[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2006 ТАМУЗ 5766 – 7 (171)

 

ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ И МОДНЫЕ БЕЗДЕЛУШКИ

В холодный день отец впервые ведет сына в хедер, но сначала решает погрузить его в микву. «Какая миква? – пугается жена. – У нас в деревне и нет ее!» «Значит, придется в реку окунуть», – настаивает отец. Жена спорит, да всё напрасно: отец берет большое полотенце и ведет ребенка к холодной реке. Окунает – ребенок кричит, как от боли: «Ой!» А когда растирает его полотенцем и одевает в теплое, ребенку становится приятно, и он уже только довольно вздыхает: «Ах!» Вернулись отец с сыном домой. Жена спрашивает: «Ну и зачем тебе понадобилось окунать ребенка в холодную воду?» «Во-первых, торжественный день, мы всегда в такие дни погружаемся в микву, – говорит отец. – Но главное – я преподал сыну важный урок. В жизни есть два пути: от “Ой” до “Ах” и от “Ах” до “Ой”. Если ты вначале пройдешь через трудности и боль, двигаясь к своей цели, то в конце с удовольствием скажешь: “Ах!” А если будешь только гоняться за удовольствиями – в конце оглянешься назад и скажешь: “Ой! Жизнь прошла мимо…”»

Сколько бы нашего времени ни занимали проблемы повседневности, а от размышления о вечных ценностях никуда не деться. Даже сами проблемы повседневности наводят на эти мысли: ведь они постоянно ставят нас перед выбором, предлагают альтернативы, требуют решений. А как решать бесконечное множество возникающих проблем, если не имеешь приоритетов, если не задаешься вопросом, что есть правда на земле, какие ценности должны быть основными, а какие второстепенными?..

Вот лишь один пример. Главное для человека – его самоощущение. Доволен он или раздражен, счастлив или несчастлив, получает удовольствие от жизни или тяготится ею. Недаром говорят, что, если человек потерял деньги – это одна десятая от него ушла, если потерял здоровье – половина, а если потерял вкус к жизни – считай, нет человека. И наоборот: если самоощущение человека хорошее, он преодолеет любые трудности.

А как же создается хорошее самоощущение? Верно – при помощи системы ценностей и приоритетов. Любой человек чувствует себя хорошо, если у него в доме мир, в семье любовь – ну, еще желательно здоровье и чтобы работа приносила удовлетворение. Наконец, не бывает хорошего самоощущения без понимания смысла жизни, – а это может дать только религия. Вечные ценности, как мы знаем из Торы и из истории, потому так и называются, что сопровождают человека с древних времен. Логично предположить, что они не изменятся и в будущем.

Впрочем, наряду с укоренившимися ценностями в жизни каждого поколения появляется что-то новое. Взять, к примеру, моду. Вещь по определению изменчивая, теперь уже она меняется просто каждый год. И вот мы видим: для многих людей модная одежда становится самостоятельной ценностью, а отсутствие ее наносит удар по самоощущению.

В чем дело? Социологи указывают, что превращение неких преходящих вещей в ценности связано с тем, что им приписывается статусная функция. То есть обладание такой вещью делает человека как бы «более значительным» в глазах окружающих. Отсюда погоня за модой, за «престижными» машинами, за домом в «престижном» районе, за «престижной» профессией и т. д. Потребительское общество при помощи агрессивной рекламы ориентирует человека именно на преходящие цели. По сути оно говорит: «Ты будешь счастливым только тогда, когда у тебя будут такие-то и такие-то вещи».

А что на практике? Очень многие люди становятся несчастливы, не обладая «престижными» вещами. Не меньшее количество людей с огромными усилиями получили «престижные» вещи – но счастья у них не прибавилось: вещи эти очень скоро перестали быть «престижными». Мода устаревает, причем очень быстро: охотник за «престижными» вещами обречен вечно гоняться за пустым фантиком от конфеты.

На самом деле улучшить самоощущение человека, сделать его счастливым способны лишь те ценности, которые укоренились во множестве поколений. Наверное, правильно будет сказать, что эти укоренившиеся ценности дал нам Б-г, – явно их не люди придумали для достижения каких-то личных целей! Недаром в Торе мы учим: «Помни дни древности, пойми годы всех поколений, спроси отца твоего, и он скажет тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» (Дворим, 32:7). А если эти ценности от Б-га – они являются истинными по определению, чего мы не можем сказать о ценностях преходящих, модных игрушках каждого поколения.

Разумеется, когда мы молоды, нам кажется, что мы всё знаем лучше, чем старые люди. Ведь мир меняется, им надо долго приспосабливаться, а мы, молодые, подходим новому миру, как рука перчатке. Советы старых людей нам не нужны, – если вдруг возникает конфликт поколений, в этом, конечно, виноваты старики, которые не понимают ценностей нового мира… С возрастом же почти все мы учимся ценить именно то, что получили от предков.

Одна из Десяти заповедей требует от нас «чтить родителей». Почему? Только лишь потому, что они дали нам жизнь, а потом сколько-то лет кормили и учили? Но жизнь нам, по большому счету, дал Б-г, а «кормили и учили» не только родители, но и учителя, работодатели и еще множество людей, помогающих нам на жизненном пути. Почему же они не упоминаются в заповеди? Да потому, что заповедь относится не только к физическим людям, но и к тем знаниям, тем непреходящим ценностям, которые мы от них получили. Соответственно, самое большое почитание родителей – это избрать тот путь, который они, и их предки, и предки предков считали путем благим. Исполнение этой заповеди приносит самое большое удовлетворение старшему поколению. Но оно же дает радость молодым людям, чье самоощущение ориентируется на непреходящие ценности, а не на модные безделушки. А когда нам всем хорошо – радуется и Тот, Кто дал нам заповеди и ценности, чтобы человеческая жизнь обрела смысл и содержание.

Главный раввин России Берл Лазар

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru