[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2006 ЭЛУЛ 5766 – 9 (173)

 

Главный раввин России Берл Лазар

заявление

23 июля обращение к российским евреям с призывом молиться за народ и армию Израиля.

«В эти дни наш народ, наши братья в стране Израиля переживают тяжелые времена. Международный терроризм захватывает евреев в заложники, обрушивает тысячи ракет и артиллерийских снарядов на еврейские города. Десятки мирных людей погибли, сотни ранены. Сегодня каждый должен задать себе вопрос: что он может и должен сделать, чтобы помочь нашим братьям и сестрам? Наши единоверцы в стране Израиля уже много раз вынуждены были вести войны, чтобы защитить еврейское государство от уничтожения, а народ от истребления». Уроки трагических дней еврейской истории учат: первое, что необходимо сделать, – это «сплотиться ради защиты Израиля». Никакие разногласия политического, общественного или личного характера не должны помешать в достижении цели. «Одним из важнейших свидетельств единства нашего народа является цдока – помощь нуждающимся, – продолжает раввин. – Цдока показывает Всевышнему, что Его дети дружат между собой, заботятся друг о друге, и тогда Он Сам позаботится о нас, поможет нам. Важной заповедью, которую следует особо блюсти в эти трудные дни, является надевание тфилин… Если у вас есть свои тфилин, надевайте их каждый день во время молитвы, если нет – идите молиться за наших братьев в синагогу, там вам обязательно помогут надеть тфилин».

«Еще одна важная заповедь – это мезуза на дверном косяке, защищающая наши дома от всякого зла. Если у вас ее нет – обратитесь в синагогу или к вашему раввину. Если у вас уже есть мезуза, помогите другим евреям, подарите им мезузу и позаботьтесь о том, чтобы она была прибита, как велит традиция».

Главный раввин России призвал 25 июля «всех евреев собраться в синагогах своих городов на совместную молитву “минха” за жизнь и благополучие наших братьев в Израиле, за их избавление от террористической угрозы». Он подчеркнул, что в этот день – «малый Йом Кипур», день перед новомесячьем – «молитва особенно слышна».

 

Обращение в связи с траурным днем Девятого ава.

«Скорбь по поводу разрушения Храма – это не только и не столько печаль по утраченному зданию, которое в древние времена стояло на горе в Иерусалиме. Иерусалимский Храм имел в первую очередь духовное значение. Это было место, где Б-г присутствовал наиболее явно, свидетельством чему становились чудеса, которые Он являл в Храме».

«После разрушения Храма Создатель уже не является на этом месте, – продолжает раввин Лазар. – Разумеется, Б-г был и остается везде в мире, но Он сокрыл от нас Свое лицо. И последствия этой трагедии мы ощущаем до сих пор в тысячах бед и конфликтов, которые переживает мир». Главный раввин России полагает, что «наши молитвы на Девятое ава отражают и глубокое осознание реалий сегодняшнего дня. Сейчас у евреев вновь есть свое государство на земле Израиля, есть армия, которая защищает это государство от врагов. Почему же мы продолжаем вспоминать о разрушении Храма и об изгнании? Да потому, что изгнание как уменьшение возможности напрямую чувствовать Б-га никуда не делось. Оно находится у человека внутри. Еврей может жить в Иерусалиме и быть более “изгнанным”, отдаленным от Б-га, чем его единоверец где-нибудь в Сибири. Царь Давид сравнивает это чувство сокрытости Б-га со сном. Об этом он говорит в псалме 126: “Когда возвратит Г-сподь из плена детей Сиона, <всё пережитое> покажется нам сном”. Что имеется в виду? Во сне человек не способен понять, где реальность, а где иллюзия, где правда, а где морок. Мы знаем, что единственная подлинная реальность – это правда Б-жья. Когда был Храм – человек мог идти к Б-гу и Его правде прямым путем. После разрушения Храма путь к правде усложнился, он лежит через многочисленные препятствия, через преодоление иллюзий. Поэтому, когда мы просим Б-га вернуть Храм, мы имеем в виду возвращение прямого присутствия Б-жьего, воцарение Его правды, мир, в котором нет места злу, терроризму, экстремизму, многочисленным порокам нашего времени. Чтобы отстроить Храм заново, его нужно отстроить в сердце каждого человека. И это произойдет, когда придет Мошиах, когда все народы будут молиться Б-гу Единому, прекратятся войны и люди будут относиться друг к другу на основе заповеди любви к ближнему. Тогда исполнятся наши упования, и Храм будет восстановлен во всем своем блеске и величии».

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

E-mail:   lechaim@lechaim.ru