[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2006 ЭЛУЛ 5766 – 9 (173)

 

Олег Шейнцис. Народный художник

По сообщению официального сайта театра Ленком, 16 июля от сердечного приступа скоропостижно скончался главный художник театра народный артист России и лауреат Государственных премий Олег Аронович Шейнцис. Ему было пятьдесят семь лет.

Он оформлял такие постановки, как «Жестокие игры», «Юнона и Авось», «Три девушки в голубом», «Оптимистическая трагедия», «Диктатура совести», «Мудрец», «Поминальная молитва», «Чайка», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Варвар и еретик», а также спектакль «Гамлет». Он также оформлял спектакли в Лондоне и Тель-Авиве, Флоренции, Софии, Братиславе, сотрудничал с рядом московских театров, киностудиями и руководил мастерской в Школе-студии МХТ.

Олег Шейнцис родился 2 января 1949 года в Одессе. Окончил Одесскую художественную школу и Театрально-художественное училище, после чего некоторое время работал архитектором. Перебравшись в Москву, в 1977 году Олег Аронович окончил Школу-студию им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТе им. Чехова. В том же году он начал активно сотрудничать с Театром им. Ленинского комсомола (нынешний Ленком), а три года спустя был назначен главным художником театра. Имея опыт работы архитектором, Шейнцис всегда воспринимал сцену не столько как художник, сколько как конструктор. При этом он рассказывал, что никогда не мог установить точные размеры сцены: каждый раз длина и ширина оказывались… разными, поскольку театр слишком насыщен нервной энергией, чтобы оставаться неизменным.

Шейнцис был художником-философом. Для театрального художника это, возможно, самая естественная форма существования, ведь он имеет дело с пространством и временем. Впрочем, у Шейнциса пространство всегда жило своей собственной жизнью, время спектакля изменяло пространство до неузнаваемости, заставляя меняться и актеров, перековывая знание зрителей об актерах, о театре, о самой жизни. Так вышло, что среди последних работ Шейнциса две были об ином, потустороннем мире – с «заглядыванием за край»: в «Плаче палача» он изобразил выбеленный, освещенный белым светом вокзал, в «Шуте Балакиреве» – вздыбленный помост, где встречается со своими товарищами по государственной реформе царь Петр. И в обоих случаях это был мир неисчезающих сущностей. Таким увидел его, на такой понадеялся Шейнцис – человек, который, готовя очередной спектакль, ночи напролет просиживал в мастерской, курил сигарету за сигаретой, пил черный крепкий кофе и отдавал себя всего, без остатка, работе. Соавтор лучших спектаклей Марка Захарова, для которого Захаров придумал особое «звание»: на афишах Шейнцис значился сценографом-постановщиком, наравне с постановщиком-режиссером.

Сценография Шейнциса была не просто изобретательна и метафорична: его отношения со сценой были фантастически дерзкими. Он то вторгался в коробку сцены с грохочущими и лязгающими механизмами, то «одушевлял» ее живой белой лошадью, то сочинял коллаж из всех старых спектаклей театра, то прятал под кровать старую обувь и заляпывал этикетки лекарственных пузырьков жирными пятнами: такую культуру сценографии, как в Ленкоме, невозможно было увидеть ни в одном другом театре… Он постоянно желал чего-то принципиально нового в каждом спектакле, что приносило немалое огорчение дирекции: для одного спектакля ему нужен был подъемный механизм, и он ломал потолок, для другой постановки требовались глубочайшие люки, и он рыл землю под сценой, куда проваливались детали оформления. В третьем спектакле сама декорация начинала двигаться – вести себя абсолютно нештатно... Он первым на нашей территории – в «Юноне и Авось» – ввел лазер в театре. И вообще, в каждом спектакле Шейнцис что-то делал первым.

Он сочинил для национальной театральной премии «Золотая маска» приз – изящную, «венецианскую», игривую и женственную, как сам театр, маску. Первую партию он даже сделал собственноручно, пытаясь передать «очарование глаз с дьяволенком в уголочке». Шейнцис дважды получал свою маску сам – за ленкомовскую «Чайку» и за спектакль Большого театра «Любовь к трем апельсинам».

В последнее время мастер уделял большое внимание преподавательской деятельности в Школе-студии МХТ. Он учил своих студентов быть не дизайнерами, не оформителями, а полноправными участниками театрального процесса, определяющими его направление.

Николай Мельников

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru