[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2006 ТАМУЗ 5766 – 7 (171)
«МОЛИТВА ОГНЕННЫХ КРАСОК»
Марк Харитонов
Хаим Сутин
Хаим – жизнь.
Курица оцепенела в руке местечкового
резника,
Блеск ножа, вспышка
яростной крови.
Крик застрял в перехваченном горле –
кажется, навсегда.
Жизнь – попытка освободиться,
вытолкнуть крик.
Голый юноша с детской
губастой улыбкой
Смотрит на чистый холст,
как влюбленный на девушку,
Обмакнул осторожно кисть
в красную краску –
Брызнула первая кровь,
вскрикнул первый мазок.
Алая рана рта, нервно сцеплены пальцы,
Многоцветно пульсируют жилы,
напряжены,
Беспокойно вздернуты плечи,
взбудоражены складки,
Изумленье смещает черты, лицо живее,
чем в жизни.
Мир неправилен, вздыблен, тревожен,
если не омертвел.
Кисть в руке – сопротивление небытию.
Ребе сказал:
Не изображай ничего, что имеет душу,
это запрещено.
Краски вопят с холста:
разве мертв натюрморт?
Пейзаж освежеванных тел, распятых,
цветущих кровью,
Ритуальная бойня, молитва,
заклинание боли.
Вскрыта земля, копошась,
расползаются склоны,
Обнажены потроха цвета глины,
пульсируют жилы дорог,
Взбаламучено, взбугрено небо,
рощи срываются с места,
Деревья летят кувырком с горы,
запутаны волосы-ветви,
Дома вцепились корнями в землю,
наклонились не в сторону ветра –
Против ветра, чтоб удержаться
на крутизне.
Жизнь – попытка держаться.
Только с кистью в руке
одолеваешь тревогу,
Если ты без нее –
значит, спишь или пьян.
Хаим – жизнь.
Спит художник на просохшем холсте,
укрывшись едва просохшим.
Под ним и над ним вздымаются,
дышат холмы,
Дорога, взобравшись на гору, повернулась,
глянула вниз –
Кружится голова.
Дома громоздятся на плечи друг другу,
Заблудилось под ними облако,
освежеваны красные крыши,
Вздуты реки цвета рубина.
В ущельях, рощах, оврагах
Проявляются вдруг обитатели –
застигнешь врасплох,
Отведешь на мгновение взгляд –
больше уже не увидишь,
Не сможешь вернуться,
заблудишься в складках мира.
Хаим – жизнь.
Ты, наверное, много страдал? –
Спросят его. Я был счастлив всю жизнь, –
Улыбнется художник детской
губастой улыбкой,
Спрятанный в катафалке,
чтобы проникнуть в город,
Который сравнил однажды с телом,
цветущим кровью,
Мимо постов оккупантов –
и там умереть в больнице.
Кровь, наконец, прорвется.
Крик предсмертного счастья,
Молитва огненных красок будет
звучать с холстов.
Дар
– Прими несравненный дар: тебе дается
способность
Во всё проникать сквозь покровы,
под шелуху шелестящих,
Обманчивых, как улыбки, слов,
угадывать за молчанием
То, что осталось несказанным.
Черты неприкрашенных лиц
Проступят под нарисованными.
Тебе откроется правда.
Вдруг обнаружишь пропажу, поймешь,
что был обокраден
Тем, кто казался другом.
Ты наконец узнаешь,
С кем тебе изменяла та,
кого ты любил…
Постой, не спеши с благодарностью.
Это не всё. Ты сумеешь
Заглянуть в себя самого,
больше не будешь, как прежде,
Малодушно лукавить с собой,
отворачиваться, зажмурясь,
Лишь бы не видеть, не признавать
жизни, как она есть,
Фальши, блевотины, крови,
перестанешь тешить себя
Выдумками, увертками,
довольствоваться обманом.
Трезвость сродни бесстрашию –
только она позволит
Ощутить эту жизнь сполна –
кожей, ноздрями, нутром.
– Не надо, твой дар не по мне,
возьми его лучше обратно.
К чему непосильная правда,
когда ничего отменить,
Изменить, переделать не можешь?
Только сойти с ума,
Головой биться о стену.
Оставь мне способность и дальше
Обманываться безоглядно,
верить тем же словам,
Завереньям в любви и дружбе…
Говоришь, уже поздно? Тогда
Лиши меня зрения, слуха,
сделай меня дурачком,
Чтоб мог умереть, как жил,
с блаженной слюнявой улыбкой.
Впервые
1.
В теплом тумане сиянье улыбки –
впервые.
Голос возник, отделился от музыки вод,
от биенья Вселенной.
Неблагополучие мира,
как непонятная боль – прорезались зубы.
Слово соединилось со смыслом.
Нерукотворное чудо
На рукавице становится каплей.
Запах хвои в тепле,
Оттаивает ожиданьем подарка.
Покачивается, набухает
На конце соломинки радуга.
Майский жук посылает
Депешу в ухо из коробка:
с тобою будет впервые.
Всё, чего еще не было.
Выведешь первое имя
На стекле по дыханию пальцем.
Будет первая встреча,
Прикосновение, страх обнаженности,
потрясение, дрожь.
2.
Это мы уже знаем,
повторяется снова и снова
То же, что и у всех: голоса,
объясненная боль, однообразие
Снежных кристаллов. Присмотревшись,
увидишь опять
Те же узоры, вариантов немного.
Те же талые капли сливаются
В лужи, дождь вздувает на них пузыри –
незачем различать.
На запотелом стекле
(вставленном вместо разбитого),
Расплывается имя. Всё знакомо,
понятно: еще одна встреча,
Прикосновение, зябкая дрожь, страх,
обнаженность, усталость.
Дети играют в песочнице.
Маленький заговорщик, сияя,
Протягивает коробок: поднеси его к уху,
послушай.
Усмехаешься утомленно: слышал,
слышал уже.
3.
Впервые, всё только впервые, опомнись,
очнись – ты живешь.
Такого, как ты, еще не было,
ты для того был и создан,
Чтоб обновлять этот мир ежедневно,
соединять на стекле
Тепло своего дыхания с еще
неотчетливым чувством,
Перебирая набор запыленных,
давно всем известных слов,
Их протирать, обновлять,
составлять магический шифр –
Возвращать первозданную яркость
краскам, запахам, звукам.
Первые пробные капли –
виртуоз слегка прикоснулся
К клавишам мостовой,
поют водосточные трубы.
Пузыри на сияющих водах набухают,
ликуют.
Сонная поволока смыта с листьев,
травы, с лиц.
2005
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru