[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2006 ТАМУЗ 5766 – 7 (171)
Библиография.Книги Израиля
Аппельфельд А. Цветы тьмы (Пирхей ха-афела). Кетер, 2006. – 265 с.
Герой повести – 12-летний еврейский мальчик Хуго, скрывающийся в доме украинской проститутки в годы нацистской оккупации. Повесть автобиографична (нелишне вспомнить, что Аппельфельд родился в Черновцах, где в первые дни войны была убита его мать, а отца он потерял на дорогах Украины, – по которым евреев гнали в неведомое им гетто, – с тем, чтобы обрести его потом в Израиле). Со свойственной Аппельфельду прямотой и выразительностью он рисует невзгоды Марьяны, которая, принимая на себя все мерзости жизни, пытается оградить от них подростка и сохранить в нем веру в добро.
Бар-Зохар М. Как феникс: Шимон Перес – биография (Ке-оф ха-холь). Йедиот ахронот: Сифрей хемед, 2006. – 782 с.
Автор известен русскоязычному читателю своей биографией Давида Бен-Гуриона (Иерусалим: Библиотека-Алия, № 105–106). Новое биографическое повествование об одном из ведущих израильских политиков особенно подчеркивает два аспекта личности Переса: неуклонное, граничащее с фетишизмом служение идее «мира на Ближнем Востоке» и почти столь же последовательное стремление оставаться политическим лидером, даже если для этого необходимо сменить партийную принадлежность.
Гроссман Д. Львиный мед: рассказ о Самсоне (Дваш арайот: сипур Шимшон). Йедиот ахронот: Сифрей хемед, 2005. – 138 c.
Израильский писатель, чья книга для юношества «С кем бы побегать» пользуется популярностью и в оригинале, и в русском переводе Никода Зингера, на сей раз обратился к библейскому рассказу о богатыре Самсоне. Герой, разрывающий льва, уносящий на могучих плечах ворота Газы, выведен Гроссманом как герой страдающий: его гнетет и то обстоятельство, что он – Б-жественный избранник, и неопределенность родовой самоидентификации.
Мошкович-Вайс Э. Ты тоже можешь! (Гам ата яхоль!) Йедиот ахронот: Сифрей хемед, 2006. – 204 с.
Антиутопия, описывающая жестокую хищническую цивилизацию на месте нынешнего Израиля в 2039 году. Автор утверждает, что нарисованная ею картина – это лишь органическое продолжение нынешней ситуации в стране, где процветают эгоизм, прагматизм и жажда наживы, где нет места любованию красотой природы или поэзии. Несмотря на претензию на художественную прозу, книга воспринимается скорее как памфлет, шаблонный и потому не страшный, тем более что «акулы капитализма», которые мерещатся автору в недалеком будущем, до чтения ее романа вряд ли снизойдут.
Херт А. А солнце грело нам спину (Ве-ха-шемеш химмема лану эт ха-гав). Йедиот ахронот: Сифрей хемед, 2006. – 271 с.
Женская проза в Израиле последние два десятилетия пользуется огромной популярностью. На этот раз читателя ждет семейный роман, написанный с позиции девочки, выросшей в распавшейся семье. Отца нет, и неизвестно, где он; с матерью живет чужой человек; после нелегких скитаний девочка выбирает дом тети Гертруды, застенчивой старой девы из немецких евреев, живущей в Хайфе. Неподдельная искренность повествования не может не вызвать сочувствия в читателе и заставит его лишний раз задуматься о ценности семьи.
Шапира А. Танах и израильская идентичность (Ха-Танах ве-ха-зехут ха-исраиэлит). Иерусалим: Магнес: изд-во Еврейского университета в Иерусалиме, 2006. – 175 с.
Небольшая, красиво оформленная плакатом израильского художника Зеева Рабана книга составлена профессором Тель-Авивского университета Анитой Шапира и содержит, помимо эссе автора, тринадцать републикаций на тему «сионистское отношение к Танаху». Среди авторов – Давид Бен-Гурион и Ахад-Хаам, директор легендарной гимназии «Герцлия» Бен-Цион Мосинзон и педагог Залман Эпштейн, писатели Яков Фихман и Эхуд Бен-Эзер, еврейские деятели просвещения. Концепция Аниты Шапира сводится к тому, что Библия еврейского народа стала главным источником для самоидентификации жителей Страны Израиля: они шагали по библейской земле, говорили на почти библейском языке и брали за образец деяния библейских героев. Воспитание сионистов по библейским канонам заменило религиозный аспект Писания и изменило духовную жизнь еврейской диаспоры, причем идеологом и проводником в жизнь подобного воспитания стал всевластный Бен-Гурион. Однако когда после кровопролитной войны Судного дня ореол героики заметно потускнел, когда цена земли Израиля вдруг получила пугающее выражение в количестве павших, Танах потерял свою актуальность. Израильтяне не хотели больше сражаться и погибать, не видели причины жертвовать собой ради абстрактных идеалов народа и государства. И Танах стал книгой для чтения, сокровищницей архетипов и непревзойденным художественным образцом, то есть достоянием небольшого круга интеллигенции.
Эфрат Г. Как у себя дома (Ке-бе-тох шело). Йедиот ахронот: Сифрей хемед, 2006. – 317 с.
Книга, исследующая сюжеты Танаха с точки зрения современного читателя, знакомого с античной и западной философией, историей искусств и методами литературного анализа. Воспитанный на эклектичном мышлении постмодернистов ХХ века, автор находит неожиданные смысловые ракурсы в еврейском классическом памятнике.
Зоя Копельман
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru