[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АВГУСТ 2006 АВ 5766 – 8 (172)
Орнамент истории орнамента
Сост. Ольга Васильева, Борис Зайковский, Александр Канцедикас
Орнамент древнееврейских рукописей
М.; Тель-Авив, 2003. – 138 с.
Начало 1990-х годов в России было богато всевозможными хорошими начинаниями. Настолько богато, что в то восторженно-смутное время в их продолжение верилось с трудом.
Хорошо помню, как в моих руках оказался первый томик из серии «Шедевры еврейского искусства». Он казался чудом и по культуре полиграфического исполнения (в ту переходную эпоху, как правило, довольно невысокой), и по избранной теме («Бронза»), и по основательности разработки (автором был А. Канцедикас). Одно лишь огорчало – редакционное предисловие, извещавшее о том, что в рамках серии к изданию намечены пятнадцать альбомов (давался их перечень), в которых планируется опубликовать более двух тысяч памятников, – и всё это в течение ближайших двух лет. Столь масштабные планы, да еще провозглашаемые на стыке времен, редко бывают исполнены. Переходные эпохи не благоприятствуют глобальным замыслам.
Прошло почти пятнадцать лет. Конечно, серия не только не закончена, но едва доползла до середины, однако чудом можно считать уже то, что она до сих пор жива. И вот – седьмая книга, «Орнамент древнееврейских рукописей».
У этого издания есть знаменитый предшественник – альбом Д. Гинцбурга и В. Стасова «Древнееврейский орнамент по рукописям Императорской публичной библиотеки в С.-Петербурге», роскошно изданный в Берлине в 1905 году после двадцатилетней подготовительной работы. Примечательно, что инициатива изучения и издания образцов древнееврейского орнамента исходила от русского ученого – знаменитого художественного критика, известного своими поистине энциклопедическими интересами, в сферу которых органически входило и еврейское искусство. «Для Стасова поиск национальной самобытности еврейского искусства был естественно связан с основной задачей его культуртрегерской деятельности – изучением и внедрением в современную ему художественную практику самобытных основ искусства русского, – пишет один из составителей тома научный редактор серии А. Канцедикас. – Это может показаться парадоксальным, так как активизация русского национального чувства сегодня часто соседствует с проявлениями антисемитизма». Как образец устойчивого внимания Стасова к еврейскому искусству в том включен отрывок из его статьи «По поводу постройки синагоги в С.-Петербурге», впервые напечатанной в 1872 году в сборнике «Еврейская библиотека», в котором он регулярно публиковался на протяжении нескольких десятилетий.
Книга создана на основе собрания еврейских рукописей Российской Национальной библиотеки в Петербурге, связанного с именами знаменитого собирателя А. Я. Фирковича и не менее знаменитого хранителя А. Я. Гаркави. Об истории этого уникального собрания повествует статья заведующей сектором восточных фондов Отдела рукописей РНБ О. Васильевой. Напоминает она в том числе и о нашумевшей в свое время печальной истории: в 1992 году, после отъезда в Израиль штатного семитолога РНБ В. В. Лебедева, «в еврейском рукописном фонде впервые за всю его историю была обнаружена пропажа памятников. Из восемнадцати тысяч рукописей, уцелевших в огне революций и войн, бережно сохраненных несколькими поколениями работников библиотеки, исчезли 96 манускриптов, представляющих большую историческую и художественную ценность». Некоторые удалось найти и вернуть, большинство растворились бесследно.
Эта история – пожалуй, единственный след современности в изучении древнееврейского орнамента, и не самый лучший. В остальном, если судить по составу книги (куда вошло также предисловие Д. Гинцбурга к альбому 1905 года), за минувший век не создано ничего принципиально нового, что могло бы стать вровень с трудами столетней давности. И это наводит на печальные размышления.
Михаил Не-Коган
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru