[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 2006 ЭЛУЛ 5766 – 9 (173)
Рискованный полет по еврейским просторам
Арье Барац
Два имени Единого Бга.
Годовой круг Торы
М.: Мосты культуры; Jerusalem: Gesharim, 2004. – 384 с.
В сборник вошли статьи, написанные автором на протяжении 1999–2004 годов и представляющие собой комментарии к циклу недельных чтений Торы. Как указано в аннотации, статьи «подчинены одной общей теме: диалектике двух имен Всевышнего (Тетраграмматон и Эло-им, переводимых на русский язык как Гсподь и Бг)».
Арье Барац принадлежит к кругу тех авторов, чтение которых требует определенной подготовки и широких интересов в сфере гуманитарных знаний, хотя отправной точкой для него становятся библейский текст и раввинистические комментарии. Он явно тяготеет к философско-религиозной компаративистике: в его статьях иудейские религиозные конструкции постоянно сопоставляются с подходами античных философов, христианских и мусульманских мыслителей. А. Барац вполне уверенно ориентируется в современной литературе, в положениях западной социологии и психологии и широко использует выводы светских ученых, когда формулирует свои представления о столь сложной теме, как имена Всевышнего в их диалектической взаимосвязи.
Выбор подобной проблематики хорош тем, что как автору, так и читателю предоставляются почти неограниченные возможности в свободном полете мысли, далеко выходящей за рамки заявленной темы. Но такой полет имеет свои особенности: как результат всякого отвлеченного философствования, его итоги, выражаясь научным языком, не верифицируемы, то есть заведомо произвольны. Иногда выводы Бараца кажутся даже слишком произвольными, а некоторыми последовательными иудеями могут быть сочтены и за ересь. Например, такой: «как и мясоедство, жертвоприношение – зло, с которым Всевышний мирится». Слишком смелым, с точки зрения еврейской традиции, представляется и высказывание, что «праведники-идолослужители имеют удел в мире грядущем».
Обиднее другое: в тексте нередко встречаются ошибки и явные натяжки, обусловленные изначальной заданностью выстраиваемой картины. Так, идея ненависти к врагам вполне отчетливо прослеживается в Танахе, и Иеошуа в Нагорной проповеди вполне мог указать на нее. Вопреки мнению автора, здесь вряд ли можно говорить о «досадной ошибке». Довольно странным кажется прямолинейное утверждение, будто «Иерусалимский Храм предназначался всем народам земли в той же мере, что евреям», если учесть тот факт, что во внутренние дворы Храма неевреям входить запрещено было под страхом смерти. Когда автор отмечает, что «согласно древней традиции иудаизма продолжительность человеческой жизни не превышает ста двадцати лет», неплохо бы разъяснить, относятся ли повествования из книги Брейшис об Адаме, Шете, Эноше и других, проживших по восемьсот и девятьсот лет, к «древней традиции иудаизма».
Но все эти недоразумения не отменяют для читателя возможности увлекательного путешествия вместе с автором по бескрайнему миру еврейской мудрости.
Юрий Табак
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru