[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2006 ЭЛУЛ 5766 – 9 (173)

 

Жерар Ури. История признания

Как сообщило информационное агентство Associated Press, французский режиссер Жерар Ури, создатель картин «Большая прогулка» и «Разиня», умер 20 июля в возрасте восьмидесяти семи лет в своем доме в Сан-Тропе на Лазурном Берегу. 24 июля он был похоронен на самом престижном парижском кладбище Монпарнас. Президент Франции Жак Ширак, узнав о кончине Жерара Ури, заявил, что режиссер был частью национальной культуры, а президент Каннского кинофестиваля Жиль Жакоб отметил, что Ури обладал «редким чувством комедии, ритма, времени».

 

Жерар Ури (или Макс-Жерар Ури Танненбаум) – бывший актер, которому повезло стать известнейшим комедийным режиссером. Он был одним из последних могикан французского классического кино. Ури снимал фильмы до конца 1990-х, много работал в театре, написал книгу мемуаров. Франция отметила его заслуги званием командора Почетного легиона и избранием в Академию изящных искусств.

Жерар Ури родился в Париже 29 апреля 1919 года, до войны сыграл свои первые роли в «Комеди Франсез». В 1946 году он впервые появился на экране в фильме Жана Бекера «Антуан и Антуанетта». До конца 2003 года, когда вышел последний фильм с его участием, им были сыграны тридцать три роли в театре и кино и сняты семнадцать режиссерских работ, каждая из которых, начиная с самого первого фильма, неизменно становилась лидером французского проката. Именно ему мы обязаны открытием незабываемого тандема Бурвиль – Луи де Фюнес: с этими актерами он поставил две самые известные свои картины – «Разиня» и «Большая прогулка». Позже в его фильмах почитали за честь сниматься Жан-Поль Бельмондо, Пьер Ришар, Филипп Нуаре, Ив Монтан, Робер Оссейн.

Как ни странно, в словаре деятелей французского кинематографа о Жераре Ури говорится в весьма пренебрежительном тоне – как о ремесленнике, работавшем «в ключе развлекательного кино, диалоги которого не нуждаются в глубоком анализе». Авторы словаря не скрывают своего удивления и даже раздражения по поводу того, что, начиная с незатейливой полицейской драмы под названием «Горячая рука», снятой в 1959 году, фильмам мастера неизменно сопутствовал грандиозный успех. Можно, конечно, много говорить о том, что «его комедии, в основу которых положены добротные сценарии, обладают несомненными техническими достоинствами», но это никоим образом не объясняет феномена Жерара Ури. А феномен был. И какая разница, в каком жанре работал мастер, если и сегодня, спустя почти пятьдесят лет, его фильмы не только помнят, но и любят люди самого разного возраста и социального статуса. Он жил и работал именно для того, чтобы этим людям было приятно провести пару часов перед экраном.

Ему не повезло: безошибочно чувствуя флюиды и запросы массовой публики, он работал не в Голливуде (хотя и снялся в нескольких американских фильмах), родился и жил во Франции, а выпустил свою дебютную режиссерскую работу в 1959 году, когда появился манифест молодой радикальной режиссуры – фильм Годара «На последнем дыхании»…

В 1958 году на съемках он познакомился со звездой французского экрана Мишель Морган, ставшей спутницей его жизни. Дочь Ури Даниэль Томпсон была соавтором нескольких его сценариев, а сегодня стала и режиссером. Ее «История любви» с Жаном Рено и Жюльетт Бинош в главных ролях имела огромный успех не только во Франции, но и во всем мире. Достаточно сказать, что этот фильм целый год не сходил с экранов московского Киноцентра. Теперь же в титрах фильмов Даниэль Томпсон мы видим в качестве сценариста Кристофера Томпсона – внука Жерара Ури. Видимо, творческий талант чувствовать настроение публики и способность четко представить себе ее желания передается в их роду по наследству.

Николай Мельников

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru