[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2006 АВ 5766 – 8 (172)

 

Будинский пашалык

Евреи в османской части Венгрии XVI–XVII веков

Ирма Фадеева

Турецкое господство на венгерских территориях в XVI–XVII веках европейские историки (советские в том числе) оценивают как препятствие для развития этой части Европы. Имеются в виду, конечно, венгры. Эта же эпоха в различных исторических источниках, и еврейских, и христианских, отмечена как самая благоприятная для венгерских евреев, поскольку доосманский период их жизни в этой стране был полон ограничений и опасностей. После изгнания турок из Буды еврейские кварталы были полностью уничтожены.

 

Битва при Мохаче.

Венгерские власти в своих репрессиях против евреев нисколько не отставали от правителей других европейских стран. Евреев изгоняли из многих городов Венгерского королевства, в котором они жили еще во времена первых королей династии Арпадов (IX–X века). По традиции они служили там придворными врачами, финансовыми советниками, работали на монетном дворе.

В XVI веке Буда оказалась под властью турок, и тогда-то, по свидетельству Йосефа а-Коэна, евреи обрели известное покровительство властей. Еврейские источники характеризуют общину Буды того периода как одну из процветающих. Правда, они сообщают о кратковременном ее упадке начиная с 1526 года, когда султан Сулейман I Кануни (Законодатель) вывез в Стамбул еврейских ремесленников и торговцев. Расселенные в Стамбуле и других османских городах, они десятилетиями хранили традиции покинутой общины.

Военным успехам турок в Венгрии способствовал упадок королевства, симптомами которого были разорение крестьянства, внутренние распри, снижение боеспособности королевских войск.

После разгрома венгерско-чешских отрядов при Мохаче в 1526 году Восточная и Центральная Венгрия подпали под власть турок. Небольшая их часть вошла в состав образовавшегося Трансильванского княжества, а западные земли вместе с Чехией и Хорватией были захвачены австрийскими войсками. Султан посадил на венгерский трон князя Трансильвании Яноша Заполью, а сам с богатой добычей отбыл в Стамбул.

Вокруг австрийского императора объединились все антитурецкие силы. С 1526 года и до конца XVII века шла непрерывная борьба турок с Австрией за обладание всей венгерской территорией.

О сражении королевских войск за Буду с турками (1526 год) источники дают подчас противоречивые сведения. Оно состоялось после битвы при Мохаче. Выиграв битву, султан Сулейман I Кануни направил войско на север, к Буде. Еврейское население осталось в городе, надеясь на толерантность турок. Да и деваться евреям, в сущности, было некуда, поскольку венгры изгнали их с западных земель. Именно оттуда они и прибыли в Буду. Вот как трактует сложившуюся ситуацию турецкий хронист: «Здесь, в крепости Буды, остались лишь бедняки да евреи. Когда наши знамена засверкали, как солнце, и свет их озарил город, вышеупомянутые евреи повязали вокруг шеи похоронные покрывала и вышли встречать победоносную армию с опущенными головами, моля о милосердии».

Еврейский источник сообщает о прибытии султана в город и приводит его слова: «У меня сегодня 200 тысяч солдат. Осмелитесь ли вы противостоять мне?» Жители Буды в страхе бежали. Евреи же остались и воззвали к Г-споду о милости. Еврейская делегация вышла навстречу султану, поклонилась, вручила ключи от города и подарки...

Христианские летописцы по-разному излагают события, связанные с захватом города. Один из них свидетельствует, что турки, взломав ворота, ворвались в город. Начались резня и грабежи. Однако на евреев турки не нападали.

Иную картину рисует другой христианский автор. Он утверждает, что турецкие отряды грабили и жгли всё и всех без разбору. Дошли они и до еврейского квартала, где якобы убили около трех с половиной тысяч человек. И только двадцать обитателей квартала сумели спастись. Есть еще одна версия. Султан будто бы спросил евреев, не хотят ли они отправиться с ним в Малую Азию. И когда те ответили, что предпочли бы остаться, он приказал убить стариков, а женщин, детей и мужчин помоложе в качестве пленных увез с собой.

При всем разнобое сведений многие христианские тексты, где велся подсчет погибших при взятии Буды евреев, сходятся в одном. Турки, по их мнению, считали евреев врагами, которые заслуживали смерти. Однако нашедшие эти документы венгерские исследователи полагают, что вывод христиан не надо принимать на веру. Скорее всего это пропаганда, имевшая целью изобразить турок кровожадным, не ведающим милосердия народом. Позиция христианских авторов отнюдь не была продиктована сочувствием к евреям; они, эти авторы, лишь стремились вызвать страх в европейцах и консолидировать антитурецкие силы.

В ряде христианских источников вообще нет упоминания о каких-либо людских потерях, но сообщается, что «турецкий император приказал посадить евреев на корабли и отправить их в города Османской империи». Султан будто бы обещал пощаду тем, кто согласится уплыть с ним в Малую Азию. Версия эта подтверждается и турецкими, и еврейскими источниками. Султану приписывается такая фраза: «После взятия Буды я захватил евреев и погрузил их на корабли». Турецкие источники однозначно оценивают этот факт как благо, избавившее евреев от нищеты. Они сообщают, что после захвата Мохача более двух тысяч семей были вывезены в Османскую империю, однако нигде не упоминают о резне. Впрочем, другой османский автор, описывающий захват Буды в 1526 году, сомневается в том, что евреи действительно были депортированы из города. По его сведениям, глава общины Иосиф бен Шломо получил от султана Сулеймана указ, дарующий особые привилегии ему самому и его потомкам. Это подтверждено и преемниками Сулеймана, в частности султаном Абдулом Азизом, в 1868 году продлившим действие привилегий.

Некий христианин, объявивший себя очевидцем описываемых событий, утверждал, что за три дня осады турецкие войска понесли столь крупные потери, что убитых негде было хоронить, и турки вынуждены были для погребения своих воинов воспользоваться еврейским кладбищем. Это он написал спустя три года после взятия города. Однако точную дату не привел, отчего степень достоверности его текста определить весьма трудно. Город неоднократно отвоевывался у турок австрийцами и венгерскими отрядами, правда, на непродолжительное время, и лишь в 1541 году турки окончательно укрепились в Буде, превратив захваченные земли в обычную турецкую провинцию (Будинский пашалык). Только тогда город стал крупным административным и торговым центром западных владений султана. Поэтому быстрый, но непродолжительный успех турок в 1526 году вряд ли мог сопровождаться такими уж огромными потерями.

Возможно, автор записок хотел убедить читателей в том, что турецкие войска вовсе не были столь непобедимы и что их успех – следствие сговора с евреями. В противном случае разве могли бы они хоронить убитых на еврейском кладбище? Вывод его, по-видимому, один: если турки – враги, то евреи – тоже.

Битва при Буде. Из хроник.

Вторая половина XVI в.

Исходя из этих разнородных суждений и фактов, можно всё же допустить, что, в соответствии с обычной практикой турок, султан Сулейман действительно мог отправить часть еврейского населения в глубь османских территорий. Вряд ли евреев о чем-либо спрашивали. Вряд ли у них был хоть какой-нибудь выбор. Насильственные перемещения малых и больших групп завоеванного населения были известны с глубокой древности. Правители стран-победительниц расселяли побежденных на своих исконных землях для оживления хозяйственной деятельности в разных областях государства или ради предотвращения возможных восстаний. В XV–XVI веках османские правители вообще практиковали депортации. В 1514 году с иранских территорий в Стамбул была переселена группа ремесленников, а уж в 1572 году десятую их часть вместе с семьями оттуда переместили на Кипр, дабы пополнить число сельскохозяйственных рабочих.

Известно, что после взятия турками Константинополя в 1453 году в новую османскую столицу вместе с христианскими этническими группами были отправлены и евреи. Им предстояло содействовать восстановлению города. В Османской империи не хватало ремесленников и торговцев. Во многих турецких документах отсутствуют имена переселяемых людей. Указаны лишь их число и вероисповедание. Кстати сказать, переселенных евреев не принуждали принимать ислам. У них не отбирали детей для подготовки к службе в янычарском корпусе, от чего страдало христианское население Балкан.

Путешественник Ганс Дерншвам был удивлен, увидев, что турки не обращаются с евреями, как с рабами, что их не продают на невольничьем рынке, как это часто случалось с пленными. Впрочем, в обычае евреев было выкупать из неволи своих единоверцев.

В еврейской общине Буды преобладали ашкеназы. Во многих других османских городах большинство составляли сефарды. Евреи, прибывавшие на новое место жительства, должны были следовать принятым там обычаям. Однако группа евреев из Буды сумела сохранить свои установления. Религиозные предписания и праздники для всех общин, конечно, были едины, но время молитвы, иногда даже тексты, за исключением псалмов Торы, не всегда совпадали. Были различия и бытового характера. Есть сведения, что полигамия, запрещенная в ашкеназских общинах, имела место у некоторых сефардов вплоть до XX века.

На новом месте евреев Буды называли «хагар», «унгурус», «будун». Их речь отличалась от языка других ашкеназов. Устроились в Стамбуле они неплохо; в основном занимались торговлей. В 1554 году их синагога была уничтожена пожаром. Пришлось ходить в синагогу других ашкеназов.

Двенадцать семей венгерских евреев в 1554 году поселились в Цфате. К 1564 году в городе таких семей было пятнадцать. Они основали собственную ешиву, финансировавшуюся неким Ноахом, евреем из Буды, благотворителем, помогавшим бедным.

Рисунок реконструкции старой синагоги Буды.

XIV в.

Евреи Буды, волею судеб осевшие в нескольких балканских городах: Софии, Видине, Салониках и Плевне, – оказались ближе к родным местам. В Плевне, правда, им не повезло. Евреи этого города отнеслись к пришельцам враждебно, с предубеждением. Запрещено было всякое общение с ними, оказание им какой-либо помощи, а также совместное обучение плевенских детей с их детьми. Отвергнутые общиной не имели права на совместное с ней обращение к воеводе в случае необходимости. Ситуация изменилась только после смены раввинов. Новые главы общины, Йосеф Леви и Леви Ицхак бен Яаков, объявили решения своих предшественников «ничтожными», то есть недействующими. Они руководствовались принципом, по которому отлучению от общины могут быть подвергнуты только отдельные люди за конкретные провинности, но отнюдь не целые группы единоверцев.

Как правило, прибывшие приспосабливались к новым порядкам, через одно-два поколения устанавливали с местной общиной семейные и деловые связи. И определить их происхождения теперь можно было лишь по имени.

Часть увезенных из Буды евреев в 1534 году всё же сумела вернуться обратно. Однако дома их к тому времени уже захватили местные жители, воспользовавшиеся нестабильностью ситуации в те годы, когда город переходил из рук в руки, венгерские короли подтвердили «законность захватов еврейской собственности» тем обстоятельством, что евреи якобы были заодно с турками. О таких «захватах» говорится в нескольких сохранившихся документах.

Но даже в годы нестабильности (1526– 1541) евреи по-прежнему занимались посредничеством, связывая между собой таким образом различные части Венгрии. Ненавидевшая и презиравшая их венгерская знать не могла обойтись без их содействия.

Итак, турки сумели захватить Буду и укрепиться там лишь в 1541 году. В одной из венгерских хроник говорится, что в числе защитников города были евреи. Свидетельство это вряд ли достоверно. Известно, что турки добились успеха скорее в результате внутреннего раскола в среде защитников крепости, чем в ходе ожесточенной битвы. Как правило, евреи, за очень редкими исключениями, о которых будет сказано ниже, не участвовали в военных действиях и старались не поддерживать ни одну из конфликтующих сторон.

Захватившие Буду в 1541 году турки не преследовали еврейскую общину. Они не стремились обратить в ислам местное население и делали это не в последнюю очередь из экономических соображений. Мусульмане платили налоги и таможенные пошлины значительно меньше всех прочих.

Роль евреев в деловой жизни города при турках возросла. Завоеватели не держали в Буде большой гарнизон, однако стремились обеспечить четкий контроль над доходами с паромной переправы, с таможенных сборов, с рынков и меняльных лавок, которые новые хозяева отдавали на откуп.

В 1542 году Муса бин Балко под сумму в 21 300 акче подписал с турецкими властями договор на трехлетнюю аренду меняльной конторы в Буде. Поручителем выступил стамбульский еврей Закария Дабос.

На страницах документов, хранящихся в венгерских архивах, указаны имена сборщиков налогов и собранные ими суммы. В османских финансовых ведомствах было немало евреев. Они служили в портах Буды и Пешта (в ту эпоху двух разных городов на правом и левом берегах Дуная), занимались сбором таможенных пошлин и торговыми сборами – в частности, за продажу вина, которое для мусульман было под запретом.

Баня «Кирай», построенная по заказу Мустафы-паши в 1570 году.

Торгово-финансовые операции, нередко выполнявшиеся евреями, связывали османские территории с неподвластными туркам другими венгерскими землями. Связывали они их и с городами враждебной султанам империи Габсбургов. Из Вены в Стамбул везли полотно, а из османского государства в обратном направлении отправлялись хлопок и окрашенная пряжа.

В свою очередь, паши (наместники султана) оказывали евреям содействие в сборе денег с должников Тырнова, Пресбурга (ныне Братислава) и других городов на Балканах. Известно, что Мустафа-паша, заместитель вали (наместника Буды), предписал судьям Тырнова незамедлительно обязать некоего Денеса Фекете уплатить долги двум евреям из Буды Моисею и Аврааму. За возврат хотя бы половины долга Фекете была обещана годовая отсрочка на остальную часть.

В более сложных случаях паша объявлял, что спорная собственность либо невыплаченный долг являются достоянием султана. В таких обстоятельствах исход дела был предрешен заранее. Но далеко не всегда отношения евреев с новыми властями складывались бесконфликтно. Есть свидетельства о чудовищных принципах «османского правосудия». Сообщается, например, о казни еврея-врача, обвиненного в 1547 году в отравлении турок. Приговор обычно приводился в исполнение с чрезвычайной быстротой, и невинно осужденный врач не дожил до момента, когда ложность предъявленного ему обвинения стала очевидной.

Однако гораздо чаще евреи Буды, главным образом торговцы, оказывались жертвами венгерских отрядов, совершавших набеги на пограничные укрепления и требовавших выкупа за пленных. Для солдат, получавших ничтожное содержание, это был обычный способ обогащения. Зная, что евреи не оставляют в беде своих единоверцев, солдаты требовали с захваченных в дороге торговцев огромные деньги. Тот же самый Мустафа-паша в сентябре 1567 года был оповещен, что богатый торговец из Буды по имени Моисей оказался жертвой предварительного сговора и нападения. В заговоре принял участие Симон Форгаш из Эгера. Турецкие власти не могли преследовать похитителей на неподвластной им территории, поскольку в мирное время запрещалось предпринимать военные действия. Паша отправил императору Максимилиану II письмо, требуя его вмешательства и освобождения Моисея. Имперская канцелярия запросила власти Эгера о местонахождении торговца. Капитан Форгаш солгал, ответив, что Моисея в Эгере нет. 9 февраля 1569 года паша снова послал в Вену письмо, где утверждал, что Моисей находится именно в Эгере. Тем временем торговец и сам ухитрился отправить императору послание из Эгера, где подробно живописал и похищение, и свое ужасное положение. Из Вены командировали нескольких офицеров, которым надлежало лично допросить Форгаша. Но когда они прибыли в Эгер, пленника там уже не было. Его успели переправить в другое место. В конце концов накануне христианского Рождества Форгаш отпустил Моисея, взяв с него выкуп в 9 тыс. золотых монет. Свою долю из общей суммы получил организатор похищения Гергели. Из этой истории Моисей сделал надлежащие выводы и более уже не покидал стен Буды. Турки тоже извлекли урок из случившегося. В 1582 году некто Иштван Ньяри дал знать архиепископу Эрно, что венгерские солдаты захватили в плен трех неимущих евреев, а паша в ответ на это приказал похитить трех христиан, что и было незамедлительно сделано. О дальнейшем сведений нет.

Надписи на стенах старой синагоги.

Буда, XVII в.

Существование евреев в голусе всегда было ненадежным, опасным, чреватым бедами и гибелью. И всё же многим жизнь еврейской общины Буды при турках представлялась не такой уж скверной.

Датский дипломат Хрислэйн Бусбек, в 1553 году посланный в Стамбул королем Кристианом III, проезжал через Буду и был удивлен тем обстоятельством, что янычары не делают различий между христианами и евреями и осуществляют за ними равный надзор.

Германский посол Стефан Герлах, тоже посетивший Буду проездом в июне 1573 года, не сомневался, что увидит погибающий под властью турок город. Однако убедился в обратном. Город процветал, чего не было прежде, многие его жители преуспевали на поприще ремесел и торговли. Всё это посол объяснил присутствием в Буде многочисленного еврейского населения.

Есть документ, датированный 1587 годом, где сказано, что евреи Буды жили в красивых домах, что они входили также в число и богатых людей соседнего Пешта. В Буде их дома располагались внутри крепости на Еврейской улице, а большая часть общины, та, что победнее, обитала в прибрежном районе вне крепости, прямо под ее стенами.

На всех подвластных им территориях османские власти регулярно проводили перепись населения, подлежавшего налогообложению. Собственность делилась по величине на три категории; это определяло налог. Минимальная оценивалась в 5 тыс. акче, и с нее взимался налог в 12 акче. Собственник имущества, стоившего не меньше 5 и не больше 40 тыс., платил 24 акче. Если собственность стоила свыше 40 тыс., ее владелец платил 48 акче. Вследствие порчи и обесценивания монеты стоимость акче постоянно снижалась, и сборщики налогов всеми способами стремились возместить убытки. Они обязывали каждого налогоплательщика клясться на Священном Писании в том, что он не утаивает часть своего имущества. Еврейская традиция, однако, запрещает приносить клятву кому бы то ни было, кроме Г-спода, а потому, имея дело с евреями, сборщики были вынуждены обходиться без этой процедуры. Позднее турецкая администрация ввела фиксированный ежегодный налог.

Пешт.

В качестве налогоплательщика выступал глава семьи. Подушный налог – джизье – в 1546 году в еврейском квартале платило 50 человек, через год их осталось 48. Тогда же в черте города проживали 24 беженца-сефарда. В 1559 году были зарегистрированы 40 плательщиков джизье. В переписи указывались имена умерших либо выбывших из города. В дальнейшем численность еврейской общины постепенно увеличивалась. В 1590 году налогоплательщиков было уже 103 человека. К концу столетия община насчитывала около 700 человек.

Окончание следует

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru