[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АВГУСТ 2006 АВ 5766 – 8 (172)
ХОЛОКОСТ
Ред. У. Лакёр, Ю. Т. Баумель
Холокост: Энциклопедия
М.: РОССПЭН, 2005. – 808 с.
Нет ничего проще, чем написать рецензию на энциклопедию, и нет ничего сложнее, чем написать рецензию на энциклопедию. С одной стороны, перед нами свод статей, более или менее полно раскрывающих понятия, вынесенные в заголовки. С другой – сколько бы ни говорили авторы о своей объективности, всегда существует концептуальный подход, новое осмысление и новые оценки известных ранее фактов, которые нелегко примирить с устоявшимися представлениями. Холокост – это уникальное, исключительное явление истории, организованное и проведенное чудовищами в человеческом облике, или же закономерный итог социально-политических, экономических, демографических и культурных процессов нашего бытия? Можем ли мы принять и осознать, что организаторы и исполнители – люди, в общем-то, той же культуры и ментальности, что и жертвы? История Холокоста – это горы трупов, перечисление «где и сколько» или история героизма и сопротивления? По правде сказать, материалов для «где и сколько» имеется гораздо больше, чем для повествований о героизме, но тем рельефнее выглядят примеры такового. Более того, современная концепция Холокоста понимает его прежде всего как героическое сопротивление, ведущееся невоенными средствами: люди, поставленные в бесчеловечные условия и обреченные на вымирание, сумели выжить в этих условиях, до последнего момента развивая различные формы общинной и культурной жизни даже в условиях гетто и концлагерей.
Главный редактор издания Уолтер Лакёр, известный у нас великолепной монографией «История сионизма» и статьями по различным аспектам терроризма, провозглашает своей целью максимально полное представление фактов в соответствии с современным состоянием исторической науки. И главное, что следует сказать, – он и его коллеги (у энциклопедии примерно сотня авторов) оказываются на высоте поставленной задачи. Энциклопедические статьи – это названия стран и городов (от «Австрия» до «Яссы»), имена и понятия, события и учреждения: рассказ ведется подробный, детальный, со множеством дат и надежной, проверенной фактографией. Мы узнаём историю евреев периода Холокоста в каждой стране, официальную и неофициальную реакцию правительств на еврейские проблемы. Мы узнаём о законопослушных гражданах, становящихся соучастниками или жертвами геноцида, а также о чиновниках, решительно преступавших свои инструкции и полномочия, чтобы спасти людей и остаться в ладу со своей совестью, хотя это стоило им карьеры, а порой и жизни. Мы узнаём о палачах-энтузиастах и праведниках народов мира, о том, как тема Холокоста отображалась в произведениях искусства и книгах выдающихся мыслителей, религиозных и нерелигиозных. Авторы энциклопедии не дают решения проблем, но с максимальной полнотой рассказывают о различных подходах и оценках в разные периоды, например, в весьма спорном и болезненном вопросе о юденратах. Мы узнаём также о подходе некоторых историков, именуемых «ревизионистами» и отрицающих сам факт Холокоста. Кстати, это отчетливо демонстрирует необходимость детальной проработки всех связанных с Холокостом проблем: прошло несколько десятилетий, и участников тех событий, оставшихся в живых, становится всё меньше, – как вдруг выясняется, что врать можно всё более бессовестно, а надежная фактографическая база, чтобы опровергнуть ложь, разработана недостаточно.
Слово «Холокост» вошло в наш лексикон относительно недавно. Связанное с ним явление сначала долго замалчивалось или расплывчато именовалось «уничтожением мирного населения во второй мировой войне гитлеровскими войсками», потом появился и бытует сейчас термин «Катастрофа европейского еврейства». В еврейских религиозных кругах распространен ивритский термин «Шоа». Но слово «Холокост», распространенное в англоязычном мире и обозначающее прежде всего религиозное, культовое жертвоприношение, именно в силу этого обстоятельства Лакёр считает неудачным. Вряд ли он безусловно прав, ведь нацисты рассматривали поход против евреев, цыган, коммунистов, иеговистов, гомосексуалистов, душевнобольных как некую священную миссию, – примерно тот же статус в нашей стране имела беспощадная борьба с «врагами народа» – похожее сочетание пламенной истеричности и методичности, «академической» обоснованности и веры, что всё это свершается во имя великого прекрасного будущего. Даже считая термин «Холокост» неудачным, Лакёр всё-таки принимает его в широком смысле, и в энциклопедии есть статьи о цыганах, иеговистах, гомосексуалистах и душевнобольных – об этом у нас было известно очень мало.
Кроме статей, в книге содержится огромное множество фотографий, в качестве приложения дана весьма подробная хронология и алфавитный указатель. Список литературы в статьях отсутствует, но есть библиографический обзор, к сожалению, исключительно англоязычной литературы, даже без указания на русские переводы. Зато есть ссылки на полезные для исследователей сайты Интернета. Оригинальная русская литература проигнорирована полностью, видимо, это будет исправлено в дальнейшем, в изданиях о Холокосте на территории СССР.
Эта же энциклопедия останется образцом сочетания научной добросовестности и сдержанной эмоциональности во всестороннем освещении трагичной и всё еще актуальной темы, – книгой, которую нелегко прочесть, но которую необходимо иметь в домашней библиотеке.
Михаил Липкин
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru