь. У нас общая борьба». «Хизбалла» продемонстрировала солидарность с палестинской группировкой, выпустив не меньше 65 ракет по десяти израильским военным постам в районе ферм Шебаа в Южном Ливане.
Вспомним: нынешний кризис начался с похищения израильского солдата, которое осуществил «Хамас», контролирующий Газу и Западный берег Иордана. «Хамас» открыто заявляет, что арабо-израильский конфликт – это религиозная война между исламом и иудаизмом и разрешиться он может только с уничтожением государства Израиль. Таким образом, «Хамас» отвергает любые арабо-израильские мирные переговоры.
Если вы еще не проснулись, то познакомьтесь с некоторыми цитатами из программы (хартии) движения «Хамас».
Введение: «Израиль будет существовать, пока ислам его не уничтожит, как и всех его предшественников» (цитируются слова имама Хасана Аль-Бана).
Ст. 6: «Исламское движение Сопротивления – отдельное палестинское движение, верное Аллаху и следующее путем ислама. Оно ставит своей целью водрузить знамя Аллаха над всеми палестинскими землями, где под сенью ислама последователи всех религий смогут вести мирное и безопасное существование в том, что касается их жизни, собственности и прав человека».
Ст. 7: «Исламское движение Сопротивления уповает на осуществление обещаний Аллаха, сколь бы долго ни пришлось ждать. Пророк, да благословит его Аллах и дарует ему мир, сказал: “Судный день не наступит, пока мусульмане не сразятся с евреями и не победят их. Когда еврей спрячется за камнем или деревом, они скажут: „О мусульманин, о слуга Аллаха! За мною прячется еврей, приди и убей его!“ ”Только дерево харкад не сделает так, потому что это дерево евреев».
Ст. 11: «Исламское движение Сопротивления верит, что земля Палестины является святой землей ислама <…> для всех поколений вплоть до Судного дня. Нельзя предавать ее или какую-то ее часть или отказываться от нее или от какой-либо ее части».
Ст. 13: «Не существует иного решения палестинской проблемы, как через джихад. Все инициативы, предложения и международные конференции – это лишь потеря времени и пустые затеи. Палестинский народ достойнее того, чтобы его будущее, права и судьбы зависели от чьих-то игр».
Ст. 28: «Сионистское вторжение – злонамеренное вторжение… В своих агентурных и шпионских операциях они опираются главным образом на секретные организации; от них пошли масоны, клубы “Ротари” и “Лайонс”, другие группировки саботажников. Все эти организации, официальные и тайные, служат интересам сионистов и выполняют их инструкции… Когда евреи захватили в 1967 г. Святой город, они провозгласили у входа в мечеть Аль-Акса, что “Мухаммед мертв и все его потомки – женщины”. Израиль, иудаизм и евреи оскорбляют ислам и мусульман. “Пусть никогда не уснут малодушные”».
Ст. 32: «После Палестины сионисты мечтают захватить земли от Нила до Евфрата. Переварив захваченные земли, они возмечтают о новой экспансии. И т. д. Этот план изложен в “Протоколах сионских мудрецов”, и их нынешнее поведение – лучшее доказательство тому, о чем мы говорим».
…Что же можно предпринять?
Как и в случае всех серьезных конфликтов, необходимо разработать краткосрочный и долгосрочный планы их преодоления. Очевидно, что сначала, в кратчайшие сроки, должно быть сделано всё возможное, чтобы спасти невинные жизни и никому больше не позволить – ни отдельным террористам, ни суверенным государствам – угрожать безопасности миролюбивого народа. Проявление силы нередко служит сдерживающим фактором.
Всем нам хотелось бы счесть достаточным подобный краткосрочный план. Но факт остается фактом: даже если прекратить огонь (чем раньше, тем лучше), регион останется отравленным веками религиозных страстей и, нередко, фанатичной веры – замешана ли она на заблуждениях либо нет. В итоге враждебность к Израилю сама по себе не исчезнет. Она основана на философии и незыблемой вере миллионов.
Несомненно одно: пока мы честно не выскажем жестокую правду о природе конфликта – духовно-религиозной, в противоположность политической, – мы не будем знать, как вести эту войну и как в ней победить. Можно прекратить огонь, но причины его искоренить не удастся. И потому неудивительно, что нынешний кризис начался 17 тамуза – в день, когда пали стены Иерусалима. А еще через три недели, 9 ава, были разрушены оба святых Иерусалимских Храма: первый – 2428 лет назад, второй – 1938 лет назад.
Печальнейшие дни в году, получившие название Трех недель (17 тамуза – 9 ава), – это период национального траура о святости, утраченной при разрушении Храма. Западная стена в Иерусалиме – на сегодня главный символ еврейского присутствия в Израиле – единственная сохранившаяся часть стены вокруг Храма.
В период Трех недель мы погружаемся в изучение Торы, больше предаемся молитве и добрым делам. И прежде всего, сильнее проявляется наша любовь и доброта друг к другу – в противопоставление бессмысленной ненависти, ставшей решающей причиной разрушения Храма.
О чем именно мы скорбим почти два тысячелетия подряд? Почему мы молимся о восстановлении Храма? И как связаны между собой человеческая ненависть и разрушение святого места?
Ответ в том, что Храм был не просто сооружением из кирпичей и известки. Это было окно, в буквальном смысле врата между землей и небесами. «И сделают Мне Святилище, – говорит Б-г, – и Я пребывать буду в их среде». С разрушением Храма захлопнулось окно между духом и материей, между Б-жественным Смыслом бытия и самим бытием. Представьте себе, что путник забыл, куда он идет: система теряет свое предназначение – и мир оказывается дезориентированным.
Первый признак противостояния духа материи, несоответствия бытия его смыслу обнаруживается в разладе человеческой личности. Когда человек перестает понимать смысл своего существования, раздробленность его «я» порождает беспокойство, крайнюю неуверенность и потерю чувства собственного достоинства. Крайней формой такого состояния является ненависть к самому себе – когда целеустремленная душа ненавидит бесцельную жизнь. И всё это мгновенно отражается на отношениях с другими людьми: ненависть к другому – проекция ненависти к самому себе. Уверенный в себе человек может сосуществовать с другим. Даже если он не согласен с ним или подвергается нападению, уверенный в себе человек способен видеть различие между личностью врага и его действиями.
С личностного уровня разделенность переносится на уровень коллективный – когда разделены государства, религии и народы.
Как только народ разделился, святой Храм, соединявший дух и материю, уже не мог существовать. В расчлененном мире не осталось места Храму, который отныне никому не был нужен и не выполнял своей роли…
Разделенность разрушает Храм – единство восстанавливает его. Заметим: единство на самом общем уровне. В мидраше говорится, что знай народы мира о том, как их защищал Иерусалимский Храм, они выстроили бы живую стену вокруг Храма, чтобы оберегать его от малейшего вреда!
Какой ужас и какая злая ирония в том, что нынешние бои на Ближнем Востоке – бои за Израиль и его сердце, Иерусалим, – начались и продолжаются в период Трех недель! Тем самым выявляется истинная природа войны.
Как уже сказано выше, необходимо сделать всё возможное, чтобы в кратчайшие сроки защитить невинных. Но в долговременной перспективе мы должны помнить, что эта битва – как и все прошлые битвы в истории Израиля, вплоть до разрушений Храмов вавилонянами и римлянами, – носит духовно-религиозный характер, отражая битву всей человеческой жизни.
Истинная битва за жизнь – это не битва за землю, почести или богатство. Это битва за власть духа над материей. Главный вызов, который брошен нам – не политический, а духовный. Мы должны определить для себя цель и направление. Вот почему мы скорбим о разрушении Храма и молимся о его восстановлении: мы тоскуем, мечтаем и делаем всё, что в нашей власти, чтобы воссоединиться с направлением, задачей и смыслом нашей жизни – тем, что мы потеряли около двух тысяч лет назад.
И мы наращиваем усилия, чтобы воссоединиться с нашей внутренней целью – путем углубленного изучения Торы, с помощью молитвы и добрых дел. Мы стремимся к обретению внутренней гармонии. И главное, мы делаем всё возможное, чтобы преодолеть разделенность и укрепить любовь друг к другу. До тех пор, пока мы не поймем суть нынешней конфронтации – иногда ее называют «столкновением цивилизаций», – мы будем оставаться ее жертвами и растрачивать энергию в нескончаемом, кровоточащем чудовищном круговороте.
Победителем в итоге окажется не тот, кто обладает самым мощным оружием. Победит тот, у кого самое мощное духовное видение.
И пока все миролюбивые люди скорбят о трагических потерях, молятся о прекращении конфронтации, мы должны помнить: за кратковременными вызовами вырисовывается более общая картина. Мир находится и всегда находился в состоянии войны – яростной битвы между материализмом и духовностью, между личной выгодой и высокой целью. Главной ареной этой битвы – сейчас и в течение всей истории – остается Израиль.
Итак, дамы и господа, время проснуться! «Подъем, подъем, подъем!» – так в летнем лагере нас каждое утро поднимал раздражающий звук побудки, резко обрывая наш мирный сон. Да, звук раздражающий… В этом, наверное, сила обетования «вот, не дремлет и не спит страж Израиля» – даже если сами мы можем уснуть.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru