[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2006 ЭЛУЛ 5766 – 9 (173)

 

СириЯ и Палестина под турецким правительством в историЧеском и политиЧеском отношениЯх

Константин Базили

В конце 70-х годов в букинистическом магазине на Котельнической набережной попалась мне на глаза книга, изданная в середине прошлого века: К. Базили «Сирия и Палестина под турецким владычеством». Время было антисионистское: наиболее авторитетному «кумранисту» профессору Давиду Амусину в библиотеке не выдали на прочтение брошюру 1915 года «Израиль в Египте». Слово «Палестина», видно, не возбранялось. Я уплатил за раритет 50 копеек и стал обладателем текста, написанного российским резидентом. Колоритным, соответствующим эпохе русским языком автор повествует о политическом состоянии региона в первой половине XIX века.

Наибольшее впечатление на меня произвели страницы о народах и племенах и, разумеется, о межэтнических конфликтах: христиане резали мусульман, друзы – христиан, шииты против суннитов. И вместе они грабили и убивали евреев. Рушились города, горели деревни, поля и сады.

Когда через несколько лет после моего знакомства с книгой разразилась очередная война на Ближнем Востоке, для меня это было продолжением уже известной многовековой распри. Накал ненависти в многонациональном Ливане вдохновлял тамошние племена по-прежнему. Даже кланы и фамилии действующих лиц были те же. Армия обороны Израиля в 1982 году вошла в Ливан, чтобы защитить свои границы.

Сегодня вновь полыхает война. И, как прежде, российское радио вещает, что все проблемы региона возникли 60 лет назад – т. е. по возрождении еврейской государственности. Но мы вновь обращаемся к бесстрастным текстам стороннего наблюдателя XIX столетия и читаем их как современную хронику.

В 1962 году книга «Сирия и Палестина...» была издана Издательством восточной литературы. Правда, в книгу не попали главы т. н. «Статистических заметок» о различных конфессиях и религиях региона, включая, естественно, и евреев.

Теперь в полном виде переиздание ставшей столь актуальной сегодня книги готовится в издательстве «Мосты культуры», а читателям журнала предлагаются отрывки как из издания 1962 года, так и из аутентичной книги года 1875-го.

Михаил Гринберг

…В первые месяцы 1845 г. разбои, убийства и злодеяния всякого рода размножились по южным округам Ливана. Обе партии, готовые к войне, обвиняли в том одна другую и попеременно являлись с жалобами к пашам. Друзы старались привлечь к себе турок воззваниями о своей покорности и преданности и тем обеспечить себе их содействие, но они не соглашались на те уступки, которые предписывала им Порта для удовлетворения притязаний христиан. Христиане хотели только усыпить внимание правительства, выставляя себя жертвами самоуправства и корысти шейхов.

Случилось, что в феврале были розданы христианам новые милостыни (около 30 тыс. руб. серебром), собранные в Австрии в пользу жертв междоусобий 1841 г. Раздача производилась чрез маронитское духовенство, и вся сумма послужила к закупке оружия и снарядов. Комитет дейрэлькамарский, с одной стороны, сочинял слезные просьбы к пашам и к агентам великих держав от имени христиан, угрожаемых злым умыслом друзов, а с другой – подстрекал к взрыву новых междоусобий в оправдание своих жалоб. Умы были до того разъярены, что семидесятилетний маронитский священник был задушен на большой дороге своими родными за то, что он в противность приказу, данному комитетом о прекращении всякой связи с друзами, навестил одного шейха, некогда его благодетельствовавшего. Всего более потворствовала видам заговорщиков безнаказанность всех преступлений, власть каймакамов была совершенно бессильна, а правительство не решалось употребить строгие меры.

По представлению консулов великих держав Эсад-паша в продолжение февраля посетил сам Дейр эль-Камар, чтобы лично исследовать расположение умов на Ливане и предупредить взрыв. Везде встречали его со знаками покорности и нелицемерного уважения. Народ среди всех своих треволнений умел ценить личные качества, ум, строгий нрав, беспристрастное и бескорыстное правосудие Эсада, благороднейшего, едва ли не последнего типа турецкого вельможи старого времени. Всё христианское народонаселение Дейр эль-Камара вышло к нему навстречу в полном вооружении, а при въезде его в город женщины и дети на террасах домов пели песни в его честь, сыпали цветы по пути его и опрыскивали его розовой водой. Старшины положили к его ногам свое оружие, объясняя, что они дерзнули идти к нему навстречу вооруженными, во знамение постоянной тревоги, в которой проводили они жизнь в горах, под страхом злого умысла друзов.

Всё это было заучено. Христиане старались теперь выказать себя усердными и верными рабами, чтобы склонить на свою сторону весы турецкого правосудия. Порта не сумела воспользоваться обстоятельствами, столь благоприятными для утверждения своего законного влияния в горах. Поездка Эсад-паши в Дейр эль-Камар, его советы, обещанное им правосудное внимание к обоюдным жалобам христиан и друзов произвели спасительное впечатление. Но в это время Порта сменяла Эсад-пашу и предписывала ему ехать немедленно в Бурсу, место, назначенное для его ссылки.

<…>

Отъезд Эсада и прибытие его преемника Веджиги, управлявшего дотоле Халебским пашалыком, послужили будто сигналами к открытию войны. И первые пожары ливанских селений загорались в виду Бейрута.

<…>

 

Неприятельские действия открылись на реке Дамуре, по большой дороге из Бейрута в Сайду. Там случилась обычная ссора между погонщиками-друзами и маронитами. Отголосок перестрелки поднял на ноги все южные округа. В этот раз христиане были готовы к наступательным действиям. Жители Джеззина, богатого и живописного округа, населенного почти исключительно маронитами, ворвались в соседний округ Шуф, сожгли много селений, разбили и рассеяли друзов и уже приступали к Мухтарскому замку, где защищался ненавистный им шейх Саид Джумблат. В то же время христиане Метена, пограничного округа между друзами и маронитами, поднимались массами на поселенных между ними друзов, жгли, грабили и умерщвляли безо всякой пощады.

В один и тот же день все свирепства, все ужасы злейшей междоусобной войны объяли южные округа Ливана. В каждом селении дрались христиане с друзами, а победители жгли дома побежденных. Была пора урожая шелковичных червей. Шейхи-друзы, чтобы отвлечь своих вассалов от занятий по хозяйству и заставить их идти на защиту своего племени, стали сами сожигать и шелковичных червей, и коконы. С другой стороны, они взывали о защите у пашей и у войска турецкого, занимавшего Бейт эд-Дин.

Около недели продолжалось торжество христиан. По всему Метену, в Джеззине и в половине селений округа Шуфа не осталось ни одного друза; одни пали, другие спасались в соседние округа, их имущество было разграблено, дома сожжены. Затем одолели друзы, в свою очередь, стали и они губить христиан, грабить и сожигать, так что в промежуток двух недель этой неистовой оргии в семидесяти живописных, цветущих, богатых селениях Ливана не осталось ни одного дома. Из Бейрута можно было следить глазом за ходом войны, днем – по облакам дыма, клубившимся попеременно над вершинами гор, ночью – по пламени, бежавшему из одного селения в другое по скату гор.

<…> Можно было опасаться, что если бы марониты восторжествовали, то анархические их стремления направились бы впоследствии противу правительства, подобно тому как друзы подняли оружие на пашу в 1842 г. вслед за своей победой над маронитами. По законам человеколюбия и здравой политики и по соображению всех внутренних и внешних обстоятельств туркам надлежало во всяком случае соблюсти строжайшее беспристрастие между двумя воюющими племенами. Достаточно было повелеть, чтобы все ватаги рассеялись по своим селениям под страхом наказания всякого горца, встреченного с оружием вне своего селения. Патрули регулярных войск могли бы обходить горы по всем направлениям и без труда рассеять обе партии. Но турки всего более опасались за свое войско. Опасения эти служили личиной коварного расчета. Они равно были озлоблены и на друзов, и на христиан ливанских. По их мнению, оба племени были не довольно истощены в залог своего повиновения.

<…> Вместо того чтобы соблюсти строгое беспристрастие, паши решились искать подпоры в одной из двух воюющих партий. Весы, очевидно, клонились опять на сторону друзов. Коренное олигархическое их устройство и даже народный их нрав представляли более надежные поруки, чем буйные страсти, господствовавшие в христианском лагере. Шейхи и эмиры были чужды этого народного стремления христиан, грозившего потопом всему феодальному дворянству и руководимого тайными происками маронитского духовенства и приверженцев отпадшего княжеского дома. Комитет дейрэлькамарский мог управлять происками, но не военными действиями. К тому же марониты под роковым влиянием безначалия не замедлили навлечь на себя гнев пашей. Между тем как сами они вопияли к туркам о защите, был ими захвачен провиант, отправленный под конвоем из Бейрута в лагерь Веджиги-паши, а в перестрелке с друзами в селении Курнайле убит ими вахмистр турецкого отряда, поспевшего туда, чтобы рассеять обе партии. Это преступление или, может быть, этот случай раздражил всё войско турецкое противу христиан и обеспечил друзам сверх благосклонности паши, основанной на политическом расчете и религиозном негодовании против гяуров за измену войску, посланному с мирным словом.

Штурм Акко.

Шейхи-друзы воспользовались ошибками своих соперников. Паша приглашал в лагерь всех шейхов и эмиров обоих враждебных племен. Марониты не являлись, одни – по недоверию к туркам, другие – по сочувствию собственного бессилия на массы своих единоверцев. Друзы, напротив того, предстали к паше и под благовидным предлогом содействия к прекращению междоусобий стали из турецкого лагеря направлять движения своего племени.

Благоприятствуемые турками друзы продолжали повсюду карать злополучных христиан. Сайда и Бейрут наполнились жертвами ливанских междоусобий. Маронитский патриарх умер со страха при известии о приближении ватаги друзов к Кесруану. Между тем в знак своего беспристрастия и в удовлетворение жалоб консульств великих держав паша повелевал в один и тот же день казнить в Бейруте друза, пойманного в зажигательстве христианских домов, а на горах в лагере – христианина, обвиненного в упомянутом нами убийстве турецкого вахмистра. Виновника нельзя было отыскать в толпе сражающихся, но зрелище казни было необходимо для удовлетворения озлобленного войска. Казнили первого, кто попал.

<…> Как только открылись новые ливанские междоусобия, друзы антиливанские призвали к себе этого знаменитого злодея и обещали ему свое пособие на Ливане с тем, чтобы он им предварительно помог казнить хасбейских христиан и подчинить их власти шейхов. Свирепый Абу Накид набрал шайку более 3 тыс. друзов хауранских, курдов, бедуинов и всякого сброда. Он обнародовал султанский поддельный фирман (поддельный документ. – М. Г.), которым повелевалось всем правоверным восстать на побиение христиан. Предшествуемый ужасом своего имени, налетел он, как коршун, на Хасбею. Эмир Саад эд-Дин посоветовал христианам спасаться бегством. Они отступили со своими семействами по дороге в Дамаск, чтобы просить защиты у паши, но друзы хасбейские, присоединившись к ватаге Абу Накида, обступили христиан в одной из антиливанских долин, где были они расположены на ночлег, отрезали им дорогу в Дамаск и ударили на них. Отчаяние вселило храбрость в несчастных, они долго защищались, несколько сот пали, другие успели спастись в Захле. Неподалеку оттуда был расположен лагерь Веджиги-паши. Абу Накид со своей ватагой и с хасбейскими друзами, насытившись грабежом в покинутом христианами городе и в целом округе, осквернили церкви, закололи священников у алтарей, превзошли свирепствами ливанских своих единоверцев.

Что же, после всех этих злодейств Абу Накид был ласково принят Веджиги-пашой, одет в почетный кафтан и, будто загладивши новыми своими преступлениями те преступления, за которые Эсад-паша два с половиной года не дозволял ему ступить ногой на Ливан, получил теперь всепрощение от преемника правосудного Эсада. Приписать ли это ослеплению паши или, может быть, дележу хасбейской добычи? Всем своим поведением в междоусобиях ливанских племен наместник Порты оправдал самые черные предположения народной молвы, а что еще хуже – внушил убеждение, что и Порта радовалась бедствиям горцев. Порта оправдывалась пред посольствами великих держав, слагая всю вину на происки Шихабов. Чтобы разрушить влияние старого эмира Бешира, который из столицы путал ливанские дела и наводил на правительство новые хлопоты, отправляли его в ссылку со всем семейством в Кастан-Болу, в Малую Азию. Тогда-то сыновья и внуки эмира, и прежде всех эмир Эмин (Эмин значит Верный), на которого преимущественно возлагали свои упования приверженцы Шихабова дома, один за другим отреклись от новой своей веры, в которой даже иные из них были рождены. Шихабы возвращались теперь к вере своих предков, чтобы тем угодить правительству, точно так, как лет за тридцать пред тем принимали они в горах крещение, чтобы обрести в христианских племенах Ливана опору противу своих буйных вассалов. К чести старого эмира Бешира скажем, что он не осквернил своих седин отступничеством. Он доселе пребывает в христианском законе и смиренно живет в Бурсе, куда он был впоследствии переведен для перемены климата.

На Ливане между тем друзы продолжали губить христиан в глазах пашей и войска, а Веджиги делал в своем лагере артиллерийское учение, чтобы громом холостых зарядов разогнать их полчища. На горькие упреки и на настойчивые жалобы генеральных консулов он отвечал напыщенной исповедью о своем беспристрастии, о своем человеколюбии, о чистоте своих намерений. Он обвинял христианских старшин и самого каймакама в том, что они не соглашались явиться к нему в лагерь для переговоров с друзами, и потому предлагал консульствам великих держав быть посредниками и дать свое поручительство в безопасности и неприкосновенности старшин христиан и друзов для съезда их в Бейрут на заключение перемирия.

Еврейская семья на горе Сион.

Гравюра. Иерусалим, 1842 год.

Таким образом, открылись переговоры в Бейруте при поручительстве агентов великих держав в конце мая, и мало-помалу были уняты неистовства в горах. Но основной вопрос об управлении так называемых смешанных округов, два раза бывших театром междоусобий, не мог быть решен. По крайней мере все согласились остаться в покое и ждать новых распоряжений Порты.

Едва прекратились междоусобия друзов с маронитами в южных округах Ливана, произошли смятения в северных округах по поводу избрания нового патриарха маронитского. Смятения эти служили выражением внутренней борьбы между олигархическими притязаниями шейхов и новыми наклонностями в народе.

Аристократия домогалась в пользу кандидата своего племени сана маронитского патриарха, дабы затем все прибыльные должности по управлению церковным имуществом достались на долю духовным лицам из дворянского рода и послужили бы источником обогащения ленивых шейхов. Церковь маронитская богата, но масса духовенства пребывает в нищенстве и, обрабатывая собственными руками монастырские угодья, едва снискивает себе насущный хлеб. Злоупотребления эти всегда существовали, они сделались ощутительнее по мере политического влияния, приобретенного духовенством в последовательных переворотах горских племен. Всё лето бушевали марониты, духовенство и миряне. Собор епископов выдерживал осады противу мирян и монахов, вооруженных дубинами, пока наконец олигархия успела провозгласить своего кандидата из рода шейхов Хазен при содействии французских агентов и римских булл. Не менее того нанесен этой борьбой сильный удар патриархально-аристократическим преданиям маронитов, подобно тому как междоусобия южных округов, несмотря на торжество шейхов-друзов в 1841 и 1845 гг., служат предзнаменованием неминуемого их падения.

<…> За исключением Халебского пашалыка, где в это время стоял Аравийский военный корпус, вся остальная Сирия томилась в анархическом омуте под влиянием ливанской бури. Племена мутуалиев в Баальбекской долине раздирались семейной враждой древнего владетельного их дома эмиров Харфуш. Их повиновение пашам ограничивалось платежом подати, а платеж был только тем обеспечен, что эмиры, разделенные на две враждебные партии, поочередно являлись в Дамаск искать друг против друга покровительства у паши. Другие племена мутуалиев, населяющие живописные долины и покатости последних отрогов Ливана между Сайдой и Суром, заразились духом своих ливанских соседей и составили между собой конфедерацию, с условием платить пашам положенную подать, но не допускать никакого вмешательства во внутренние свои дела. Никогда их шейхи, потомки знаменитого Насифа Нассара, не являлись в города; никогда не принимали они внутрь своего округа ни чиновников Порты, ни турецкого войска. Многочисленные шайки разбойников обегали Галилею. Изуверство мусульман заставляло всё христианское народонаселение Назарета бежать в Акку. Мехмет-паша Кюпрузли, комендант крепости, воспитанный в Париже, до того уронил правительственную власть, что собственные его наездники, вместо того чтобы укрощать разбои в подведомственном округе, отказались от службы, стали грабить селения, а когда паша успел захватить и посадить в тюрьму некоторых из них, остальные среди дня бросились в крепость и их выручили.

В Самарии (в горах Набулусских) междоусобная война Абд эль-Хади и Токанов продолжалась с 1841 г. и становилась с каждым годом злее и кровопролитнее. В Иудейских горах классическая вражда древних партий кейси и иемени имела своих представителей в шейхах Самхан и Абу Гош. Шейх Мустафа Абу Гош, знакомый всем нашим (российским. – М. Г.) поклонникам страж ущелий, ведущих в Иерусалим, бунтовался и умерщвлял двух муселимов, назначенных от иерусалимского паши. В Великой пустыне была засуха; несметные рои бедуинов прилетели искать пастбищ у южных пределов Палестины и там дрались между собой и прерывали сухопутные сообщения Сирии с Египтом, пока наконец Мухаммед Али египетский принял меры для их удаления. С восточной стороны Сирии по всему пространству Великой пустыни от Хомса до Галилеи прикочевали на рубеж населенных округов другие племена бедуинов, вытесненные засухой от берегов Евфрата и от Аравийских степей. За два года перед тем турецкий паша, который вел караван в Мекку, поправши законы гостеприимства, вероломно умертвил в своем лагере шейха одного кочевья. С того времени вся пустыня кипела негодованием на турок и грозила пресечь сообщения между Дамаском и Меккой. Затем турки успели посеять раздоры между кочевыми племенами и выставить молодого и предприимчивого шейха Мухаммеда Духхи и конфедерацию многих племен, признавших его своим главой, против другого шейха, стошестнадцатилетнего Насифа Шилаан, который до того времени был облечен правом конвоя над караваном Мекки. Враждебные племена расположились в числе, может быть, полумиллиона душ по соседству Дамаска и там воевали между собой, грабили селения и питались сами и их стада недозрелыми жатвами.

Таково было состояние Сирии под турецкими пашами после пятилетнего бесспорного владычества. Повсюду отзывалось пагубное влияние ливанских смут и бессильных или коварных попыток Порты к устройству правления горских племен.

Издательство восточной литературы. М., 1962

 

ЕВРЕИ

 

...В Аравийской пустыне между кочевьями бедуинов есть племя иудеев, известных под именем рехибитов, которые или остались там со времени странствия Моисеева, отделившись от своего народа, по сказанию нынешних иерусалимских раввинов, или обратились в кочевую жизнь под римскою опалою. Известно только, что они усердно сохраняют Моисеев закон и не смешиваются с другими бедуинскими племенами, хотя по языку, по нравам и по образу жизни ничем от них не отличаются. Нынешние евреи Сирии и Палестины переселились сюда из Европы и из Африки. Это потомки другого поколения изгнанников, принужденных покинуть Западный полуостров Средиземного моря от гонений католических государей и искать приюта у мусульман, вдоль разбойничьего берега Африки. Путем этим возвращались они к тому Восточному берегу, который был некогда дарован их дедам Ие-говою и который не престает чрез тридцать веков почитаться идеальною родиною скитальческого потомства. В наше время переселение евреев в Палестину усиливается. Ежегодно приезжают сюда па постоянное жительство евреи из других турецких областей, из варварских владений, из Германии, из России. Удобства сообщений и слух о веротерпимости и гражданском благоустройстве на Востоке тому благоприятствуют. Заметим еще, что журнальные рассказы о каких-то небывалых переговорах между султаном и богатыми банкирами израилева племени об уступке им Палестины оживили мечтательные надежды о восстановлении Иудейского царства и о возобновлении храма. Едва ли со времен отступника Юлиана, и причудливого его призыва к еврейскому народу, и троекратной попытки против Б-жиих судеб к возобновлению разрушенного храма, едва ли мечтательные эти ожидания, сопряженные с духовными надеждами Израиля, были когда-нибудь так живы, как в наше время.

Давид Робертс. Яффа.

Польские евреи ожидают корабль после завершения своего паломничества в Иерусалим.

Из числа 4000 семейств, населяющих ныне Иерусалим и другие палестинские города, преимущественно Табарию, Саффет и Халиль-Рахман (древний Ефрон), едва ли начтется сто или двести, которых деды родились бы в сей стране. Переселенцы европейские и евреи турецко-подданные составляют два общества, отдельные одно от другого, и имеют особые синагоги и особое управление. Турецко-подданные, за исключением тех, кои давно поселены в Сирии и уже приняли в разговоре язык арабский, употребляют между собою, как и все их единоверцы в Турции и Африке, испорченный испанский язык. Европейские переселенцы принимают уже костюм восточный, но сохраняют свой испорченный немецкий язык. Первые управляются своим раввином, который служит и политическим представителем народа у властей, имея титло Хахам-баши; вторые признают духовным своим главою раввина, назначаемого от амстердамской конгрегации, особенно пекущейся о восточных евреях. Вообще евреи много терпят в Иерусалиме, как и во всей Турции, от нерасположения к ним мусульман и других народов. Гонениям от властей они не подвержены, благодаря презрению к ним турок и своей бедности. Меж тем как поклонники других народов шумно празднуют в Иерусалиме свою Пасху, евреи, старики и старухи, собираются на плач в уединенной улице Иерусалима, где, по народному поверью, сохранились обломки храмовой стены.

Иерусалимские евреи в национальных костюмах.

Литография.

Палестинские евреи живут почти все пособиями от родственников, пребывающих в Европе, и милостынею. Предположительно можно думать, что около 25 000 руб. сер. доставляется им из России чрез поклонников и раввинов, наряжаемых на сбор. При суммах препровождается записка с назначением, сколько следует внести в казну синагоги и на училища и сколько каждому лицу поименно. Из Западной Европы деньги доставляются векселями при строжайшей отчетности, особенно с того времени, как маркиз Монтефиоре, зять Ротшильдов, навестил дважды своих единоверцев палестинских и назначил пособие на синагогу, на богадельню, на содержание врача для еврейского народа, дабы тем предостеречь их от благотворений англиканской миссии и от проповеди. Заметим, что палестинские евреи, при всей скудости своих средств, особенно пекутся о своем духовном воспитании. Воспоминание о знаменитой Тивериадской синагоге, где 1000 молодых тружеников слушали толкование закона у великого раввина Гилеля, прозванного новым Моисеем, которая процветала по падении царства, в эпоху, известную в Талмуде под именем Западного плена, воспоминания эти привлекают теперь много евреев в Табарию (древнюю Тивериаду). Саффет, расположенный на ближних горах, населен также почти одними еврейскими переселенцами. Под египетским владычеством оба эти города были постигнуты сугубым бедствием: жители окрестные, мусульмане и друзы, прельщенные возрастающим благоденствием еврейских колоний, внезапно напали на них и ограбили 700 или 800 беззащитных семей. Несколько недель спустя страшное землетрясение погубило много несчастных под развалинами ограбленных их жилищ. Так как в числе жертв было много русских евреев, то по настоянию нашего консульства Мехмет-Али забрал с грабителей около миллиона пиастров для раздачи ограбленным евреям. В Явне, которую раввины по падении Иерусалима называли рассадником закона по бывшим в ней синагоге и синедриону, теперь едва укрывается несколько бедных евреев, равно как и в Кайфе и в Акке; но ни в одном селении нет еврея земледельца. Это непреоборимое отвращение еврейского племени повсюду, и в самой стране, почитаемой заветным его наследием, от земледельческого труда, сей основы гражданского общества, сей заповеди, выраженной в первом Откровении, было, кажется, совершенно упущено из виду мечтателями о восстановлении Иудейского царства.

Еврейский переводчик британского консула учит детей.

Рисунок Давида Уилки. Иерусалим,1840 год.

В Дамаске считается 600 семейств еврейских, в Алеппе еще более. Их можно назвать туземными по давности пребывания их рода в Сирии. По языку и по образу жизни они слились с арабами, сохранивши только наследственную печать физиономии и характера, которыми отличаются евреи от всех племен земного шара и которые не покоряются влиянию ни климата, ни гражданского быта, и упорны, как и религия этого удивительного народа. В помянутых двух городах есть между евреями богатые банкиры и купцы. В начале 1840 года великое бедствие постигло богатых евреев Дамаска: пропал без вести капуцин отец Фома. Подозрения толпы пали на евреев; вспомнили старое поверье о крови, взимаемой евреями с христиан для каких-то обрядов религиозных. Французский консул прибегнул к турецкому правосудию. По его настоянию почетнейшие между дамасскими евреями подверглись жесточайшим пыткам и составлено следственное дело с целью юридическим образом доказать истину страшной тайны крови. Дело это возбудило много прений в журналах и в законодательных собраниях Англии и Франции.

Еврейка с ребенком.

Литография Давида Уилки. Палестина, 1842 год.

Часть II. Издание второе. С-Петербург.

Типолитография А. Е. Ландау. 1875

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru