[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2006 ТАМУЗ 5766 – 7 (171)
Проваленный еврейский вопрос
Алексей Миллер
Империя Романовых и национализм: эссе по методологии исторического исследования
М.: Новое литературное обозрение, 2006. – 248 с.
Вы, наверное, замечали, как в последнее время все – от кинорежиссеров до рекламщиков, от компаний сотовой связи до фигуристов, – следуя тщательно разработанному кем-то сценарию, не упускают случая напомнить гражданам России о том, что они – россияне и должны быть патриотами и гордиться своей великой страной. К сожалению, не единичны и другие, гораздо более радикальные и менее нормальные явления того же национально-патриотического ряда. На этом фоне полезно вспомнить об имперских националистических моделях и политиках русификации – ведь во многом на ту эпоху ориентируется постсоветская великодержавная Россия.
Алексей Миллер – профессор Центрально-Европейского университета в Будапеште и сотрудник ряда других европейских университетов; русист с определенным реноме на Западе; историк и политолог, пишущий на весьма животрепещущие темы («Украинский вопрос в политике властей и русском общественном мнении», 2000). Он известен в кругах более широких, чем академические: читает публичные лекции в возрожденном из пепла бастионе московской интеллигенции – клубе «Билингва»; издает одну за другой монографии в модных интеллектуальных издательствах ОГИ и НЛО. Нас интересует новейшая его книга – «Империя Романовых и национализм», а точнее, одна из шести глав этой книги – «Империя Романовых и евреи».
Для русиста, касающегося еврейского вопроса как небольшого сектора более глобальной темы, Миллер хорошо владеет материалом, почерпнутым не столько из источников, сколько из монографий англоязычных исследователей, прежде всего Джона Клира, Дэвида Фишмана, Юрия Слезкина (хотя научная фундированность нашумевшей книги последнего – «Эра Меркурия» [The Jewish Century] – местами сомнительна). Эти полсотни страниц, где излагается история еврейского вопроса в России с XVI века, – но в основном, конечно, с эпохи разделов Польши, – достаточно насыщены фактами и интересны как обзорный очерк. Однако главное здесь – концептуальные акценты и методологические выводы автора.
Монография посвящена, прежде всего, методологии изучения национализма, и одной из центральных авторских идей является протест против заострения внимания на преследованиях, доминирующего как в еврейской историографии применительно к истории евреев в Российской империи, так и в других национальных историографиях «малых» народов, живших в составе тех или иных империй. Подобные историографии зачастую не стремятся изучить мотивацию имперских властей, воспринимая империю просто как институт подавления, по природе своей якобы нацеленный на дискриминацию этноконфессиональных меньшинств. Миллер смотрит на историю еврейского вопроса (равно как и польского, и других) с точки зрения политической прагматики – смогла ли империя Романовых использовать этот ресурс. По его мнению, нет; еврейский вопрос «провалили», но не в этом суть.
Главный пафос Миллера – в усложнении и дифференциации. Пусть от «синдрома жертвы» нельзя полностью избавиться, но нельзя же всё сводить к притеснениям и насилию и всё объяснять патологическим антисемитизмом властей. Надо помнить, что часть имперской бюрократии была вполне прогрессивна и стремилась к эффективной инкорпорации евреев в российское общество. Кроме того, еврейский вопрос решался не как Б-г на душу положит и не изолированно, а в тесной связи с польским вопросом, в зависимости от степени опасности народных настроений и динамики положения в западных губерниях. С другой стороны, если говорить уже не о гонениях, а о политике ассимиляции (не менее осуждаемой еврейской традиционной историографией, чем гонения), то следует иметь в виду активную роль в этом процессе значительной части еврейского общества.
Предложения нашего автора трудно назвать новаторскими. В последние десятилетия многие исследователи выражают протест против «плаксивой» концепции диаспорной истории и пытаются увидеть в своих героях не только объект, но и субъект, не только пассивных жертв, но и акторов истории. В этом отношении Миллер неоригинален; однако его очерк по истории еврейской политики династии Романовых исключительно ценен благодаря актуальному контексту – панораме национальной и националистической идеологии и практики имперских властей, политик дискриминации и ассимиляции в отношении прочих этноконфессиональных меньшинств.
Давид Гард
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru