[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АВГУСТ 2006 АВ 5766 – 8 (172)
Хроника
17 мая в доме-музее Марины Цветаевой в Москве прошла презентация очередной книги Елены и Сергея Макаровых из серии «Крепость над бездной», описывающей жизнь обитателей еврейского гетто в Терезиенштадте (Чехия). Новый том серии называется «Терезинские лекции. 1941–1944», издан он ассоциацией «Гешарим/ Мосты культуры» при содействии Российского еврейского конгресса и Фонда «Феникс». Как и в двух предыдущих книгах серии, «Терезинские дневники. 1942–1945» и «Я – блуждающий ребенок. Дети и учителя в Терезине», Е. и С. Макаровы рассматривают разные стороны жизни обитателей терезинского гетто. В частности же, книга посвящена лекциям, которые читались в Терезине многочисленными представителями интеллигенции, оказавшимися там.
Глава издательства «Гешарим/Мосты культуры» Михаил Гринберг, поблагодарив авторов книги за то, что они «дали возможность ассоциации украсить свой издательский план подобной книгой», заметил, что в «Терезинских лекциях» «перед нами предстают люди, сумевшие, несмотря на физическую гибель большинства из них, одержать моральную победу над расчеловечивавшей машиной Третьего рейха и сохранить себя как некий островок в океане варварства».
Мать Е. Макаровой, известная поэтесса Инна Лиснянская, рассказывая о работе дочери над составлением книги, заметила, что по масштабам эта работа сопоставима с деятельностью академического института, поскольку отнимала по 18 часов в сутки. За время работы было выявлено свыше 3000 лекций. На основе их изучения, а также привлечения дополнительных материалов (в том числе путем интервьюирования оставшихся в живых узников Терезина) были получены данные на 520 авторов терезинских лекций. Из этих 520 имен полностью удалось реконструировать свыше ста биографий.
Сама Елена Макарова, коротко рассказав об истории Терезина, через который прошло 140 тыс. человек, отметила, что костяк его обитателей составили молодые еврейские интеллектуалы из Чехословакии. «Это было поколение свободных людей, ровесников независимости Чехословакии, многие из которых были отмечены разными талантами: писатели, поэты, режиссеры», – подчеркнула она, рассказав о произведениях некоторых узников, не потерявших актуальности и после войны. По словам Елены Макаровой, практически все литературные произведения (включая лекции), создававшиеся в гетто, тем или иным образом касались темы жизни и смерти, что было «закономерным следствием существования в гетто, где смерть становилась пугающей реальностью, подстерегающей всякого». Так, в 1942 году, когда в гетто было сосредоточено 50 тыс. человек, ежедневно умирали до 1000 его обитателей...
Компьютерный анализ частоты употребления тех или иных слов, проведенный исследователями, выявил следующую закономерность: слова «смерть» и «голод» практически не упоминались в лекциях, зато очень часто упоминались понятия «еда» и «жизнь».
26 мая в зале заседаний Ученого совета Института философии Российской академии наук прошла презентация книги академика РАН Бориса Ананьича «Банкирские дома в России, 1860–1914: Очерки истории частного предпринимательства», вышедшей в свет в издательстве «РОССПЭН». Организаторами презентации стали Международный исследовательский центр российского и восточноевропейского еврейства и московский офис Института Кеннана.
Книга представляет собой очерк развития российских негосударственных финансовых институтов в XIX – начале XX века. Помимо глав, содержащих описание общего развития рынка, три главы книги посвящены трем семействам банкиров, оказавших значительное влияние не только на банковскую, но и на общественную жизнь России, – Гинцбургам, Поляковым и Рябушинским. Впрочем, помимо них, в книге упоминается ряд других банкиров и предпринимателей – от «последнего придворного банкира» А. Штиглица и «личного банкира» одного из крупнейших бюрократов – А. Абазы – Рафаловича до дельцов предреволюционной поры.
При этом, со слов исследователя, подобный отбор не был вызван желанием написать историю предпринимательской активности меньшинств – евреев и старообрядцев (к последним, в частности, принадлежали Рябушинские). Б. Ананьич подчеркнул: этот отбор стал результатом работы с массой источников по истории банковского дела в России и следствием состояния самих этих источников (так, данные о многих банкирских домах не сохранились или являются весьма фрагментарными).
Академический директор МИЦРВЕ Олег Будницкий, в своем выступлении ссылаясь на слова известного английского ученого, историка российского еврейства Джона Клира, заметил, что книга Б. Ананьича охватывает совершенно не изученные до настоящего момента области российско-еврейской истории и в то же время удивительно современна.
Профессор и зав. кафедрой отечественной истории РГГУ Александр Каменский в своем выступлении отметил, что название книги Б. Ананьича не совсем отражает ее сущность, поскольку она содержит не столько описание банкирских домов и их финансовых операций, сколько жизнеописания банкиров и рассказы об их взаимоотношениях с властями, коллегами и собственными родственниками, далеко не всегда безоблачных и читающихся как увлекательный детектив. Еще одной положительной стороной книги А. Каменский назвал ее широчайшую источниковую базу, включающую многие не публиковавшиеся ранее архивные документы, малоизвестные воспоминания.
Чтобы проиллюстрировать этот тезис, О. Будницкий тут же прочел подпись под одной из фотографий, помещенных в книге: «И. Тургенев на охоте под Парижем, устроенной бароном Гинцбургом для Великого Князя Николая Николаевича», заметив, что российские предприниматели уже в те времена «выгуливали» «нужных» высокопоставленных чиновников.
Старший научный сотрудник Института российской истории РАН Галина Ульянова обратила внимание на то, что книга Б. Ананьича в известной мере заполняет то «белое пятно», которое до настоящего момента представляет собой история еврейского предпринимательства в России.
30 мая в Еврейском культурном центре прошла презентация новой книги израильского политика и бывшего советского диссидента Натана (Анатолия) Щаранского «В защиту демократии», вышедшей в Москве в издательстве «Захаров» и впервые изданной в США в 2004 году.
Региональный представитель «Джойнта» Алик Надан отметил, что для него лично этот вечер очень важен как момент встречи с человеком, который для тысяч советских евреев был «символом того, к чему многие стремились, – свободы и сопротивления злу».
Посол государства Израиль в России Аркади Мил-Ман в свою очередь подчеркнул, что ему будет интересно услышать о совместимости двух вещей – политики и морали.
Главным тезисом выступления Н. Щаранского стало утверждение о том, что демократия – это лучшая защита от агрессии и лучшая форма правления. Противники этих заявлений обычно выдвигают три тезиса: «Демократия – это западная идея, чуждая другим народам»; «Хорошо ли будет для нас, если эти народы будут жить в условиях свободы?» и, наконец, «Каким образом свободный мир должен внедрять демократические принципы в странах третьего мира?»
Коснувшись первого тезиса, Щаранский напомнил, как в 1945 году советник президента США Г. Трумэна утверждал, что Япония не сможет жить в условиях демократии, однако вскоре это мнение было опровергнуто самими японцами. По его мнению, в мире нет такого народа, который был бы не способен жить при демократии, и – более того – нет такого народа, который предпочел бы не жить при ней. В любой же несвободной стране существует три группы людей: искренне преданных режиму, диссидентов и (самая большая группа) «двоемыслящих» – думающих дома одно, а официально говорящих другое. Подобная градация, по словам Щаранского, не была исключительно советской прерогативой. То же самое он слышал от выходцев из Ирана, Ирака и Чехословакии. Свободный мир, «подкармливая» тиранов ради «стабильности», рискует в один прекрасный момент получить врага в лице бывшего союзника, поскольку диктаторам необходим «образ врага» для того, чтобы сплотить нацию вокруг себя. Примером подобной ситуации, по мнению Щаранского, может служить Саудовская Аравия, власти которой долгое время культивировали ненависть к «неверным», в то время как США, фактически спасшие королевство от поглощения Саддамом Хусейном, не делали ни одного шага для продвижения демократических реформ в этой стране. Итогом стал теракт 11 сентября, большинство исполнителей которого, так же как и финансирование, происходили из Саудовской Аравии.
Перейдя к способам борьбы с диктаторскими режимами, Н. Щаранский заметил: самое лучшее – это не поддерживать их, поскольку подобные режимы на самом деле достаточно слабы из-за необходимости держать под контролем большинство населения, – постепенно они рухнут сами.
Говоря о ситуации, сложившейся в настоящий момент в России, Щаранский отметил, что хотя в настоящий момент осуществляется определенный «откат» от демократических завоеваний 1990-х, однако возвращения к советскому прошлому не будет.
На презентации был поднят вопрос о проявлениях неонацизма в самом Израиле. По этому поводу Н. Щаранский сообщил, что в основном эти проявления исходят от людей, прибывших в Израиль «под прикрытием» «закона о возвращении», но по существу являющихся антисемитами. «Сейчас постоянно всплывает вопрос: как, не отменяя «закон о возвращении», преградить путь тем, кто не любит еврейский народ и государство Израиль», – заявил политик.
Семен Чарный
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru