[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2006 ТАМУЗ 5766 – 7 (171)
От Карла Великого до идишкайта и Холокоста: опыт цивилизационной истории
Под общей редакцией Ж. Баумгартена, А. Вевьорка, И. Ниборски, Р. Эртель
Тысяча лет культуры ашкеназов
М.: Текст; Лехаим, 2006. – 558 с.
Творческий союз «Текста» и «Лехаима» дал интересный результат, несколько неожиданный для обоих издательств, ранее не выказывавших особой склонности к академической продукции. Это перевод вышедшей несколько лет назад коллективной монографии под редакцией ведущих французских специалистов по европейскому еврейству и идишистской культуре, представляющей собой на редкость качественный обзор цивилизации ашкеназов, то есть сначала западно- и центральноевропейских, а затем центрально- и восточноевропейских евреев. Хронологически этот обзор доходит до Холокоста и его последствий, а начинается IX–X веками – периодом становления цивилизации, которое традиция связывает с именем Карла Великого, якобы выписавшего французским евреям духовного наставника из Вавилона, а главное, переселившего из Италии на Рейн очень влиятельное и ученое еврейское семейство, которое в дальнейшем на протяжении веков поставляло ашкеназам светских и духовных лидеров. В книге рассматриваются: а) юридический и политический статус, социальная структура и культура французского и германского еврейства в Средние века и раннее Новое время; б) жизнь и культурное наследие еврейских общин Нового времени как в традиционно ашкеназских регионах (Франция, Германия, Австрия, Литва, Польша), так и в ашкеназской диаспоре (Австралия, Южная Африка, Латинская Америка, США и Канада); в) европейские евреи в Новейшее время, их участие в социалистических движениях, их судьба в Советском Союзе; г) разнообразные варианты осмысления европейскими евреями XIX века собственной истории, религии и идеологии; д) идишистское культурное пространство; е) Холокост и его последствия для ашкеназской цивилизации.
Книга очень добротная, русским переводчикам и редакторам удалось даже справиться с проблемами, неизбежными в изданиях по иудаике, где нет единой устоявшейся традиции транскрипции имен и перевода терминов. Встречаются, конечно, ничем не мотивированные скачки с ивритских на греческие варианты имен и ошибки в транскрибировании еврейских топонимов и терминов (что, вероятно, объясняется тем, что перед нами перевод с французского), но в целом текст выглядит вполне достойно. Совершенно не обработаны библиографические списки, при составлении которых французские редакторы руководствовались прежде всего языковым критерием. В результате мы видим не слишком авторитетные французские работы и французские переводы английских исследований, русские же не то что исследования, но даже переводы классических трудов не указаны вовсе.
Несмотря на мелкие дефекты, книга представляет собой безусловную ценность на фоне относительного дефицита в России научной и учебной литературы по иудаике. Очевидно, что эта монография отлично подходит на роль если не учебника, то «дополнительной литературы» для университетских курсов по еврейской истории. Как и подобает учебнику, книга отнюдь не новаторская, а вполне традиционная и конвенциональная. В самом факте ее появления отразились любопытные академические тренды общемирового масштаба. Так, об истории крупнейшего сегмента европейского еврейства решили написать европейские исследователи. В сборник включены работы израильских и американских специалистов, но большинство авторов, равно как и составители – французские ученые. Надо сказать, что в иудаике, при видимой взаимоподдержке и кооперации, существуют подспудные разногласия и конкуренция израильского, американского и европейских интеллектуальных центров. И то, что сборник был задуман в Парижском университете и создан во Франции, а израильские ученые внесли в него лишь скромную лепту, конечно же, весьма знаменательно.
Этот коллективный труд – памятник ушедшей (уходящей) цивилизации и пример еврейского антиглобализма. Шесть миллионов жертв Холокоста унесли с собой в могилу ашкеназскую культуру, а затем, в новой геополитической ситуации, стали размываться границы между еврейскими этносами и культурными типами. И вот группа ученых решила написать портрет этого уходящего этноса, представив не привычный горизонтальный (по периодам), а вертикальный срез еврейской истории – ашкеназы от Адама до Потсдама, от Карла Великого до Холокоста – и прослеживая последовательность и взаимосвязь событий на всем этом длинном хронологическом отрезке. За последние полтора века было доказано: специфически еврейская культура и цивилизация существовали, существуют и имеют самостоятельную ценность; теперь же проявился более частный подход и то же решили доказывать применительно к отдельным еврейским диаспорам.
Давид Гард
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru