[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АВГУСТ 2006 АВ 5766 – 8 (172)
5.viii
150
АХАД ГА-АМ. ГЛАВА ТАЙНОГО ОРДЕНА
Немного найдется городов на карте мира, основанных тем или иным тайным обществом. Попыток предпринималось много, однако поселения либо быстро хирели, пропадая бесследно, либо исчезали спустя несколько десятков лет. Каждый день, проходя по улицам Реховота, отправляясь в синагогу на молитву или на рынок за покупками, я наблюдаю полнокровную, бьющую ключом жизнь большого города, заложенного тайным еврейским орденом «Бней Моше».
В 1889 году Иеошуа Барзилай, российский сионистский деятель, проехав по Эрец Исроэл, вернулся в Одессу крайне огорченным. Положение еврейских сельскохозяйственных поселений оставляло желать лучшего, а общее состояние дел в новом, небольшом по размерам ишуве было близко к упадку. Причиной, по мнению Барзилая, было отсутствие национального духа, скрытой пружины любого движения. Его взгляды полностью совпадали с позицией Ахад Га-Ама, которого он сумел убедить в необходимости создания тайного общества. Целью общества, построенного по образцу масонского ордена, должно было явиться нравственное возрождение еврейского народа и его возвращение на историческую родину после серьезной духовной подготовки.
Ложи «Бней Моше» («Сыновья Моисея»), состояли, по меньшей мере, из пяти членов, возглавляемых руководителями и советниками. В качестве языка заседаний был принят иврит, знание этого языка было обязательным для всех новых членов. Несмотря на свою малочисленность (около 160 человек), орден оказывал значительное влияние на массовое движение «Ховевей Цион». Практические, то есть ставшие известными широкой публике, достижения ордена выразились в организации учебных заведений, дающих светское образование на иврите в Эрец Исроэл и других странах. Орден способствовал изданию антологий на иврите в России и в Эрец Исроэл, основал процветающее издательство «Ахиасаф». В 1893 году руководство ордена переместилось в Яффу, и его члены заложили в прибрежной зоне новое поселение – Реховот.
Официальная история ордена заканчивается 1897 годом, когда первый Сионистский конгресс в Базеле дал новый толчок еврейскому национальному движению. С этого года над деятельностью ордена опустилась плотная завеса тайны. Известно, что Ахад Га-Ам оставался духовным вождем «Бней Моше» на протяжении всего времени открытого существования ордена.
Ошер-Гирш Гинцберг (известный под псевдонимом Ахад Га-Ам, то есть «один из народа») родился в 1856 году в небольшом украинском городке Сквира. Он получил традиционное еврейское воспитание в доме отца-хасида, богатого торговца. В раннем возрасте Ошер Гинцберг увлекся средневековой еврейской философией, особенно сочинениями Рамбама. Большое влияние на него оказали также книги деятелей Хаскалы. Возможно, именно под их влиянием он отошел от религии и проникся духом европейского рационализма.
В 1884 году Гинцберг поселился в Одессе и примкнул к движению «Ховевей Цион», руководимому Л. Пинскером. В ту пору властителями умов одесских палестинофилов были такие гиганты, как Менделе Мойхер-Сфорим, Бялик, Клаузнер, Равницкий. Но даже на их фоне Гинцберг быстро приобрел репутацию эрудита и оригинального мыслителя. Спустя год его уже прочили в наследники самому Пинскеру. Однако первая же статья Ахад Га-Ама «Не тем путем» (1889) сурово критиковала основные концепции «Ховевей Цион». Вместо призыва к немедленному переселению в Палестину Ахад Га-Ам предлагал воспитательную работу, которая приведет к более сознательной и целеустремленной деятельности по заселению страны.
Оживленная полемика, вызванная статьей, привела Ахад Га-Ама к решению заниматься публицистикой. Большая часть его статей того времени посвящена проблемам еврейской культуры и заселению Палестины.
Выспренность первого Сионистского конгресса в Базеле пришлась не по духу Ахад Га-Аму.
– Зачем понадобилось такое громкое слово, как «конгресс»? – удивлялся он. – Разве нельзя было назвать этот съезд совещанием или конференцией?
Это очень характерное для философии Ахад Га-Ама замечание. Вся она направлена внутрь человека, она призывает к усовершенствованию его моральных качеств, к скромности, требует, подобно древним пророкам, добродетели и чистоты.
Несмотря на свою принципиальную внерелигиозность, философия Ахад Га-Ама находила выражение посредством использования традиционных религиозных понятий. Она отличалась от идеологии рабочего движения мистическими упованиями на будущее, а вдохновение черпала в древних мотивах искупления, паломничества и возрождения. У последователей Ахад Га-Ама принято было даже менять свои имена, что символизировало обновление души. Именно тогда сам он, Ошер Гинцберг, начал называть себя «одним из народа».
Возникновение в Палестине еврейского государства было важной, но не главной из его задач. Ахад Га-Аму хотелось «духовного средоточия», которое стало бы для всего народа Израилева таким же единым центром, каким прежде был Г-сподь. Такое средоточие было бы «наставником во всех житейским делах», достигало бы «самых глубин сердца» и «объединяло бы все чувства человека». Вместо того чтобы тянуться к трансцендентному Б-гу, евреям следовало исполнять свои мечты в этом мире. В философии Ахад Га-Ама святость покинула Небеса – Палестина стала «святой землей» в прямом смысле слова.
В 1922 году Ахад Га-Ам переселился в Палестину. Здесь он выпустил собрание своих работ и шеститомное издание собственных писем, а также работал над мемуарами.
Умер он в 1927 году, в Тель-Авиве, окруженный почетом и уважением. Однако ни реальной политической власти, ни сколько-нибудь серьезного движения создать ему не удалось. Победил политический сионизм – никто не хотел ждать того блаженного момента, когда весь еврейский народ будет «перевоспитан» и поймет важность приверженности законам морали и справедливости.
Про деятельность ордена «Бней Моше» после его официального роспуска ходят самые таинственные слухи. Некоторые утверждают, будто мощная сплоченность современных израильских СМИ вокруг левой политической идеологии объясняется тем, что ведущие журналисты принадлежат к ордену. Его бывший глава, Ахад Га-Ам, раньше других понял, какую роль будут играть еще только зарождавшиеся средства массовой информации, и сориентировал деятельность ордена на приобретение кадрового контроля над ними.
Ни подтвердить, ни опровергнуть эти слухи нельзя. Скорее всего, рассказы о секретной организации, управляющей прессой, а через нее и всем государством, относятся к разряду баек о всемирном сионистском заговоре. Если «Бней Моше» и продолжают свою работу, то на очень законспирированном уровне, и чем они действительно занимаются – известно лишь посвященным.
Но всё-таки он существовал, настоящий еврейский тайный орден! Только, в разрезе с антисемитскими домыслами, цель его заключалась не в мировом господстве, а в повышении морали собственного народа. Цель, которую может начертать на своем знамени любая партия любого государства.
Яков Шехтер
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru