[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АВГУСТ 2006 АВ 5766 – 8 (172)
УходЯщаЯ натура
Чарльз Е. Хоффман
Красный штетл. История еврейского местечка, выжившего в советскую эпоху
Кишинев: Понтос, 2004. – 232 с.
Ну, что они там понимают, эти заморские функционеры еврейских организаций? Смотрят на нас, как на экзотику и дикость, подсознательно или сознательно ожидают от глухого захолустья Восточной Европы лишь того, что здесь полностью исчезли все формы еврейской жизни и уж им-то, функционерам, предстоит сыграть свою великую просветительскую и цивилизаторскую роль. Если же случается такому функционеру в очередном «медвежьем углу» обнаружить, что еврейская жизнь и без него сохранилась, то его обычная реакция – умилительно романтизировать этот «этнографический курьез» без какой бы то ни было серьезной попытки изучить и понять это явление, пообщаться на равных с людьми и совместить далекие от него реалии с собственным иудаизмом в едином историческом контексте.
С такими примерно мыслями приступал я к чтению «Красного штетла», написанного руководителем региональных программ «Джойнта» Чарльзом Хоффманом. Но чем дальше, тем успешнее книга рассеивала мое предубеждение, захватывая искренним сопереживанием автора перипетиям судьбы евреев Шаргорода (под Могилевом-Подольским) начиная с «польских времен», конца XVI века, до конца века XX, когда автор уже использовал не письменные источники, а собственные наблюдения и беседы с людьми.
Опыт работы в России не прошел для него впустую. Хоффман отказывается от принятого на Западе стереотипа, согласно которому весь советский период был временем постоянного кошмара. Более того, он успешно выстраивает некоторые аналогии в судьбах евреев Америки и Советского Союза (символом которого, по его мнению, правильнее считать не серп и молот, а руку, моющую другую руку). Хоффман сумел многое разглядеть и многое понять. Он описывает Шаргород как типичное еврейское местечко, особенно в первых трех главах – «Дворяне и мистики. Происхождение Шаргорода как еврейского местечка», «Радикалы и раввины. Просвещение и революция приходят в штетл» и «Ремесленники и комиссары. Как в муках рождался советский штетл», – и он же ясно видит то, что отличало Шаргород от других местечек. Хоффман рассказывает, как выжили шаргородские евреи во времена Холокоста: там было создано гетто для румынских евреев и, пока румынские власти депортировали сюда своих евреев, обрекая их на смерть, до шаргородских евреев «руки де дошли». После войны, в силу удаленности Шаргорода от крупных центров, у советской власти и вездесущего КГБ, в свою очередь, «не дошли руки» до шаргородских евреев.
В главах, посвященных формам еврейской жизни и социальному статусу шаргородских евреев, Хоффман рисует небольшую, но выразительную галерею «простых советских людей» – учителей, милиционеров, хозяйственных руководителей, которые совмещали следование еврейской традиции с верой в коммунистические идеалы. И в строках, и между строк Хоффман без всякого высокомерия и этнографической отстраненности как бы примеривает эти судьбы на себя, пытаясь представить, как сложилась бы его собственная жизнь, не покинь его предки свой белорусский штетл в поисках счастья в Америке.
Это – книга-исследование и книга-размышление, книга-осознание и книга-памятник «уходящей натуре». Вышло так, что она стала главным делом жизни автора. Чарльз Хоффман не дожил до ее выхода в свет. Но книга издана, ее научное значение подтверждено таким авторитетом, как профессор Иерусалимского университета Мордехай Альтшулер, и мы можем прочесть ее и узнать нечто новое о Шаргороде, о Чарльзе Хоффмане – и о самих себе.
Михаил Липкин
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru