[<<Возрождение] [Архив] ЛЕХАИМ АВГУСТ 2006 АВ 5766 – 8 (172)
Волга-Волга
Путешествуя по стране, мы побывали на многих реках: Кама, Урал, Дон, Обь, Ангара… На Волге оказались впервые. Да не где-нибудь, а в Волгограде, бывшем Сталинграде, ранее – Царицыне.
Я прохожу по улицам твоим,
Где каждый камень –
памятник героям.
Вот на фасаде надпись:
«Отстоим!»
А сверху «р» добавлено:
«Отстроим!»
Самуил Маршак
Путешествуя по необъятной территории бывшего СССР, слушая рассказы времен Великой Отечественной – рассказы ветеранов, участников сражений и тех, кто трудился в тылу, мытарился вместе с отступающей армией или находился в эвакуации, на Урале и на Украине, в Сибири и Белоруссии, – мы часто слышали слово «СТАЛИНГРАД». Символичное для всей новейшей истории слово…
Волгоград–Сталинград–Царицын. Сталинградская битва. Этот город и событие, неразрывно с ним связанное, стали значимыми для мировой истории, для истории целого поколения и для сохранения поколений последующих. В том числе для многих еврейских семей, многих еврейских жизней и судеб.
История российского государства стала историей многих родившихся здесь евреев. Это очевидно. И евреи – их радости и горести, их труд и творчество, сама их жизнь – также вошли в историю этого государства. Может быть, не все, но многие понимали, ЧТО станет с оставшимися в живых евреями, если фашистов не остановить. И тогда прозвучало слово: «СТАЛИНГРАД»! И с этой «точки» евреи начали отсчитывать дни жизни…
Конечно, Волгоград – город нееврейский. Это не Одесса, не Бердичев и даже не Биробиджан. Но и в Волгограде, оказывается, есть община, синагога, раввин. Здесь нам рассказали одну историю, которая больше похожа на легенду, хотя давность ее по историческим меркам не столь уж велика – меньше 20 лет.
В 1988 году жительница Волгограда, погостив у своей сестры в Нью-Йорке, собралась возвращаться в родной город. Однако очень боялась лететь в самолете. Сестра посоветовала ей перед дальней дорогой сходить к Любавичскому Ребе – в тот день, когда он принимал посетителей у себя в Бруклине. Что та и сделала.
Позже, рассказывая о встрече с великим человеком, эта скромная женщина, имя которой Зинаида Матвеевна Генкина, вспоминала красоту Ребе, его необыкновенную проникновенность и особенный блеск глаз… Разговор, состоявшийся с Ребе, получился следующий: «Я из Волгограда, очень боюсь лететь», – объяснила Зинаида Матвеевна. И продолжила: «У вас здесь хорошо, а у нас в городе нет общинного центра для евреев». «Не бойтесь. Счастливого пути», – сказал ей Ребе. Немного помолчав, он добавил, протягивая две долларовые купюры: «Этот доллар вам, а еще один – на развитие вашей общины». Этот самый доллар с благословением Ребе через много лет Зинаида Генкина передала общине и новому волгоградскому раввину Залману Йоффе.
В подобной истории для человека верующего вмешательство Провидения очевидно. Он не станет сомневаться в том, что именно благодаря благословению Ребе сегодня в Волгограде возродилась община и налаживается еврейская жизнь, сюда приехал раввин, здесь реконструируется синагога, появились еврейская школа и детский сад…
* * *
Раввина Залмана Йоффе мы нашли на кладбище. В руках у него была бензопила. И орудовал он ею весьма умело. Вместе с другими мужчинами – членами общины – он расчищал еврейское кладбище от зарослей и деревьев. «У нас ограда для кладбища уже готова и только ждет установки», – объяснил рав Залман.
Проблемой благоустройства еврейского кладбища Волгограда он занялся несколько лет назад, вскоре после прибытия в этот город. Тогда, собрав членов общины, пригласив уважаемых в городе людей, он напомнил, что заповедь о проводах человека в мир иной является одной из важнейших, к тому же это самое бескорыстное из человеческих деяний – ведь покойный не может выразить свою благодарность…
Тогда выяснили объем и стоимость работ: уборки и вывоза мусора, возведения ограды, демонтажа старой сторожки. Работы по благоустройству кладбища стали общим делом членов общины, учеников школы «Ор Авнер», спонсоров и состоятельных людей. И, по признанию многих, очень сплотили коллектив еврейской общины Волгограда. «Мы поняли, что создание возможности для евреев похоронить своих близких как положено – дело не одного, это дело всех», – сказал нам один из евреев-волгоградцев.
Обращаем внимание на свежую могилу. Дата рождения – 1924-й. Значит, кто-то из стариков… А дата смерти – 1942-й! «Старику» было 18 лет…
Рав Залман объясняет: здесь лежит Дунаевский Наум Исаакович – солдат, погибший при защите Сталинграда… Его останки обнаружил казачий поисковый отряд, который много лет ищет безымянные могилы воинов, погибших в Сталинградской битве. Обычно их хоронят на Мамаевом кургане, под сенью православного храма. Однако рав Залман принял решение: этого красноармейца нужно и должно похоронить как еврея, на еврейском кладбище города.
Перезахоронение состоялось в июне прошлого года. Пришли в основном молодые волгоградские евреи. Спустя 63 года они прочли по погибшему кадиш, раввин Шимон Животовский провел традиционные еврейские похороны по правилам, установленным много веков назад. И душа молодого солдата наконец-то обрела успокоение…
Синагога «Бейс Довид».
* * *
Раввин Залман Йоффе вместе с семьей приехал в Волгоград 26 мая 1999 года в качестве посланника Любавичского Ребе.
Все признают, что раввину Йоффе удалось заметно оживить еврейскую жизнь в Волгограде. По образному выражению местного чиновника, отнюдь не «влюбленного» в евреев, «еврейская община – одно из национальных объединений Волгограда, фонтанирующее идеями и делами».
Когда раввину Залману Йоффе предложили отправиться в шлихус, существовало три варианта: Самара, Казань, Нижний Новгород. Но судьба распорядилась по-иному. Вскоре после приезда раввина в Волгограде была, наконец, зарегистрирована община, а в 2001 году руководители еврейских организаций обратились к городским властям с просьбой решить вопрос о передаче им помещения синагоги. «Война» за это здание была непростой и долгой. Но важен результат: постановлением от 26 декабря 2002 года Волгоградский горсовет передал «в бессрочное, безвозмездное пользование муниципальное отдельно стоящее здание школы-синагоги по улице Балахнинской, дом 2».
До прихода советской власти в Волгограде существовали две синагоги, которые впоследствии были закрыты. Здания не переоборудовали под склады, как это происходило в других городах: например, здание «новой», центральной Хоральной синагоги на пересечении улиц Смоленской и Курской (сегодня – улица Порт-Саида) использовалось как поликлиника, а другое – старой школы-синагоги на Балахнинской – находилось в ведении муниципальной жилищно-эксплуатационной организации. Провидение распорядилось таким образом, что в Сталинграде, разрушенном в 1942–1943 годах практически до основания, два этих старинных здания не пострадали: бомбы, мины и снаряды «облетали» стороной эти сооружения. Евреи видят в этом особый знак…
Исполнительный директор волгоградского отделения фонда «Хесед Хаим» Елена Галицкая говорит по этому поводу следующее: «Слава Б-гу, община “отбила” здание старой синагоги в Ворошиловском районе. Я даже не знала, что оно сохранилось! Я была удивлена, увидев такое старое и абсолютно не пострадавшее здание на берегу Волги... Ведь там песчаный берег, и многие дома просто оседают. А здесь еще такая красота – магендовиды на стенах из красного кирпича!»
Синагогу на улице Балахнинской назвали «Бейс Довид» – в память о Довиде Колотилине. Благодаря усилиям этого замечательного человека и его семьи еврейская религиозная жизнь в Волгограде-Сталинграде, несмотря на трудности и опасности, которым подвергались религиозные евреи при советской власти, никогда не прекращалась. Возглавляемой им «полулегальной» общиной были сохранены два бесценных свитка Торы. Его отец, Илья Григорьевич Колотилин, был габаем (старостой) Хоральной синагоги, закрытой в 1937 году («малую» синагогу закрыли еще раньше – в 1929-м). Умер Довид Колотилин в мае 2001 года.
Сейчас волгоградская синагога «Бейс Довид» стоит в лесах, там полным ходом идут реставрационно-восстановительные работы. Уже снята крыша и оконные блоки, демонтированы внутренние перегородки. На первых этапах планируется строительство миквы. Возглавляет работы ведущий архитектор и разработчик технической документации Сергей Сена.
Бывшая синагога.
* * *
Ныне в волгоградской общине налажена работа по целому ряду программ. Начало этому было положено сразу после приезда в Волгоград молодого раввина с женой. Тогда еще не работал «Хесед», и перед ними встала первоочередная задача – наладить помощь нуждающимся. Так родилась программа «Милосердие». «Начали с того, что организовали стрижку бабушек и дедушек на дому, продовольственную помощь, покупку лекарств», – вспоминает Яэль Йоффе.
Еврейская школа «Ор Авнер» была открыта в 2000 году, в кратчайшие сроки, – как говорит рав Залман, «с Б-жьей помощью и помощью Ребе». Действует и детсад «Ган Геула», и воскресная школа для еврейских детей «Возрождение». В программе воскресной школы – изучение традиций и истории еврейского народа, иврита, национального фольклора, прикладного искусства. Дети членов общины имеют возможность ежегодно отдыхать в лагере «Ган Исроэл».
Работает клуб «Халом» – для женщин от 25 до 50 лет. Открыт клуб для пожилых людей «Посиделки». При общинном центре действует библиотека, бесплатно распространяется периодическая литература еврейской тематики, в том числе издаваемая общиной газета «Шофар Поволжья», которая пользуется большой популярностью среди читателей. При общине создан также ансамбль традиционной еврейской музыки «Адар».
Особенно радует внимательное отношение к ветеранам и пожилым людям: действует программа «SOS», в рамках которой собираются средства на проведение медицинских операций, происходит сбор одежды, лекарств и продуктов для людей, попавших в беду. С апреля 2003 года в синагоге работает кошерная кухня.
* * *
Можно сказать, что сегодня в Волгограде создана разветвленная «еврейская структура». Председатель общины Эрлих Анатольевич Ааронов родом из Дагестана. Он вырос в религиозной семье и, хотя переехал в Волгоград недавно, оказывает серьезную поддержку реб Залману в организационных вопросах и в решении вороха общинных проблем.
Помимо религиозной общины, возглавляемой Аароновым (в ее ведении благотворительность, воскресная школа и, конечно же, молитвенная жизнь), под руководством супруги раввина Яэль Йоффе действует ВЕОЦ – Волгоградский еврейский общинный центр. Это скорее «светская» организация, занимающаяся вопросами культуры, образования, семьи, молодежи.
Еврейская община и общинный центр успешно интегрируются в жизнь города и области. Безусловно, нельзя разделить работу этого, по сути, формального «размежевания». Всё здесь взаимосвязано, и все работают «в одной упряжке». Явный лидер всех новых начинаний – Яэль Йоффе. Помогает ей в этом и юридическое образование, и хорошие отношения с городской, областной и районной администрацией. Она является как бы «политическим лицом» общины. Однако «по совместительству» Яэль и правовед, и менеджер, и прекрасная мама пяти очаровательных детишек.
Как председатель совета общинного центра, Яэль Йоффе с января 2004 года входит в совет по социальным вопросам при главе администрации Ворошиловского района города. В прошлом году председатель совета ВЕОЦ за активную работу в деле помощи ветеранам войны была награждена памятным знаком «К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне».
Вместе рав Залман и его супруга Яэль составляют удивительный тандем, за короткий срок буквально «свернувший гору» на пути к процветанию идишкайта в Волгограде и области.
Я. Йоффе.
«Люди, жадные до еврейства и еврейских дел» – так говорят о волгоградском раввине и его жене, об их ближайших помощниках и сподвижниках. Они постоянно заняты освоением чего-то нового, они «недовольны» существующим положением дел, они не терпят рядом с собой равнодушных и ленивых.
На прощанье рав Залман рассказал нам майсу: «Один еврей пришел к известному раввину с вопросом: ехать ли ему в Израиль? “Главное – сделать маленький Израиль там, где мы живем”, – ответил ему Ребе. Этим мы здесь, в Волгограде, и занимаемся – делаем маленький Израиль в большом российском городе!»
Акция «Чистый город».
И. Карпенко
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Волгоград (до 1961 года – Сталинград, до 1925 года – Царицын) – крупный промышленный и культурный центр юга России. Датой его основания принято считать 2 июля 1589 года, а имя ему было дано по названию речки Царица, впадающей в Волгу. Расположен на изгибе нижнего течения Волги, на ее правом берегу. Нижнее Поволжье изначально развивалось как многонациональный регион. Однако еврейская жизнь в Царицыне сколько-нибудь заметной становится не ранее второй половины XIX века, после некоторого послабления ограничений для евреев и их расселения вне черты оседлости.
Первые упоминания о евреях в Царицыне относятся к концу ХIХ века. По данным профессора ВолГУ С. Э. Крапиневского, в 1873 году здесь проживало 410 евреев, среди которых преобладали ремесленники и рабочие из оставшихся после окончания военной службы солдат-кантонистов. Интеллигенцию представляли в основном медики. В конце XIX века здесь возникает еврейская община. Сначала власти разрешают открыть временные молельни, а затем – построить синагогу. Существовала община геров – неевреев, принявших иудаизм.
В конце XIX – начале ХХ века получила распространение культурно-просветительская организация «Еврейский товарищеский союз». 17 октября 1888 года в городе открывается первая синагога, которая в начале 1890-х годов уже не вмещает всех желающих. Неофициально открываются еще две молельни в частных домах Дормана.
В начале ХХ века число евреев, постоянно проживающих в Царицыне, увеличилось до 900 человек и встал вопрос об открытии второй синагоги. На участке, принадлежащем членам еврейской общины, была построена большая Хоральная синагога, открытие которой состоялось 26 августа 1911 года. Существовала в городе и еврейская школа (ешива), где обучение велось на древнееврейском языке. Был организован еврейский любительский театр под руководством Д. М. Мильвидского, ставивший спектакли по произведениям Шолом-Алейхема.
Таким образом, к 1917 году в Царицыне, не входящем в черту оседлости, сложилась достаточно сильная еврейская диаспора. Во время революционных событий, в которых евреи Царицына принимали активное участие, представителями городского совета были Я. З. Ерман и Р. Я. Левин. После Октябрьской революции численность еврейской общины выросла, и к середине 1920-х годов насчитывала более 2000 человек. Однако в 1929 году большинство раввинов были подвергнуты арестам и ссылке, а еврейская религиозная школа ушла «в подполье».
Во время Сталинградской битвы город был полностью разрушен, но здания обеих синагог, закрытых в конце 1920-х – 1930-х годах, сохранились. После Великой Отечественной войны из местных евреев уцелели единицы. В 1960–1980-х годах в Волгограде поселилось несколько десятков семей горских, грузинских и бухарских евреев. В 1990 году было основано Волгоградское еврейское культурно-просветительское общество (председатель – Владлен Израилевич Пайкин) с городским лекторием, начала работу воскресная школа.
Все годы советской власти миньян собирался, как правило, на квартирах, а еврейская община Волгограда представляла собой «неформальное религиозное объединение», которым после войны руководил Довид Колотилин, потомок геров в четвертом поколении. Довид – сын габая Хоральной синагоги Ильи Григорьевича Колотилина, которому после закрытия синагог верующие поручили хранить восемь свитков Торы из Израиля, представляющих большую ценность.
Д. И. Колотилин, вернувшись с войны, продолжал хранить две Сейфер Торы, спрятанные вместе со всем домашним скарбом в тайнике на окраине города, – и свитки Торы оказались тем единственным, что сохранилось после разграбления тайника. Остальные свитки сгорели в доме в результате прямого попадания снаряда. Тору доставали раз в месяц, когда религиозные евреи города собирались в доме Колотилиных. Довид Ильич возглавлял миньян, проводил Шабосы и еврейские праздники, помогал хоронить евреев согласно традиции. Долгое время он оставался единственным в Волгограде человеком, кто мог вести службу, читать кадиш и молитву о больном. Он же стал председателем волгоградской еврейской религиозной общины, зарегистрированной в июле 1999 года после приезда в город раввина Залмана Йоффе – посланника Любавичского Ребе.
Раввин Йоффе считает, что еврейское население Волгограда вместе с городами-«спутниками» Волжским и Светлым Яром составляет (по закону о возвращении) не менее 10 тыс. человек, по Алохе – 4–5 тыс., «плюс очень много евреев, корни которых глубоко спрятаны, а также тех, кто просто боится прийти».
[ << Назад ] [ Содержание ]
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru