[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АВГУСТ 2006 АВ 5766 – 8 (172)
Еврейский Петербург
Предисловие Н. В. Юхнёвой
Евреи в Петербурге
СПб.: Сатис, 2003. – 64 с.
Видимо, не случайно так называемая «натуральная школа» русского реализма зародилась именно в Петербурге. Своим разнообразием столица наталкивала литераторов на мысль описать с натуры, в очерках жизнь петербургских шарманщиков и извозчиков, богатых и бедных…
К 300-летию Петербурга издательство «Сатис» выпустило серию альбомов «Северная столица в старых открытках». Ее основой послужила крупнейшая (150 тыс. открыток) коллекция филокартиста Н. П. Шмитта-Фогелевича. Среди множества альбомов, посвященных власти («Императорские резиденции», «Великокняжеские дворцы»), основным магистралям («Невский проспект», «Лиговский проспект»), различным сторонам жизни города («Деловой Петербург», «Петербург праздничный»), самую многочисленную группу составляют альбомы, представляющие город как многонациональную столицу. И вот среди немцев, французов, британцев, татар, финнов, грузин и всяких прочих шведов нашлось место евреям.
Предисловие к альбому написано Н. В. Юхнёвой. Ей удалось кратко, но внятно рассказать об истории еврейской общины Петербурга, о перипетиях правового статуса евреев в столице при всех императорах – от Петра I до Николая II, о социальном составе еврейского населения и районах его компактного проживания, о синагогах и хедерах, о знаменитых евреях (в том числе выкрестах) и сочувствовавших им русских, об общественной и политической деятельности евреев. Мы узнаём о том, что из евреев происходил один из сподвижников Петра I, барон и вице-канцлер П. П. Шафиров; что еврейский район Петербурга располагался в Коломне, за Сенной площадью, вокруг которой селилась беднота (именно там происходит действие романа Достоевского «Преступление и наказание»); что мавританский стиль хоральной синагоги был подсказан знаменитым критиком В. В. Стасовым (который в отношении еврейского искусства вообще, кажется, был бо€льшим евреем, чем многие евреи); что с 1874 года евреев хоронили на своеобразном по структуре и судьбе, но типичном именно для Петербурга Преображенском кладбище, где, помимо православного и еврейского, имелись также католический, лютеранский и караимский участки (между прочим, в 1905 году именно там похоронили жертв 9 января, а ныне единственную сохранившуюся кладбищенскую церковь занимают старообрядцы; кажется, на этом кладбище не отметились только мусульмане).
Когда после такого насыщенного предисловия переходишь к основному разделу книги – открыткам (их в альбоме воспроизведено 28), охватывает недоумение. Три синагоги, пара банкирских домов, несколько городских видов. Больше всего места уделено выходцам из еврейской среды (например, основателю Петербургской консерватории Антону Рубинштейну) или тем, кто евреям сочувствовал (как Римский-Корсаков или упомянутый Стасов). А где же сами евреи? Ни учеников хедера, ни кантонистов, ни типов петербургского еврейства. За всех представительствуют промышленник С. С. Поляков, скульптор М. М. Антокольский и убитый черносотенцами депутат 1-й Государственной думы М. Я. Герценштейн.
Вероятно, многое по понятным причинам осталось вне поля съемки, но тогда – и здесь понимаешь недостатки предисловия – об этом следовало сказать особо, объяснить, почему средствами филокартии не получается создать целостный образ петербургского еврея. История еврейства в открытках – это особая история, нуждающаяся в осмыслении.
Михаил Не-Коган
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru